Знаковое событие

Республиканские совещания по проблемным вопросам разных отраслей станут регулярными и будут проходить минимум раз в полгода

Республиканские совещания по проблемным вопросам разных отраслей станут регулярными и будут проходить минимум раз в полгода

Вчерашнее расширенное республиканское совещание по проблемам строительной отрасли и совершенствования работы с руководящими кадрами без преувеличения можно назвать знаковым событием. И не только потому, что впервые столь масштабный разговор с участием руководителей всех звеньев исполнительной вертикали, депутатов, банкиров, представителей СМИ проходил в новом Дворце Независимости. Но и потому, что это мероприятие открывает, по сути, новый формат общения Президента с руководящими кадрами страны. Александр Лукашенко подчеркнул: такие республиканские совещания необходимо проводить минимум раз в полгода, чтобы объективно и всесторонне обсуждать наиболее злободневные и значимые для людей вопросы развития экономики и общества, предлагая пути их решения. В частности, по мнению главы государства, первоочередного рассмотрения требуют проблемы ЖКХ и развития агропромышленного комплекса. Вчера же более пяти часов говорили о решении проблем в строительной отрасли и в целом о недостатках в работе управленцев. Когда достроят проблемные дома и сколько будет стоить квадратный метр? Кто должен заниматься строительством, как повысить его качество и по каким правилам будут предоставляться земельные участки? Чего не хватает нынешнему госаппарату и при каком условии возможно повышение зарплат госслужащим? Острых тем и вопросов накопилось немало, что еще раз подтверждает необходимость проведения подобных встреч.

Твердая оценка благополучия

“Жилье по-прежнему остается важнейшей категорией оценки благополучия каждого человека, каждой семьи, — отметил глава государства. — Чтобы построить дом, квартиру, люди отдают последнее. По меркам простого человека, на возведение жилища требуются огромнейшие финансовые средства. И людям приходится всю жизнь либо копить деньги, либо влезать в долги, а затем рассчитываться по кредитам. Прямо скажу: в жилищном строительстве, как в своеобразной линзе, сфокусированы серьезные проблемы всего строительного комплекса страны”.

Президент озвучил некоторые вопиющие случаи обмана дольщиков. “К примеру, за четыре года подобной так называемой “деятельности” учредители общества с ограниченной ответственностью “Антасам” украли более девятисот миллионов рублей, — сказал он. — А когда в отношении расхитителей возбудили уголовное дело, то у них было изъято около восемнадцати килограммов золота в слитках Национального банка и около десяти тысяч долларов США наличными. Плюс к этому на банковских счетах подконтрольных фирм арестованы денежные средства на сумму свыше четырехсот тысяч долларов США”. Еще свыше миллиарда рублей похитили руководители штаба общественного объединения “Молодежный жилой комплекс города Минска”. Арест их имущества, а также имущества их близких родственников позволил изъять 14 квартир в Минске, три офиса, дом, 12 автомобилей, пять земельных участков, валютные средства. Упомянул глава государства и про фирму “Облик”, которая провалила строительство нескольких объектов в Брестской области, а также ЗАО “Террастройинвест”, которое, обанкротившись, оставило после себя долгострой на столичной улице Притыцкого.

“Для того, чтобы в дальнейшем случаи долгостроев были исключены, требую от правительства совместно с Верховным судом разработать и утвердить типовой договор, который должен заключаться между гражданами и застройщиками при строительстве жилья, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Только те организации, которые построили не менее пятнадцати процентов объекта (минимум — цоколь и первый этаж), имеют право привлекать средства физических лиц для дальнейшего строительства жилья. Регулятором же — Национальным банком — должен быть обеспечен особый режим счетов, на которых накапливаются такие средства. С обязательным контролем их целевого использования. Чтобы все деньги шли именно туда, куда они предназначались, — на строительство жилья. И бралось денег с граждан именно столько, сколько нужно для ритмичного строительства”.

Одной из острых проблем строительной отрасли является коррупция, считает глава государства. “Не единичными являются факты, когда должностные лица берут взятки за благоприятное решение вопросов заключения договоров подряда, подписания актов выполненных, а точнее, невыполненных работ”, — пояснил Александр Лукашенко. По его сведениям, бывший гендиректор акционерного общества “Монолит Град” систематически получал взятки от управляющего ООО “Анлиса” за благоприятное заключение договора субподряда, ныне он арестован. В суд направлено дело в отношении директора коммунального предприятия “УКС-Контакт”, который в начале этого года получил взятку от директора ООО “Белмаркет” за заключение договора на поставку электротехнической продукции. Бывший директор УКС Лоевского района за взятку подписал акты приемки и справки стоимости невыполненных работ, из-за чего подрядчик получил незаработанное, а бюджету Лоевского района причинен ущерб в особо крупном размере.

“Ухитряются даже списывать со счетов предприятий финансовые средства на собственные нужды, — сказал Президент. — Так, руководитель УКС Барановичского райисполкома систематически оплачивала за счет предприятия свои заграничные отпуска в ОАЭ и европейских странах. Возмущают как сами эти явления, так и то, что наказание виновных и восстановление справедливости часто запаздывают. Почему это стало возможным? Потому что принцип “вор должен сидеть в тюрьме” не всегда срабатывал и срабатывает в полной мере”.

Между тем должен неукоснительно соблюдаться принцип: если взял деньги у людей и не построил дом, должен ответить по полной. “В круг ответственных должны быть включены не только непосредственные исполнители, но и те, кто создавал условия для воровства, — указал глава государства. — Наказывать надо, невзирая на лица, вплоть до самых высоких чиновников”. Президент потребовал от МВД, КГБ, прокуратуры, КГК самостоятельно принимать решения, не ожидая очередного вмешательства со стороны главы государства.

Отказ от некомпетентности

Тому обстоятельству, что на строительном рынке страны появились маломощные и некомпетентные организации, способствовала отмена лицензирования. “Надеялись, что свободная рыночная конкуренция создаст более привлекательные предложения, — напомнил Президент. — А в итоге перестали действовать жесткие требования по допуску организаций к этой деятельности. И закономерно, что качество оказываемых проектных и строительных работ заметно ухудшилось: свыше 80 процентов проектной документации выполняется с недоработками и ошибками”. Кроме того, из проверенных в уходящем году Госстройнадзором 10,5 тысячи строящихся объектов брак и нарушения выявлены на 6,5 тысячи — 62 процентах из них. В этом контексте Александр Лукашенко упомянул международную практику, в соответствии с которой осуществляется жесткий контроль за допуском организаций на строительный рынок. В основу такого контроля за рубежом положен принцип подтверждения организацией наличия у нее компетентного персонала, систем контроля и управления качеством.

Президент подчеркнул также, что функция заказчика является ключевой в строительстве. “Но, как оказалось, и здесь много разгильдяйства, — отметил он. — Зачастую берутся строить те, кто, по существу, ничего не понимает в строительстве. Поэтому поручаю правительству формализовать требования к заказчику, расширить его функции, и особенно те, которые касаются технического надзора”. Что же касается специалистов, осуществляющих сам технадзор, то им, по словам Президента, надлежит проверять все — от наличия должным образом оформленной документации до качества и количества выполненных работ: “Это должны быть лучшие специалисты. Значит, надо решить задачи и по оплате их труда, и по профессиональной подготовке, и по подбору людей по соответствующим морально-нравственным качествам”.

“Еще возмутительнее, когда специально созданные организации проявляют откровенную некомпетентность, — добавил белорусский лидер. — Яркий пример — реконструкция Национального академического театра имени Янки Купалы. Заказчиком объекта выступило ОАО “Объединенная дирекция строящихся объектов”. В то время, когда выбирали заказчика, было ясно, что доверять ему новый крупный объект опасно. В результате и заказчиком, и Минкультуры, и руководством театра неоднократно вносились изменения в проектно-сметную документацию, предусматривающие наращивание дополнительных строительных объемов и удорожание объекта. Подобные безобразия необходимо пресекать. Заказчиками должны быть профессионально аттестованные организации”.

Инвестиционная обоснованность

Из-за отсутствия предварительной проработки технических и экономических аспектов строительства объектов их конечная стоимость зачастую возрастает в разы, констатировал Президент. “Взять хотя бы деревообработку, — сказал Александр Лукашенко. — Там главная причина проблем — отсутствие предварительной детальной проработки обоснования инвестиций. В итоге изначально планировавшаяся модернизация отдельных технологических линий вылилась в строительство новых предприятий, а сумма необходимых на это средств возросла почти в четыре раза”.

Глава государства привел и нашумевший случай в Белыничах, где для многодетных семей вместо дома типовых потребительских качеств за бюджетные деньги было построено жилье улучшенной комфортности, после чего возникли закономерные проблемы с заселением. Президент поручил правительству, КГК, областным и Минскому городскому исполкомам немедленно обеспечить введение обязательной предынвестиционной стадии, в ходе которой должны быть просчитаны целесообразность, техническая возможность и экономическая эффективность осуществления инвестиций.

“Начинать строительство на голом администрировании, не имея предварительных расчетов экономической целесообразности и эффективности вложений, преступно, — подчеркнул глава государства. — Из-за отсутствия предварительной проработки технических и экономических аспектов строительства объектов их конечная стоимость зачастую возрастает в разы”.

Земельный вопрос

Касаясь темы предоставления земельных участков для строительства, глава государства подчеркнул, что до сих пор слишком большое количество площадок для строительства предоставляется застройщикам безвозмездно, якобы в целях снижения стоимости строительства. Однако на практике зачастую безвозмезд-ное предоставление земли влечет не снижение цены на квадратный метр, а только увеличение прибыли застройщика. Поэтому многие предприятия идут на хитрости, граничащие с мошенничеством, только бы получить бесплатную землю.

И все же льготное предоставление участков изначально вводилось именно для стимулирования создания новых производств, удешевления жилищного строительства. Поэтому Александр Лукашенко потребовал, чтобы основным инструментом предоставления участков был именно аукцион. “В идеале льготное предоставление земли должно остаться только для строительства жилья по государственному заказу”, — добавил он.

“Меня информируют, что до сих пор в сфере земельных отношений не изжиты волокита и бюрократизм, — отметил также глава государства. — Затягиваются сроки выделения земельных участков, задним числом оформляются решения, не принимаются своевременные меры по контролю за целевым использованием участков”. По мнению Александра Лукашенко, этим в наибольшей степени грешат Минск и Минская область. Поэтому, обращаясь к мэру Минска Николаю Ладутько и губернатору Минской области Семену Шапиро, Президент потребовал навести порядок с распределением и использованием земельных участков: “Механизм должен работать как часы”.

“Фирменное” проектирование

Ныне сложилась ситуация, когда государственные заказчики вместо того, чтобы быть примером, на проверку выступают неаккуратными и небрежными в финансовом отношении инвесторами. “Ни одного объекта не должно быть включено в государственную инвестиционную программу без моего решения, — заявил Президент. — Предупреждаю правительство и губернаторов: распыление государственных средств недопустимо и будет пресекаться жесточайшим образом”.

Президент привел данные, согласно которым в текущем году из 23 объектов государственной инвестиционной программы, подлежащих вводу в эксплуатацию в январе — сентябре, не введена треть. Главная причина такой ситуации — ненадлежащее финансирование. “Должен быть жесткий порядок. В программы включаются только те проекты, у которых имеется все необходимое — проектная документация и финансирование”, — потребовал глава государства.

Проектирование должно быть профессиональным делом, а не ремеслом. “Я неоднократно требовал обеспечить жесткое исполнение регламента строительного процесса, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Все должно делаться четко, быстро, но строго по прописанным правилам. Быстрота не должна достигаться за счет поспешности и игнорирования обязательных стадий. Правительству все нужно отрегулировать так, чтобы никто не мог срезать углы и, получив сиюминутную выгоду, поставить под удар нормальный ход всего строительства”.

Как отметил глава государства, нередко бывает, что заказчики, не имея четкого задания на проектирование и стремясь быстрее занять строительную площадку, начинают работы без проектной документации в расчете, что ее можно разрабатывать в ходе строительства, мол, это приведет к экономии времени и средств. “Однако в реальности все получается наоборот, — сказал Президент. — Переделки и простои подрядных организаций в ожидании изменений проектов приводят к дополнительным работам и перерасходу денег. Поэтому параллельное проектирование должно стать исключением из правил, применимым только к высокоподготовленным организациям, причем лишь по решению главы государства”.

Целостная система контроля

“Поручаю правительству повысить ответственность подрядчика путем введения обязательного резервирования на специальном счете средств, достаточных для устранения дефектов, — заявил также Александр Лукашенко. — Подрядчики не обеднеют. Через год, если претензий нет, половину суммы вернем. И в дальнейшем, если нет брака, постепенно отдается оставшаяся часть. Если есть брак, дефекты — устранение производить немедленно за счет виновного. Деньги в таком случае для этого будут”.

Этот аспект был затронут главой государства неспроста: дефекты и брак, выявленные в ходе эксплуатации объектов, часто должным образом не устраняются. “Люди обращаются к заказчику, возлагая на него ответственность за брак, а те, не имея реальных механизмов воздействия на виновных после завершения строительства, начинают всячески отпихиваться и выкручиваться, — констатировал Александр Лукашенко. — Происходит полная чехарда, с отписками и волокитой. Выявлена масса примеров практически во всех регионах, когда годами не устраняется откровенный строительный брак. В судах множество исков по таким ситуациям. А ответы зачастую сводятся к тому, что у подрядчика попросту нет финансовых средств для устранения дефектов”.

В основе же всех проблем — недостаточный контроль на всех стадиях строительного процесса. “В строительстве должна работать целостная система контроля, а не отдельные мероприятия от случая к случаю”, — уверен белорусский лидер. Он потребовал от подразделений Госстандарта при проведении экспертизы проектной документации не пропускать ни малейшего отступления от требований законодательства. По словам Президента, главная задача этой службы — не допускать в проектировании неэффективных технических решений, архитектурных излишеств, завышения сметной стоимости. “В то же время нельзя забывать, что вы — первый форпост на страже безопасности и надежности возводимых объектов”, — подчеркнул глава государства.

А вот порядок общественных обсуждений строящихся объектов и вопросов уплотнения застройки следует пересмотреть, причем в этом процессе должны более активно участвовать депутаты всех уровней. “Вы должны вникать там, где идет беседа с вашим избирателем, тем более по животрепещущим вопросам”, — пояснил Александр Лукашенко.

 Сроки решения проблем

Глава государства напомнил, что по его поручению в июне этого года проведена инвентаризация всех проблемных строек: “На сегодня из 380 домов, включенных в перечень проблемных, уже введено в эксплуатацию 200.

До конца года, по заверениям местных органов власти, будет введено в эксплуатацию еще около 100 домов и 80—85 долгостроев будут введены в 2014 году. Ранее я распорядился до конца этого года все проблемные дома ввести в строй. Но посчитали — прослезились. Ладно, если из 400 домов останется 80 на первое полугодие будущего года, это люди еще выдержат.

Но не дай бог хоть полдома не будет введено. И не вздумайте мудрить со статистикой и отчетностью. Каждый дом будет проверен межведомственной группой, которой руководит глава Администрации Президента”.

Откровенный разговор

“В условиях нашей, как и любой другой открытой экономики инвестиционный процесс должен начинаться с изучения рынка, — согласился Председатель Совета Министров Михаил Мясникович. — Мы в правительстве пока плохо работаем в этом направлении. Определенные меры уже приняты, до конца текущего года появятся несколько новых нормативных актов, регламентирующих строительную отрасль”. При этом премьер отметил, что слепо копировать опыт других стран также было бы опрометчиво: “Например, практика показала, что ни мы, ни Россия не готовы к такому новшеству, как электронные торги”.

По словам председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона, за одиннадцать месяцев уходящего года выявлено более ста преступлений экономической направленности. Что касается ситуации в жилищном строительстве, лишь Гродненская и Могилевская области практически смогли решить проблему долгостроев. “Среди регионов самое худшее положение со сверхнормативным незавершенным строительством жилых домов — в Минской области, — констатировал председатель КГК. — На 1 октября 2013 года удельный вес долгостроев в общем объеме строительства составил 58 процентов. Не намного лучше ситуация в Минске, где удельный вес сверхнормативного незавершенного строительства жилья составил 47 процентов”. В свою очередь председатель Мингорисполкома Николай Ладутько сообщил, что в отношении недобросовестных застройщиков, а также ряда руководителей столичных районных организаций и ЖСПК приняты должные меры. Выступили перед участниками совещания и непосредственно практики — участники “строительной вертикали” страны.

Кадровый аспект

Вторая часть совещания была посвящена вопросам повышения престижа государственной службы в белорусском обществе. Кстати, в настоящее время готовятся поправки в закон о госслужбе. “Меня информируют, что успешные руководители предприятий не хотят идти во власть, — сообщил Президент. — Причины — низкий уровень заработной платы, высокий спрос и колоссальная ответственность за принимаемые решения. Раньше специалиста, попавшего в руководители, интересовал прежде всего не размер заработной платы, а новый статус и возможность проявить себя. Сегодня же высокопоставленная должность, как мне докладывают, некоторыми воспринимается как дополнительная нагрузка и источник повышенной опасности”.

При этом белорусский лидер считает, что деятельность государственных служащих должна быть абсолютно прозрачной для общества. “Никаких закрытых для критики тем в работе госаппарата нет и быть не должно, — заявил он. — Иначе в стране непременно наступит застой”. В то же время Президент заметил, что критика должна быть конструктивной и не превращаться в огульное критиканство. Александр Лукашенко напомнил, что в годы перестройки была развернута кампания по шельмованию партийных и советских работников, отголоски которой до сих пор отражаются на восприятии госслужащих в обществе.

“В середине года мы провели оптимизацию численности госаппарата и всю экономию направили на повышение заработной платы, — подчеркнул глава государства. — Правда, мне докладывают, что ее реальный рост не оправдал чьих-то ожиданий. Но дальнейшее зависит только от состояния дел в экономике, а значит, от эффективности нашей работы”.

Как заверил главу государства Председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов, вопрос материального обеспечения не является определяющим в госаппарате. “Ни один из нас, присутствующих в этом зале, не служит стране, ее народу и ее Президенту исключительно за деньги, — отметил он. — Возможно, в кругах молодежи эта проблема в самом деле актуальна, но в целом по госаппарату Беларуси вопрос недостаточности материального обеспечения не стоит”.

По мнению главы Администрации Президента Андрея Кобякова, современному госчиновнику необходимы такие качества, как здоровый креатив, умение творчески мыслить, предлагать нестандартные решения. По статистике, способности к управленческой работе есть у относительно небольшой категории людей. “Наша задача — их находить, выбирать людей, способных принимать управленческие решения и добиваться их исполнения, а затем задействовать их в максимальной степени в управленческих организациях и на госслужбе”, — сказал Андрей Кобяков. По поводу повышения престижа госслужбы он отметил, что не видит необходимости для этого увеличивать зарплаты госчиновникам. По его мнению, зарплата госслужащих должна быть достойной и достаточной для содержания семьи, но она не может быть такой же, как у людей, занимающихся высокодоходным бизнесом. Зато у госчиновников высокий уровень социальной защищенности и стабильный, гарантированный заработок.

Инициативный подход

И все же Президент не совсем доволен существующей системой работы с руководящими кадрами, о чем он и заявил на вчерашнем совещании. “Все чаще на госслужбу попадают люди не те, которые должны там быть, которые боятся или не хотят проявлять инициативу, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат, — отметил Александр Лукашенко. — Нужно принципиально разобраться, в чем корень проблемы. Не придем ли мы к закостеневшему, забюрократизированному госаппарату, который будет мешать нашему развитию?”

Глава государства поинтересовался у присутствующих, какие у них предложения, как привлечь на госслужбу наиболее авторитетных, талантливых, творчески мыслящих людей. Александр Лукашенко подчеркнул, что поручал правительству, Администрации Президента определить механизм стимулирования руководителей в зависимости от выполнения прогнозных показателей. Вместе с тем Президент считает, что выстроенная в Беларуси система работы с кадрами себя оправдала. Среди руководителей всех уровней немало настоящих управленцев, профессионалов, искренне любящих Родину и стремящихся сделать ее лучше.

Республиканские совещания по проблемным вопросам разных отраслей станут регулярными и будут проходить минимум раз в полгода. Такого регулярного экзамена требует необходимость всестороннего осмысления происходящих в стране процессов и выработки выверенных, четких и грамотных решений по наиболее актуальным темам. А оценку действиям будет выставлять сама жизнь.

 “Квадратная” цена

Новое строительство жилья для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов и одноразовых субсидий на строительство или приобретение жилых помещений, будет осуществляться только по государственному заказу. По планам правительства, из 2,5 миллиона квадратных метров жилья, которое должно быть введено в 2014 году с господдержкой, по госзаказу будет построено около трети — 800 тысяч “квадратов”. Стоимость квадратного метра такого жилья в будущем году будет равна среднемесячной зарплате по стране с небольшой поправкой на дату ввода жилья в эксплуатацию в соответствии с нормативным сроком строительства.

Мнения

Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова:
— Строительство жилья будет финансироваться без излишеств. Тем не менее строительство  запланированных квадратных метров жилья для льготников уже сегодня обеспечено ресурсами. Со следующего года три банка (Беларусбанк, Белагропромбанк, Банк развития) усилят работу по проведению контрольных  обмеров объемов выполненных работ на объектах, которые строятся с привлечением банковских кредитов. Как показала практика  проведения таких обмеров, зачастую выявляется завышение стоимости работ или включение необоснованных работ в проект.

Министр архитектуры и строительства Анатолий Черный:
— Задачи, которые поставил глава государства, уже выполняются, разрабатывается необходимая нормативная  правовая база. В стране принимаются меры для того, чтобы оградить строительную сферу от недобросовестных  участников.

Председатель Новополоцкого горисполкома Наталья Кочанова:
— Проблемы в строительстве назрели постепенно, становясь все более острыми, и Президент своевременно взял их под свой контроль. В выступлении главы государства на совещании были не только вскрыты проблемы, но и предложены пути их  решения. В том числе речь шла о том, как должна быть налажена система контроля за всеми происходящими в строительстве процессами,  в частности в жилищном строительстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter