Традиция все делать на совесть и качественно у белорусов еще с советских времен

Знаковая история

Этот пятиугольник в ­СССР можно было увидеть на любой продукции невоенного назначения — от детских игрушек и школьных пеналов до тяжелых самосвалов и крупнотоннажных океанских судов. Пять граней этого знака ассоциировали с пятиконечной звездой, а также составляющими качества: надежностью, доступностью, безопасностью, эстетичностью и новаторством. Причем изрядная часть такой продукции производилась на белорусской земле.


СКАЗАНО

— 2024 год — Год качества. Качества, которое давно стало стилем жизни белорусов, национальной чертой, а теперь станет символом всех начинаний. В нашу жизнь вернется добрая традиция присваивать почетный знак лучшим производителям товаров и услуг. Его первые обладатели войдут в историю независимой Беларуси.

Из новогоднего обращения ­Президента Беларуси ­Александра ­Лукашенко к белорусскому народу, 31 декабря 2023 г.

­БССР — советская со знаком качества

Государственный знак качества как единый в ­СССР знак высшей категории качества продукции, аттестованной на соответствие лучшим мировым и отечественным образцам, был введен 20 апреля 1967 года. Право промаркировать свою продукцию хорошо знакомым старшему поколению пятиугольником предоставлялось на основании результатов государственной аттестации, и всего лишь на два-три года. Потом высокий стандарт надо было подтверждать снова… Знак качества наносился непосредственно на товары или на их упаковку, тару и на товаросопровождающую документацию, на ярлыки и этикетки. И имел не только психологический, но и экономический эффект: на ряд товаров (преимущественно новые виды изделий), выпускающихся с таким знаком, в целях стимулирования предприятий предусматривались надбавки к оптовым и розничным ценам.

Наша республика активно включилась в процесс повышения качества своей продукции. И тем самым даже способствовала тому, что сегодня называется словом «импортозамещение». 4 августа 1967-го «Советская Белоруссия» сообщила: «Первым в Белоруссии получил «Знак качества» самосвал «БелАЗ-540А». Этот почетный знак будет устанавливаться на капоте машины как свидетельство большого трудового успеха всего коллектива. Вслед за автомобилестроителями высокой чести удостоились оршанские станкостроители: «Знак качества» присвоен плоскошлифовальному станку завода «Красный борец». Этот станок обеспечивает точность обработки до одного микрона, хотя раньше допускалось три микрона. Это позволит нам отказаться от закупки аналогичных станков за границей».


Также «СБ» сообщала: «Знак качества» получают пять изделий Минского мясокомбината. Успешно готовятся к аттестации продукции минские заводы: электрохолодильников, моторный, радиозавод, Гомельский завод тракторных пусковых двигателей. На следующий год намечено к аттестации продукции около 30 предприятий».

Итоги той, восьмой по счету пятилетки (1966 — 1970 годы) превзошли ожидания.  
По состоянию на 1 января 1971-го в ­БССР государственную аттестацию прошли 103 вида продукции ­БССР. А семью годами позднее пятиугольником обозначены были уже свыше 2800 видов изделий, из которых 1900 составляли товары народного потребления.

«Океан» возможностей

При этом ассортимент отмеченной продукции год от года расширялся. Как следует из Краткой энциклопедии «Белорусская ССР», увидевшей свет в 1979-м, на начало 1978 года в ­БССР «знакокачественными» были самосвалы и наручные часы, средства механизации и автоматизации управленческого и инженерно-технического труда. А также радиоизмерительные приборы, мебельные гарнитуры, ткани, пищевая и другая продукция предприятий Советской Белоруссии.

Более того, с 1975 года в ­БССР разрабатываются комплексные системы управления качеством продукции. В 1976-м образованы республиканская комиссия по качеству и ее отраслевые секции.  
Среди предприятий, которые первыми начали внедрять комплексные системы управления качеством продукции, были минские заводы ЭВМ, тракторный, моторный, автомобильный, производственное объединение «Горизонт», а также Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения.

Неудивительно, что даже сегодня (через десятки лет после выпуска) немало МАЗов и тракторов советского производства встречаются на постсоветском пространстве. А фотоаппарат «Зенит», выпускавшийся наряду с подмосковным Красногорском и в белорусской Вилейке, можно встретить и в антикварных лавках и коллекциях на Западе, куда он успешно продавался. 
О всесоюзном же признании и говорить не приходится: отец автора этих строк работал на Минском производственном объединении «БелОМО» и трижды возвращался с ­ВДНХ ­СССР с наградами белорусской фототехнике в целом и оптике в частности…
По сей день на форумах коллекционеров и радиолюбителей можно найти в отличном состоянии и еще один товар из ­БССР — «Океан-209». Выпускавшийся с ноября 1976 года на Минском производственном объединении «Горизонт», этот переносный транзисторный радиоприемник с улучшенными параметрами и внешним оформлением с первой же попытки получил Государственный знак качества. По мнению многих современных радиолюбителей, минский «Океан-209» — один из лучших советских бытовых аппаратов по чувствительности и избирательности, а в своем классе уж точно. Кстати, стоил данный аппарат, как и «Зенит», «за сотню» — 135 рублей, что было отнюдь не дешево. Но качество стоило того…

Ныне, в Год качества, Беларусь по праву памяти и своего исторического задела должна превзойти себя. В ноябре 2023-го идею учредить в нашей стране единый Государственный знак качества поддержал ­Президент. Глава государства предложил взять за основу современного белорусского советский знак качества, который внешне ему нравится, и дал соответствующее поручение Правительству. Качественное решение, что ни говори, дальше все зависит от каждого из нас.

Что давал Знак качества ­СССР

Этот знак был своего рода высокой производственной наградой, такой же, как, например, переходящее Красное Знамя. Для предприятия увеличивали премиальный фонд, выделяли его сотрудникам большее число новых квартир и автомобилей, путевок в санатории и дома отдыха. Директора лучших производств поощрялись государственными наградами.


МНЕНИЕ

Георгий Гриц, экономический аналитик, кандидат экономических наук:

— Разработанная в 2023-м Общая концепция создания национального бренда и озвученная Главой государства необходимость продвигать (в том числе через национальные торговые дома) нашу продукцию на рынки дружественных стран позволяют рассчитывать, что отечественный Знак качества появится в этом году. Стоит заметить, что система ­ГОСТов и нынешняя система отраслевых стандартов, которые привязаны к так называемой системе ISO 9000 — серии международных стандартов, для обывателя, обычного потребителя — это несколько отстраненные вещи. Ему более знакомо и близко нечто то, что заметно сразу на упаковке, что несет собой качественные показатели. Советский Знак качества был символом того, что маркированная им продукция действительно высокого качества. Подчеркну, такой знак отнюдь не вступает в пику системе менеджмента, системе ­ГОСТов. Но именно знак, рассчитанный на рядового потребителя, несет определенные аналогии, преемственность и потому имеет большой смысл.

В ТЕМУ

Судьбоносный первенец

Модель того самого легендарного 27-тонного ­БЕЛАЗ-540, который в 1967-м стал первым автомобилем, удостоенным Государственного знака качества ­СССР, сегодня можно увидеть в числе памятных экспонатов ОАО «­БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «­БЕЛАЗ-­ХОЛДИНГ». Машина долгое время проработала в многопрофильном структурном подразделении «БелАЗстройкомплекс». Сегодня восстановленный автомобиль радует туристов, посещающих предприятие, став уникальной и притягательной фотозоной для посетителей завода.


Такой интерес вполне объясним, ведь машина по праву — легенда отечественного и советского машиностроения. Недаром ее называют прорывом технологической мысли, который в свое время совершили жодинские конструкторы. Первый большегрузный самосвал предприятия ­БЕЛАЗ-540 проектировался для работы в карьерах и выпускался с 1965 по 1985 год.
От аналогов его выгодно отличали более высокая маневренность, меньший вес и, что немаловажно, большая грузоподъемность. Кроме того, ­БЕЛАЗ-540 был первым произведенным в ­СССР автомобилем с гидропневматической подвеской колес, объединенными гидросистемами усилителя руля и подъемника кузова. К 1986 году предприятие выпускало до 6 тысяч машин в год, что составляло половину мирового производства большегрузной карьерной техники. 
Машина была востребована и в ­СССР, и отправлялась на экспорт.

Герой Беларуси, заслуженный работник промышленности Беларуси Павел Мариев, с 1959 года трудившийся на Белорусском автомобильном заводе (в том числе с 1992 по 2007 год — генеральным директором), называл ­БЕЛАЗ-540 судьбоносным.

— Не было особых условий для его создания, было непросто, но первенец родился, — вспоминал он. — Машина уже тогда опережала время своими техническими решениями и была конкурентоспособна на многие годы вперед. С первого же образца было налажено тесное содружество с наукой, мы использовали самые передовые научные разработки. Можно сказать, сами создавали науку. Каждый узел был на уровне изобретений, которые были запатентованы, и заложили ту научную основу, которая применялась при разработке других самосвалов. На этой машине защищали диссертации — и кандидатские, и докторские, что говорит о высоком техническом уровне и тех конструкторских подходах, заложенных в тот первый самосвал. Коллектив его создателей был молодой, но талантливый и, как показала история, прозорливый. Ведь мы уже тогда понимали, что будут расширяться карьеры и расти грузоподъемность машин.

И действительно, именно этот самосвал стал впоследствии базовой моделью всего семейства большегрузных автомобилей для горнодобывающей промышленности и строительства грузоподъемностью от 27 до 110 тонн, повысив производительность труда и снизив себестоимость перевозок в карьере. Сегодня предприятие выпускает более 550 модификаций карьерной техники грузоподъемностью до 450 тонн для работы в разных климатических условиях.

Фото из архива  БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter