Придет ли виртуальное образование на смену обычной школе

Знания в прямом эфире

Образовательный процесс меняется. Вебинары, презентации, аудиокурсы стали привычным дополнением к классическому уроку. В Беларуси современные технологии активно используются в школах, лицеях, вузах. Коронавирус отправил по домам многих студентов и школьников, а преподавателей заставил искать новые формы общения с аудиторией. Насколько удаленные технологии доступны каждому ученику? Готовы ли учителя к новым форматам работы? Придет ли виртуальное образование на смену обычной школе?

Фото Виталия Пивоварчика

Звонок на онлайн-урок

Фото из личного архива
Хотя традиционные формы получения знаний не сдают своих позиций, дистанционное обучение в последнее время набирает все большую популярность. Школьное образование и технологически, и содержательно должно идти в ногу с самыми передовыми разработками. В стране развиваются эффективные цифровые инструменты — с обратной связью, адаптивностью, игровой формой, — которые разгружают учителей и заинтересовывают учеников. Уверена, что цифровизация и использование современных технологий может повысить продуктивность образовательного процесса, решить проблемы, связанные с вовлечением детей в процесс обучения. Первые электронные дневники появились в минских школах еще в 2015 году. Этот сервис хорошо себя зарекомендовал: ученик не забудет записать домашнее задание, не исправит двойку, в конце концов не потеряет дневник. Только в Минске около 130 школ активно пользуются сервисом. Не отстают и регионы. Совершенствуются и учебники. На их страницах размещают QR-коды. Хочешь узнать по теме больше — наводишь свой телефон и получаешь дополнительный красочный материал.

Дистанционный формат обучения во время пандемии позволил иначе взглянуть на некоторые организационные моменты. Многие узнали, что такое видеоконференция, научились пользоваться Zoom и онлайн-курсами. Цифровая среда позволяет детям не прерывать занятия, когда они заболели, учителям — осуществлять связь с ребятами. Коронавирус подтолкнул многих к новому формату работы. Один из плюсов дистанционного обучения — внешние отвлекающие факторы сведены к минимуму. Я имею в виду шум и разговоры в классе, когда при всем желании очень сложно сконцентрироваться на предмете, ведь для глубокого погружения в тему необходима максимальная собранность.

В сети существуют качественные открытые образовательные ресурсы, позволяющие демонстрировать химические эксперименты, опыты на оборудовании, которое не всегда есть в школе. Взять хотя бы интерактивную таблицу Менделеева, размещенную на открытом образовательном ресурсе Ted-Ed. Она позволяет популярно и наглядно рассказать, что собой представляет и где применяется каждый химический элемент. Десятиминутное яркое видео порой быстрее объяснит суть явления, нежели учитель у доски, даже если он прекрасный рассказчик. При этом всегда можно уточнить проблемные моменты, получить консультацию у педагога. Конечно, онлайн-обучение требует высокой самодисциплины и мотивации от ученика.

В Беларуси планируют создать единую образовательную платформу. Ресурс будет полезен ученикам, родителям и педагогам. Это очередной шаг на пути к цифровой трансформации образования, ведь мы взяли курс на развитие ИT-страны. Под влиянием новых технологий мировая экономика изменяется. Появляются новые отрасли, преобразовываются традиционные ресурсы и механизмы. В новых условиях необходимо развивать современные подходы к обучению. И делать это достаточно быстро. Иначе можем отстать.

Арина Гавриленко, учитель химии ГУО «Боровлянская гимназия».

Эффект присутствия

house.gov.by
Современные формы не заменят классической школьной программы. На уроках важен живой контакт «глаза в глаза». Сегодня много говорят о дистанционном обучении, но без непосредственного общения учащихся и учителей образовательный процесс не является полноценным. Пока обу­чение онлайн можно рассматривать только как дополнительную форму получения знаний.

Посмотрите, в России первый же месяц дистанционного формата обучения показал: переход на уроки в сети дается сложно. По оценке экспертов, с технической точки зрения всего 15 % школ в полной мере были готовы к тому, чтобы проводить занятия через экраны компь­ютеров. Вместо удобства многие получили проблемы. Учителя жаловались, что им приходилось переучиваться на ходу и менять все наработанные подходы. Возраст некоторых педагогов — за пятьдесят, и компь­ютерные технологии далеко не для всех — открытая книга. У кого-то не было навыков онлайн-трансляций. Стоит признать, что мощности интернет-платформ, которые используют школьники, зачастую оказываются не готовы к наплыву большого количества людей. Это приводило к лишним сложностям: огромная ответственность и дополнительная нагрузка ложились на родителей.

Не все дети готовы учиться дома. Кому-то сложно понять тему, кто-то просто перестает делать домашнюю работу, отвлекаясь на свои дела. Только в классе ребенок максимально усваивает необходимый материал. Можно ли научить писать буквы дистанционно? Читать? ­Много ли родителей смогут правильно объяснить, как это делается? Кроме ­того, школа выполняет не только образовательную функцию, но и воспитательную, она помогает ребятам социализиро­ваться.

Для обучения важен опыт прямого взаимодействия детей друг с другом, детей и взрослых. Он несравненно богаче, чем общение в цифровой среде. Оставаясь дома, ребята могут отвлекаться на виртуальные игры, соцсети. Помимо этого из-за чрезмерной фокусировки глаз на ближнем расстоянии возникает утомляемость. Учебники в планшете, конечно, облегчают школьный рюкзак, но все-таки бумажные не заменят. В цифровой версии много дополнительной информации — видеоролики, картинки, графики. Но такое обилие нередко и рассеивает внимание.

Кроме того, заочные знания могут быть неполными, ведь нет возможности в любой момент задать вопрос преподавателю и получить на него исчерпывающий ответ. Такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

Я окончила Минский государственный педагогический институт, работала учителем физики и математики. С уверенностью говорю: у нас замечательное традиционное образование. Детям дают хорошие, полные знания по учебным предметам. Сегодня онлайн-обучение — один из этапов развития образования. Рассматривая учебу в сети, мы в первую очередь говорим о технологичности, не меняя цели и содержания. Это целостный процесс обучения и воспитания. В ближайшем будущем технологии не заменят учителя, а позволят улучшить его работу, ведь процесс обучения все в меньшей степени заключается в предоставлении информации и в большей — в оказании поддержки ученикам в ее восприятии и освоении.

Оксана Нехайчик, начальник управления социальной защиты Октябрьского района г. Минска.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter