Звонок на онлайн-урок
Хотя традиционные формы получения знаний не сдают своих позиций, дистанционное обучение в последнее время набирает все большую популярность. Школьное образование и технологически, и содержательно должно идти в ногу с самыми передовыми разработками. В стране развиваются эффективные цифровые инструменты — с обратной связью, адаптивностью, игровой формой, — которые разгружают учителей и заинтересовывают учеников. Уверена, что цифровизация и использование современных технологий может повысить продуктивность образовательного процесса, решить проблемы, связанные с вовлечением детей в процесс обучения. Первые электронные дневники появились в минских школах еще в 2015 году. Этот сервис хорошо себя зарекомендовал: ученик не забудет записать домашнее задание, не исправит двойку, в конце концов не потеряет дневник. Только в Минске около 130 школ активно пользуются сервисом. Не отстают и регионы. Совершенствуются и учебники. На их страницах размещают QR-коды. Хочешь узнать по теме больше — наводишь свой телефон и получаешь дополнительный красочный материал.
Дистанционный формат обучения во время пандемии позволил иначе взглянуть на некоторые организационные моменты. Многие узнали, что такое видеоконференция, научились пользоваться Zoom и онлайн-курсами. Цифровая среда позволяет детям не прерывать занятия, когда они заболели, учителям — осуществлять связь с ребятами. Коронавирус подтолкнул многих к новому формату работы. Один из плюсов дистанционного обучения — внешние отвлекающие факторы сведены к минимуму. Я имею в виду шум и разговоры в классе, когда при всем желании очень сложно сконцентрироваться на предмете, ведь для глубокого погружения в тему необходима максимальная собранность.
В сети существуют качественные открытые образовательные ресурсы, позволяющие демонстрировать химические эксперименты, опыты на оборудовании, которое не всегда есть в школе. Взять хотя бы интерактивную таблицу Менделеева, размещенную на открытом образовательном ресурсе Ted-Ed. Она позволяет популярно и наглядно рассказать, что собой представляет и где применяется каждый химический элемент. Десятиминутное яркое видео порой быстрее объяснит суть явления, нежели учитель у доски, даже если он прекрасный рассказчик. При этом всегда можно уточнить проблемные моменты, получить консультацию у педагога. Конечно, онлайн-обучение требует высокой самодисциплины и мотивации от ученика.
В Беларуси планируют создать единую образовательную платформу. Ресурс будет полезен ученикам, родителям и педагогам. Это очередной шаг на пути к цифровой трансформации образования, ведь мы взяли курс на развитие ИT-страны. Под влиянием новых технологий мировая экономика изменяется. Появляются новые отрасли, преобразовываются традиционные ресурсы и механизмы. В новых условиях необходимо развивать современные подходы к обучению. И делать это достаточно быстро. Иначе можем отстать.
Арина Гавриленко, учитель химии ГУО «Боровлянская гимназия».
Эффект присутствия
Современные формы не заменят классической школьной программы. На уроках важен живой контакт «глаза в глаза». Сегодня много говорят о дистанционном обучении, но без непосредственного общения учащихся и учителей образовательный процесс не является полноценным. Пока обучение онлайн можно рассматривать только как дополнительную форму получения знаний.
Посмотрите, в России первый же месяц дистанционного формата обучения показал: переход на уроки в сети дается сложно. По оценке экспертов, с технической точки зрения всего 15 % школ в полной мере были готовы к тому, чтобы проводить занятия через экраны компьютеров. Вместо удобства многие получили проблемы. Учителя жаловались, что им приходилось переучиваться на ходу и менять все наработанные подходы. Возраст некоторых педагогов — за пятьдесят, и компьютерные технологии далеко не для всех — открытая книга. У кого-то не было навыков онлайн-трансляций. Стоит признать, что мощности интернет-платформ, которые используют школьники, зачастую оказываются не готовы к наплыву большого количества людей. Это приводило к лишним сложностям: огромная ответственность и дополнительная нагрузка ложились на родителей.
Не все дети готовы учиться дома. Кому-то сложно понять тему, кто-то просто перестает делать домашнюю работу, отвлекаясь на свои дела. Только в классе ребенок максимально усваивает необходимый материал. Можно ли научить писать буквы дистанционно? Читать? Много ли родителей смогут правильно объяснить, как это делается? Кроме того, школа выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, она помогает ребятам социализироваться.
Для обучения важен опыт прямого взаимодействия детей друг с другом, детей и взрослых. Он несравненно богаче, чем общение в цифровой среде. Оставаясь дома, ребята могут отвлекаться на виртуальные игры, соцсети. Помимо этого из-за чрезмерной фокусировки глаз на ближнем расстоянии возникает утомляемость. Учебники в планшете, конечно, облегчают школьный рюкзак, но все-таки бумажные не заменят. В цифровой версии много дополнительной информации — видеоролики, картинки, графики. Но такое обилие нередко и рассеивает внимание.
Кроме того, заочные знания могут быть неполными, ведь нет возможности в любой момент задать вопрос преподавателю и получить на него исчерпывающий ответ. Такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
Я окончила Минский государственный педагогический институт, работала учителем физики и математики. С уверенностью говорю: у нас замечательное традиционное образование. Детям дают хорошие, полные знания по учебным предметам. Сегодня онлайн-обучение — один из этапов развития образования. Рассматривая учебу в сети, мы в первую очередь говорим о технологичности, не меняя цели и содержания. Это целостный процесс обучения и воспитания. В ближайшем будущем технологии не заменят учителя, а позволят улучшить его работу, ведь процесс обучения все в меньшей степени заключается в предоставлении информации и в большей — в оказании поддержки ученикам в ее восприятии и освоении.
Оксана Нехайчик, начальник управления социальной защиты Октябрьского района г. Минска.