Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Знания и здоровье — главный капитал

— Наша задача как государства — обеспечить, подчеркну, нашей молодежи наиболее широкие возможности для профессионального становления и развития в нашей стране…

Они должны обеспечить справедливое отношение и создать равные возможности для получения образования в высших учебных заведениях для всех поступающих… Вступительная кампания в вузы не должна быть лотереей или удачным стечением обстоятельств для отдельных абитуриентов.

2 декабря 2022 года, Александр Лукашенко на совещании по вопросам совершенствования вступительной кампании в вузы.

К вопросу о справедливости. Люди моего поколения прекрасно осведомлены о том, о чем сейчас пойдет речь. А вот для молодежи — учащихся, студентов — многое будет в диковинку. Рассказ больше для них. Но не для того, чтобы поучать или воспитывать. Нет, просто для информации. Чтобы знать, как оно бывает, если упустить из-под контроля важную сферу.

Система поступления в вузы была в числе первых проблем, за решение которой Александр Лукашенко взялся очень крепко практически сразу, как только заступил на президентский пост. Полагаю, причиной тому и обостренное природное ощущение несправедливости. Это с одной стороны. А с другой — личный опыт студенчества и понимание, насколько тяжело пробиться в люди простым деревенским паренькам.

Да, в СССР была одна из передовых систем образования в мире. Может, даже и лучшая. Знания студентам давали крепкие, и выпускники вполне уверенно начинали свой трудовой путь. Хорошая система, а вот доступ к ней оставлял очень много вопросов. Особенно во времена позднего СССР. С виду вроде все просто и честно: сдаешь экзамены, набираешь нужные баллы, садишься на учебную скамью.

Это с парадного входа. А у черного стояла другая условная очередь. Там принимали больших начальников, родственников, приятелей и просто знакомых влиятельных людей. Всесильное «я от иваниваныча» открывало разные нужные двери, за которыми можно результативно похлопотать за своих чад, решивших посвятить себя учебе в том или ином вузе. Вот и получалось, что блат, кумовство, а нередко и откровенное взяточничество порой играли решающую роль при принятии решений приемными комиссиями. Надо ли говорить, какую обиду испытывали молодые люди, которые честно соревновались в знаниях на экзаменах, если их двигали те, кто зашел с черного входа?

Или вот пример уже из нового времени. Недавно была командировка в одну из центральноазиатских стран. В свободное время посетил в столице музей, а после экскурсии разговорился с девушкой-гидом. Она с большим интересом расспрашивала о нашей системе образования, какие есть университеты, как в них можно поступить. А на вопрос: «Чем хуже местные?» — просто ответила: «Не хуже, но туда могут пройти люди лишь определенных кланов» — и назвала для примера несколько известных в стране фамилий. Без обиды, без печали, просто констатировала факт, что коль она к этим кланам не принадлежит, то и пытаться бессмысленно. Такая система. Поэтому надо искать варианты получения образования за рубежом. Родители сказали, что деньгами помогут.

Согласитесь, немыслимая для нашей страны ситуация. И мы постепенно от нее отходили, так как с распадом СССР все болячки лишь обострились. Хабары ректорам и деканам несли уже чуть ли не в открытую. Сломать прогнившую модель стоило немалых усилий. Поэтому я бы попросил тех, кто критикует власть за частые новации в системе образования, не спешить с выводами. Да, мы пришли к нормальной в целом модели организации вступительных кампаний, но в какой-то момент увидели ее недостаток — обезличивание абитуриентов. Это повод сделать следующий шаг к совершенствованию, чтобы стало еще лучше. При этом неизменно честно, открыто, прозрачно и справедливо.

— У нас государство для народа. Так и народ надо лечить. У нас для того, чтобы лечить, есть все. Все есть для того, чтобы лечить нормально, на нужном уровне. И ковид свидетельствует о том, что у нас врачи хорошие. Мы их хорошо готовим.

5 декабря 2022 года, Александр Лукашенко в ходе доклада министра здравоохранения Дмитрия Пиневича.

Фото БЕЛТА

Пандемия действительно стала очень тонким индикатором состояния системы здравоохранения. Не только белорусской — любых стран. Это позже, когда паника миновала и мир начал попытки возвращения к доковидному состоянию, стали сравнивать цифры. И что же увидели. Оказалось, что в государствах, которые уходили в жесткие локдауны, запирали людей в жилищах, а предприятия закрывали на замки, заболеваемость и смертность ничуть не ниже, чем в Беларуси, а во многих случаях даже существенно выше. А как же доставалось и власти, и медикам в год, когда пандемия совпала с президентской электоральной кампанией. Враги это сочетание молниеносно взяли на вооружение, выкручивая в нужную для себя сторону.

Их циничность и безразличие к людям очень хорошо просматриваются с высоты прошедшего времени. Помните, как «незалежныя» СМИ и раскормленные боевые телеграм-каналы заходились в визге по поводу проведения в Минске парада Победы в мае 2020-го? Градус истерики просто зашкаливал: «Да как это так, весь мир карантинит, а тут массовое мероприятие! Теперь точно мы все умрем!» Парад тем временем прошел торжественно и духоподъемно, вспышки заболеваемости не случилось, но прикормленные ресурсы не успокоились. Уже через три месяца они хором стали сгонять публику на бунтарские сборища, совершенно забыв, что еще вчера клеймили любые варианты даже небольших скоплений людей. ­Лицемеры.

Но это так, штрих… А медики тем временем работали. Пожалуй, самое сильное впечатление произвело то, как молниеносно реагировала огромная махина Минздрава на изменение обстановки во взаимодействии с другими государственными организациями. Оперативное решение вопросов обеспечения средствами защиты, медикаментами, кислородом и оборудованием. Быстрое разделение лечебных учреждений на «чистые» и «грязные» зоны. Умелый маневр коечным фондом и силами врачей разных специализаций. Просто чудеса управляемости и гибкости системы. И это в то время, когда в странах, которые было принято выдавать за образец, клиники трещали по швам, не в состоянии адекватно встретить наплыв пациентов. Согласитесь, это показатель.

Пандемия очень убедительно показала, что белорусская государственная политика в сфере развития здравоохранения чрезвычайно эффективна и действенна. Она обеспечивает главное: людей есть кому, где и чем лечить. Причем не только наших людей.

Помните массу объявлений на заре суверенных лет: необходимо лечение за границей. Конечно, не все просьбы о помощи были честными, но и то, что белорусские медики тогда не умели делать очень многого, что привычно делают сейчас, — тоже убедительный факт. Теперь все больше к нам приезжает гостей, чтобы подлечиться. Более 130 тысяч иностранцев из 147 стран только с начала этого года — цифра очень говорящая. А все потому, что оснащению любого нашего РНПЦ могут позавидовать самые продвинутые клиники мира. Впрочем, и областные больницы постепенно подтягиваются к высокому уровню.

Получается, мы имеем идеальную систему охраны здоровья? С такими выводами спешить не надо. Система крепкая, но и не без недостатков, на что тоже указывал Александр Лукашенко во время доклада. Есть пожелания по укреплению кадрового потенциала, необходимо двигаться дальше в повышении зарплат (особенно у персонала среднего звена), нужно укреплять базу районного звена. Но а поиском более серьезных проблем займутся специальные мобильные группы. Президент предупредил министра, что они будут посещать учреждения неожиданно. Однако главное, что добротная система охраны здоровья в целом у нас есть и она служит людям.

— Обеспечение жильем бюджетников и особенно людей, стоящих на защите Беларуси, особенно в настоящее время, всегда будет в приоритете государственной жилищной политики… Военнослужащие, как и госслужащие, врачи, учителя, — это бюджетники, выполняющие важнейшие для страны функции. И они вправе рассчитывать на поддержку государства. Эти профессии выбирают не из-за больших зарплат, а по призванию, зову сердца, исходя из высоких моральных принципов и патриотизма.

6 декабря 2022 года, Александр Лукашенко на совещании по вопросам обеспечения жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц.

На разговор об обеспечении жильем военнослужащих я бы предложил посмотреть, обратив внимание для начала на субботнее мероприятие с участием Президента. В этот день Александр Лукашенко провел встречу с министром обороны России Сергеем Шойгу. В центре внимания закономерно была и тема развернутой в Беларуси совместной группировки войск Союзного государства. Все мероприятия в этой части идут, как и надлежит, проходит слаживание подразделений, проводится дополнительная учеба. Вроде бы спокойная, рутинная работа, если не считать, что тысячи военнослужащих, как белорусских, так и российских, по приказу, мгновенно покинули места постоянной дислокации и отправились на западные рубежи союза для организации его защиты от нависших угроз.

Это для понимания специфики службы. Даже в нашей компактной стране нет никакой гарантии, что человек в погонах спокойно прослужит 10—20—25 лет на одном месте. А нынешняя ситуация складывается так, что и на год вперед загадывать бессмысленно. Неприятель продолжает накапливать силы у наших границ. Варианты его действий просчитывать, разумеется, нужно, но со 100-процентной точностью никто не скажет, как он себя поведет. Впрочем, он и сам вряд ли это может сделать. Карты на столе у тех, кто принимает решения за тысячи километров от здешних мест, а не у командиров переброшенных к нам под бок контингентов. Какая будет вытащена из колоды и как она сыграет — может предположить очень ограниченное количество людей.

И вот в условиях этой абсолютной непредсказуемости каждый белорусский военнослужащий в любой момент может оказаться в любом уголке нашей страны. И тут, внимание, вопрос: можно ли при таком режиме жизни и службы планировать и обустраивать быт в каком-то определенном месте? Даже если предположить, что на это хватит денежного довольствия, что будут работать необходимые кредитные программы. Просто нет никакого смысла глубоко пускать корни, если ты не знаешь, где окажешься завтра.

К слову, для более спокойного времени все это тоже актуально. Представьте: приезжает молодой лейтенант с женой после выпуска из академии служить, например, в Березу. Принимает под командование взвод. Через несколько лет проявляет себя, и его повышают до командира роты, но уже в Верхнедвинске. И вот так с места на место все 20—25 лет службы.

Вот теперь, согласитесь, понятнее становится поднятый Президентом вопрос об обеспечении жильем военно­служащих. Отдать четверть века Родине и не иметь гарантий на собственный угол — это просто несправедливо. Как будет действовать механизм — тема для проработки соответствующими специалистами. Но итог совещания с подачи Главы государства однозначный: 25 лет выслуги и жилье в собственность — это базовый принцип. Некоторые нюансы будут еще выверены в ближайшее время, а до 1 января подготовят нормативный акт, который опишет весь механизм передачи жилья в собственность военнослужащим.

Ну и не будем забывать про еще один очень тонкий момент, который особенно обостряется в наши дни. Не ровен час, нашим военным придется выполнять задачи по своему прямому предназначению. Столкновение с врагом — риск для жизни. С каким настроением будет воевать человек, если не уверен в том, что, не дай бог, его семья не останется на улице? Это тоже надо понимать и надо учитывать.

Интеграция выгодна всем

Президент с рабочим визитом находится в Кыргызстане. В Бишкеке Глава белорусского государства принимает участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Повестка саммита ЕАЭС — около двух десятков пунктов: развитие кооперационных проектов в промышленности, формирование общих рынков, работа по устранению препятствий и барьеров во взаимной торговле, основные направления международной деятельности на 2023 год и другие вопросы.

Как сообщили в пресс-службе Президента, ожидается, что во время заседания Александр Лукашенко ­озвучит предложения белорусской стороны по стратегическим направлениям развития Евразийского экономического союза, касающиеся дальнейшего углубления интеграции на пространстве ЕАЭС и обеспечения устойчивости национальных экономик.

kryat@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter