«Знаменка» обсудила проблему сбора и переработки коммунальных отходов

Проблема сбора и переработки коммунальных отходов уже не раз обсуждалась на страницах «Знаменки». Поводом еще раз вернуться к этой теме стало заседание круглого стола, прошедшее в Минске с участием специалистов различных министерств и ведомств.

Проблема сбора и переработки коммунальных отходов уже не раз обсуждалась на страницах «Знаменки». Поводом еще раз вернуться к этой теме стало заседание круглого стола, прошедшее в Минске с участием специалистов различных министерств и ведомств. Как выяснилось, в стране отсутствует четкая система сбора у населения вторсырья и отходов. И хотя на этот счет была принята уже не одна государственная программа, ощутимых результатов до сих пор нет. 

Мусор. фотоВ Беларуси ежегодно образуется около 15 миллионов кубометров коммунальных отходов, большая часть из которых захоранивается на полигонах. В качестве вторичного сырья используется около 15-17 процентов. Выбирать из мусора то, что можно еще раз переработать, – занятие убыточное, констатируют специалисты. И хотя темпы заготовки вторичных материальных ресурсов за последние несколько лет увеличились почти в 2,5 раза, нам еще очень далеко до тех результатов, которые можно получить исходя из опыта развитых стран. Выход – расширение в республике системы раздельного сбора коммунальных отходов, как это давным-давно делается в Европе. А если будет выполнена разработанная и утвержденная в минувшем году Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, то мы выйдем на уровень развитых стран. К слову, финансирование мероприятий программы предусмотрено в объеме 276,6 млрд рублей.



Когда в товарищах согласья нет


«Что вы изучаете, когда весь мир утилизирует?» – такой вопрос задал Премьер-министр республики Сергей Сидорский ответственным за выполнение Госпрограммы чиновникам и потребовал к концу 2015 года довести уровень сбора и переработки вторичных ресурсов до 70–80 процентов. По мнению Сергея Сидорского, в области сбора и переработки вторресурсов Беларусь существенно отстала от европейских стран. В качестве примера он привел Швейцарию, где ставится задача выйти на уровень 100 процентов, в развитых европейских странах уровень переработки вторресурсов составляет 80–90 процентов. Обращаясь к министру торговли, который выступал с докладом по этому вопросу, Сергей Сидорский поинтересовался, возможно ли в 2015 году и белорусам выйти на уровень переработки вторсырья в 70-80 процентов. По мнению министра, сделать это возможно.
Так-то оно так, но «когда «в товарищах согласья нет», сложно рассчитывать на значимый результат. Ведь сегодня за сбор и переработку отходов отвечают не одно и даже не два министерства. Так или иначе к этому делу причастны примерно с десяток министерств и ведомств. Одни устанавливают тарифы, другие – организуют сбор мусора, третьи – следят, чтобы его утилизация не загрязняла экологию, четвертые – пишут отчеты… Такая система не только не помогает, а, наоборот, препятствует решению проблемы. Чтобы обсудить и согласовать законопроект, уходит уйма времени, не говоря уже о том, что цели у «товарищей» бывают зачастую противоположными, а найти ответственного в такой системе – просто не реально.



Мусорят одни, а платят другие


До сих пор основным источником покрытия затрат на обращение с отходами являются платежи населения. Но существующие тарифы за вывоз и обезвреживание отходов с одного человека в месяц очень низкие и не покрывают даже затрат на вывоз и захоронение мусора, не говоря уже о переработке. Недостаток средств компенсируется дотациями из госбюджета (не будем забывать, что он формируется в том числе и из налогов населения).
Как рассказал заместитель начальника управления по обращению с вторичными материальными ресурсами ГО «Белресурсы» Николай Скорин, их ведомством подготовлен проект указа, предусматривающий обязанность производителей и импортеров платить за то, чтобы можно было организовать сбор и переработку бумажной и картонной упаковки, стеклянной и пластиковой тары, а также утилизации вышедшей из употребления сложнобытовой техники. «К сожалению, уже пять месяцев мы во­зимся с этим указом – то Минфину он не нравится, то налоговой, то у Минприроды есть замечания. Но по-другому в мире с отходами не работают, и рано или поздно мы к этому придем».



С населением никто не работает


Попробуйте позвонить в местный ЖЭС и спросить: почему переполненный пластиковыми бутылками контейнер со двора не вывозится? Вряд ли вам ответят что-либо вразумительное. Еще больше удивятся, когда спросите, как поступить с отслужившими свое холодильником и стиральной машиной. Или, например, на контейнере для раздельного сбора делается надпись «пластик», а что туда бросать, населению никто толком не рассказывает. Вот и летят в контейнеры, предназначенные для ПЭТ-бутылок, еще и флаконы из-под шампуня, стаканчики из-под йогурта и т.д. Аналогичная ситуация и с контейнерами, на которых написано «Пластик. Стекло. Бумага. Жесть». Проще всего свалить все проблемы на «бессознательное» население, обвинить его в отсутствии культуры.
И это лишь полбеды. При всем желании содействовать выполнению государственной программы раздельно собирать мусор нереально по той простой причине, что в квартире всего лишь одно мусорное ведро, а не четыре или пять. Может быть, есть резон придумать нечто более удобное для сбора мусора и предложить это населению? Например, многосекционное ведро. Ведь не каждый, стоя возле контейнеров для раздельного сбора, станет копаться в ведре с мусором и выбирать, что и куда бросить.
К слову, в Законе «Об обращении с отходами» есть любопытная статья 17, содержание которой население должно знать как «Отче наш». Она гласит, что ЖЭСы обязаны создавать условия для раздельного сбора отходов, а жильцы, если такие условия созданы, обязаны собирать отходы раздельно. За невыполнение норм закона предусмотрена ответственность – штраф в размере от 5 до 50 базовых величин. Можно поспорить, что большинство населения об этой статье, как говорится, – ни слухом ни духом, а информировать его, похоже, никто и не собирается. Как, впрочем, и контролировать выполнение требований закона.



В Беларуси нет специалистов, ответственных за обращение с отходами


– У нас нет квалифицированных специалистов в области обращения с отходами, – заметил начальникМусор. фото отдела энергетики Мингорисполкома Анатолий Лавничук. – Мы работаем методом проб и ошибок, учимся на собственном опыте. Мы столкнулись и с тем, что наша правовая база отстает. Да, в Минске мы приняли концепцию раздельного сбора и с чем мы сейчас сталкиваемся? Во дворах припарковать машину невозможно, не говоря уж о выделении площадок под контейнеры для раздельного сбора. А к ним еще нужно подъехать на грузовой машине. Как это сделать? А посмотрите, как Минск застроен. Согласно тем требованиям, которые предъявляет санстанция, разместить приемный пункт по приему вторресурсов практически невозможно. Особенно в новых микрорайонах. Их просто негде организовать.
И еще есть проблемы. Мы планируем в Беларуси строить мусороперерабатывающие заводы, а инвестор требует, чтобы предприятие, которое он построит, имело прибыль. Но оно не дает прибыли и называть это инвестиционным проектом – экономически безграмотно. Это не что иное, как стопроцентные затраты из бюджета, платежи населения. Поэтому самый главный вопрос – в тарифах, по которым население платит за вывоз и обезвреживание ТБО. Чтобы решить возникающие проблемы, в прошлом году мы предлагали их поднять в 3 раза, а как народ среагирует, когда завтра мы их поднимем в 10 раз? Но тогда, прежде чем строить заводы, надо хорошо подумать, не обанкротятся ли они.
Мысль об увеличении тарифов поддержал и начальник управления обращения с отходами Минприроды Сергей Кузьменков. Он рассказал, что объем отходов на одного человека составляет около 300 кг в год, семья из четырех человек должна платить за их сбор и переработку порядка 40 евро в год. Разделив эту цифру на 12 месяцев, получаем около 14 тысяч белорусских рублей. «Не такая уж это и неподъемная цифра, – резюмировал эксперт. – Все равно надо выбирать этот путь и идти по нему».
Пока умные головы рассуждают, как выполнять госпрограмму, рядовому потребителю будет очень даже интересно: все-таки ждет его в ближайшей перспективе повышение тарифов на вывоз и обезвреживание ТБО в пять и более раз или можно спать спокойно? Прогнозировать это специалисты не берутся, ведь с одной стороны, это вроде бы и жизненно необходимо, чтобы система сбора и переработки отходов работала без сбоев, а с другой – экономика государства не позволяет обременять народ такими выплатами. В общем, поживем – увидим.
 

 

Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter