Первая белорусская гимназия появилась в XIX веке - на 100 лет раньше российской

Знания в лучших традициях

Четверть века назад на территории тогда еще Белоруссии общеобразовательные школы одна за другой стали переходить в разряд гимназий. Только в 1990 году появились 12 таких учебных заведений, и каждое шаг за шагом приобретало традиции, завоевывало престиж успехами своих учеников. А за 25 лет ряды таких особенных школ расширились почти в 19 (!) раз. И сегодня только в Минске полсотни учреждений образования, где школяры гордо именуют себя гимназистами.

Фото Виталия  ГИЛЯ, «СБ».
Фото Виталия  ГИЛЯ, «СБ».

На самом деле история гимназий ведет свой отсчет с позапрошлого века. Как говорится, все новое — хорошо забытое старое. Причем первая белорусская гимназия появилась на 100 лет (!) раньше российской. Все наши гимназии объединяли в те времена одинаковые правила: обязательными в программе были два иностранных языка, одежда строго оговорена до последней пуговицы, а за неподобающий внешний вид гимназиста запросто могли наказать, скажем, даже арестовать на 16 часов. При этом каждый ученик начинал и завершал свой учебный день специальными молитвами, которые, к слову, так и назывались «Пред учением» и «После учения». Их текст был напечатан на первых страницах дневника в четырех вариантах для различных вероисповеданий. Тут нужно учитывать важный нюанс: первые учебные заведения возникли при монастырях. И именно здесь зародилась традиция 45–минутного урока. Перед началом занятий каждый ученик крестился, чтобы отогнать от себя нечистую силу, которая могла помешать слушать учителя. Считалось, что такая защитная процедура действует ровно 45 минут...

Первая глава истории гимназий закончилась в 1918 году, когда их перевели в единые трудовые школы. Гимназии сегодня — что–то вроде школьной элиты. Чтобы попасть сюда, ребята после начальной школы сдают экзамены в пятый класс. Если повезет, то можно претендовать на освободившиеся места с 6–го по 11–й. Например, в этом учебном году, приводит данные председатель комитета по образованию Мингорисполкома Михаил Мирончик, в столичных гимназиях оказалось около тысячи вакансий. Были варианты и в регионах. Правда, далеко не во всех. Скажем, ни одного свободного места не оказалось в Гомельской области в гимназии г.п. Корма. К слову, чтобы стать гимназистом, мало просто сдать экзамены по математике, белорусскому и русскому языкам — надо получить высокий балл. Причем требования одинаково жесткие как в Минске, так и в глубинке. Зато и результат на выходе соответствующий. Скажем, в этом году по результатам ЦТ по русскому выпускники лидской гимназии № 1 обошли всегдашнего бесспорного лидера Лицей БГУ.

Фото Виталия  ГИЛЯ, «СБ».

А еще гимназии — это традиции. Среди таких учебных заведений — минская гимназия № 192, которая как раз сегодня, 11 ноября, празднует 25–летие. Правда, сначала ее открыли как среднюю школу с музыкально–хоровым, хореографическим, художественным и театральным уклоном. Но здесь уверены: с первого дня основания и начинается настоящая история гимназии, ведь именно тогда и зародились традиции. Какие? Основной образовательный уклон — на математику и иностранные языки. При этом у каждого ребенка есть возможность реализовать себя творчески. Например, в танцевальном ансамбле или в искусстве рисования. Руководство гимназии не сомневается: именно так и должно выглядеть классическое гимназическое образование, где личность может развиваться по всем направлениям. Математическому, гуманитарному и эстетическому. Результат? У ребят растет интерес к учебе, мотивация быть успешными. Хоть занятия и начинаются в 8.00, они охотно остаются до вечера, осваивая хореографию, вокал и прочие творческие премудрости. А после окончания гимназии связывают свою жизнь с самыми разными сферами — от научной до культурной.

Заместитель директора Светлана Бондарева говорит, что набор в классы старше пятого здесь — скорее исключение, чем правило. Но в этом году у школяров был уникальный шанс попасть в ряды местных гимназистов: решили увеличить наполняемость классов до 25 человек и свободные места заполнили на конкурсной основе.

Фото Виталия  ГИЛЯ, «СБ».

Кстати, перенос школьных традиций в новый, гимназический статус — тоже одна из особенностей этих престижных учреждений образования. Об этом могут рассказать учителя и ученики вчера еще школы, а нынче столичной гимназии № 41 имени Валентина Серебряного, чьи воспитанники ежегодно побеждают на республиканских и международных математических олимпиадах. Все началось с того, что в 1997 году в обычную школу пришли два педагога — Борис Комраков и Валентин Серебряный с идеей организовать специальные математические классы. Валентин Хаимович не дожил всего несколько месяцев до своего 60–летия: умер во время проверки «тетрадей для души» — так назывались тетрадки, куда ученики записывали выбранные вне программы задачи и решения. Присвоить его имя школе предложили сами ребята и их родители, а день его рождения, 20 мая, стал здесь днем памяти. Все в этот день собираются в библиотеке и смотрят фильм, где Валентин Хаимович снова с ними — смеется и гоняет по стадиону мяч...

Кстати 

В начале XX века гимназии критиковали и за качество образования. Претензии: чрезмерная перегрузка гимназистов учебными занятиями, многопредметность, отсутствие согласованности между предметами и программами, нерациональное распределение учебного материала. При этом гимназии постоянно подвергались реформам. И самым верным шагом было упрощение процедуры открытия частных гимназий, благодаря чему появились учебные заведения, учредителями которых являлись профессиональные педагоги. Историки рассказывают, что преподавателю Витебской мужской гимназии И.Р.Нерушу для открытия частной прогимназии в Витебске достаточно было лишь представить попечителю округа план работы учебного заведения. Такую же схему использовал при открытии Режицкой частной гимназии директор Мозырской прогимназии Н.А.Адо.

СПРАВКА «СБ» 

К 1900 году на территории нашей страны было всего 10 правительственных мужских и женских гимназий. К 1916–му число правительственных мужских гимназий и прогимназий увеличилось до 15, а женских, министерских и ведомства императрицы Марии — до 17. Главной проблемой таких учебных заведений было мизерное финансирование. Для примера, в 1911 году на образование одного жителя Российской империи выделялось всего 56 копеек. По этому показателю государство занимало последнее место в Европе, а в мире разделяло ступеньку с Перу. При этом содержание одной мужской гимназии обходилось государству в кругленькую сумму — 31.194 рубля, а женской — 20.648 рублей. Год обучения одного гимназиста, скажем, в Витебской мужской гимназии стоил 115,28 рубля.

Прямая речь


Владимир ЗдановичВладимир Зданович, директор департамента контроля качества образования Минобразования:

— Учиться в гимназии сегодня, безусловно, престижно. Туда приходят после строгого отбора. В итоге создается своеобразная образовательная среда, которая расширяет возможности для получения знаний. С самого начала образование гимназий было удачной идеей, ведь не секрет, что в обычных школах в классах встречаются ученики, которые тормозят учебный процесс. Сейчас же мы возвращаемся еще и к опыту профильных классов в общеобразовательных школах. Это отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности стать гимназистом. В таких классах можно получить образование не хуже, все зависит от желания школьников и профессионализма учителя... Важно, что гимназии сегодня должны держать марку в первую очередь по уровню знаний учеников. Кроме того, каждые пять лет гимназии проходят аккредитацию. И если мы видим, что учебное заведение теряет престиж, то переводим его в разряд обычных школ. Такие случаи единичны, но они, к сожалению, встречаются в регионах.

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия №214 (24595). Вторник, 11 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter