В Беларуси профильные классы вернулись в школы

Знания по уму

Профильные классы вернулись в школы
После почти восьмилетнего отсутствия профильные классы вернулись в школы. Как выяснилось, не зря. По словам начальника управления Минобразования Светланы Уклейко, около 80 процентов учащихся и 70 процентов родителей удовлетворены условиями организации профильного обучения. Кроме того, 80 процентов десятиклассников указали, что они правильно выбрали профильные предметы для изучения на повышенном уровне.


Светлана Уклейко назвала 2015/16 учебный год стартовым и знаковым. И в первую очередь в части профильного обучения, которое вернулось в школы в трех моделях. Первая из них и наиболее привычная — когда целый класс учит на повышенном уровне определенные предметы, вторая — когда все ребята в классе углублены в разные предметы, и третья, самая популярная, — когда в одном классе часть ребят учится на повышенном, а часть — на базовом уровне. Как оказалось, и такое возможно. И все справляются, и никакого стресса.

На форумах много споров по поводу озвученной цифры сокращения в сравнении с прошлым годом числа десятиклассников, которые воспользовались услугами репетиторов. Минус более чем в десять процентов — величина не самая большая, но заметная. В чем же дело? В экономическом кризисе или в том, что уровня знаний, которые дают профильные классы, может быть достаточно? Тут, конечно, можно спорить до бесконечности. Но поверьте, семья, заинтересованная в знаниях и будущем поступлении чада в престижный вуз, пускай в ущерб другим затратам, но нужную сумму изыщет. Нет, есть, конечно, и те, кто в принципе тратиться не будет. Тут уже дело вовсе не в профилях, а в семейных приоритетах. 

Впрочем, единой формулы нет. Многое зависит и от самих ребят. Это было, скажем, заметно на немногочисленных двойных стобалльниках 2014 года. Например, Дима Игнатчик рассказывал, что активно посещал факультативы — четыре дня в неделю после уроков математику, а кроме того, каждую субботу белорусский язык. Надя Авдеенко отдала предпочтение самостоятельной подготовке. А у кого-то и с репетитором не вышло.

О результатах централизованного тестирования этого года рассуждать, пожалуй, преждевременно, пока не известно даже точное количество его участников. Правда, есть шанс, что оно будет несколько больше, чем в прошлом, — впервые за последние пять лет практически на тысячу выросло число одиннадцатиклассников (с 56,6 тысячи в прошлом году до 57,4 тысячи в этом). Хотя, по словам Светланы Уклейко, до 2019 года включительно будет происходить снижение числа учащихся. Называется даже цифра в 51 тысячу человек. А вот с 2020-го прогнозируется положительный перелом, в том числе и на уровне девятых классов. 

Опасаться, что возможный плюс абитуриентов сильно изменит средний балл для поступления в вузы, думаю, не приходится. Слишком уж о небольшой цифре речь. Другое дело, интересно сравнить прошлогодние и нынешние результаты, которые покажут абитуриенты на ЦТ по традиционно проблемным математике и физике. В прошлом году, например, средний балл школьников по этим предметам колебался в пределах 26—27, у лицеистов, правда, около 50 баллов. Может, теперь хорошего результата достигнет больше ребят?

Кстати, во многом родители и выпускники взваливали ответственность за свои неудачи на учебные программы и школьные учебники. Мол, не самыми удачными они были. Но теперь, поскольку идет реорганизация и совершенствование типовых планов, вопрос должен быть решен. Кроме того, рассказала Светлана Уклейко, речь идет и о новых учебниках. А десятиклассников с 1 сентября и вовсе ждет инновация — учебник-навигатор по физике. Пока такой существует только по химии. Но он уже настолько успел полюбиться педагогам и учащимся, что в ряде школ и вовсе отказались от бумажного носителя. Возможно, это перспектива и данной новинки.

Что ж, учебный год фактически завершен. Для учащихся 1—8-х классов с 1 июня начнутся каникулы. Десятиклассники отправятся на каникулы после учебно-полевых сборов для юношей или медпрактики для девушек. А вот выпускников 9-х и 11-х классов ждут школьные экзамены. Девятиклассников — три: по двум государственным языкам и математике, одиннадцатиклассников — четыре экзамена: по одному государственному языку по выбору, математике, иностранному языку и истории 

Беларуси. Потом — выпускной и вступительная пора. 

И, хочется верить, мечты абитуриентов сбудутся.

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter