Знания — на экспорт

Услуги образования должны стать серьезной статьей доходов

Образовательные услуги должны стать серьезной статьей доходов государства

«По показателям в сфере образования, индексу развития человеческого потенциала, а также в ряде других мировых рейтингов Беларусь прочно закрепила свои позиции в числе наиболее развитых стран мира», — отметил, подводя итоги работы ведомства за минувший год, министр образования Сергей Маскевич.

Одним из показателей мировых рейтингов является экспорт образовательных услуг. На 2,1 тысячи человек в сравнении с прошлым учебным годом увеличилось число иностранных студентов, обучающихся в нашей стране. По итогам 2013 года рост экспорта образовательных услуг составил 119,5 процента, сальдо внешней торговли — 29,4 миллиона долларов. В 2014 году, по словам министра, работа будет продолжена. Планируется обеспечить темп роста до 117 процентов к уровню прошлого года и выйти на цифру 33,8 миллиона долларов. Сергей Маскевич особо отметил вклад в эту работу БГУ, БНТУ, МГЛУ, ГрГУ и БГУИР.

Существенной статьей доходов, а также не менее важной характеристикой деятельности вуза является экспорт наукоемкой высокотехнологичной продукции. В сравнении с 2012 годом этот показатель, отметил Сергей Маскевич, вырос более чем на 30 процентов и составил почти 5 миллионов долларов. Сальдо внешней торговли услугами — около 28 миллионов долларов. Наиболее успешны БНТУ, БГУ, ГГУ, БГУИР и Белорусско-Российский университет. «В то же время эти планы не выполнили 13 вузов», — подчеркнул глава ведомства. 

Говоря о средней заработной плате по отрасли, он отметил, что в прошлом году она составила около 3,4 миллиона рублей. Вместе с тем ситуация как по областям, так и по учреждениям образования разная. По словам Сергея Маскевича, в Минске педагогам, работающим по контракту, установлены повышения тарифных ставок до 25 процентов. «Однако средняя заработная плата в нашей отрасли все равно остается одной из самых низких среди бюджетных отраслей, — подчеркнул министр. — Облисполкомам необходимо изыскать возможность поднять зарплату педагога до уровня средней зарплаты в регионе. Варианты решения на республиканском уровне Министерством образования правительству предложены. По инициативе ведомства в 2013/2014 учебном году в 5 учреждениях общего среднего образования Минска проводится эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда. За 4 месяца 2013 года средняя зарплата превысила доходы педработников по стране на 27 процентов. К концу учебного года мы подведем итоги и примем решение о целесообразности распространения опыта». 

----------------------------------------

Тем временем

Выступая на коллегии Министерства образования, вице-премьер Анатолий Тозик отметил: главная задача чиновников — движение к повышению качества образования через эффективное использование и перераспределение кадровых, финансовых и материальных ресурсов.

Для улучшения ситуации, сложившейся в сфере дошкольного образования, могут привлекаться разные средства и инструменты. Так, министерствам образования, юстиции, труда и социальной защиты предложено продумать систему стимулирования строительства частных дошкольных учреждений и привлечения в отрасль частных инвестиций. Проблему с заработной платой воспитателей и помощников воспитателей в детских садах, возможно, отчасти могла бы решить стопроцентная оплата родителями питания детей. Сейчас стоит рассматривать любые предложения, если они работают на повышение качества обучения и эффективность закрепления кадров, отметил вице-премьер.

По словам Анатолия Тозика, было бы нормально, если бы средняя зарплата учителя (без учета коэффициента совмещения) была равна средней заработной плате по республике, а средняя зарплата профессорско-преподавательского состава, как минимум, наполовину больше. «Мы будем стараться удержать финансирование сферы образования на уровне 6 % ВВП. В этом году в бюджете предусмотрен номинальный рост заработной платы по всей системе где-то на 14—16 %, остальное давайте попытаемся поискать внутри сферы», — сказал замглавы правительства.

Вице-премьер поручил также провести мониторинг эффективности работы областных и городских институтов развития образования. «В целом по стране методические службы — это более 2,5 тыс. человек. Я прошу еще раз рассмотреть предложение о включении институтов развития образования в педуниверситеты в качестве факультетов повышения квалификации», — сказал он. Вместе с тем последние год-два формируется та структура распределения выпускников, которая нужна стране. «Человек должен найти себя в жизни, надо формировать уважение к рабочим профессиям. В Беларуси сегодня обязательное базовое образование. Это значит, что к девятому классу учителя, родители и дети должны определиться, как дальше им двигаться. Давайте сегодня думать, исходя из ситуации, присматриваясь к зарубежному опыту, — нужно формировать кластеры: ПТУ-ссуз-вуз», — предложил Анатолий Тозик. При этом он поставил задачу еще раз пересмотреть все учебные программы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter