Авторы новых школьных учебников рассказали "СБ" о своей работе
22.08.2017 07:36:00
Идеальный учебник — каким он должен быть? Последовательным, понятным, наглядным, интересным... Каждый авторский коллектив по–своему пытается решить эти задачи. С 2015 года — на конкурсной основе. Сегодня итоги конкурса подведены по 68 учебным пособиям, 41 из которых появится в школах уже в этом учебном году (8 было издано в 2016–м). Удалось ли реализовать все задуманное? Об этом корреспонденты «СБ» расспросили трех авторов, в том числе тех, для которых такая работа была в новинку.
— Революцию в букваристике не делала, — представляет автор свою работу. — Мой букварь строится на классической методике. Но в то же время содержит качественно новый материал, который реализует идеи развивающего обучения: игровые проблемные ситуации, новые приемы чтения слога и слова, опорные схемы, разнообразные задания и вопросы после прочитанных текстов... От прежнего в нем остался, пожалуй, только формат, удобный для маленького ученика.
Ольга Тиринова — сама учитель–практик развивающего обучения. Поэтому воплощать такие идеи в букваре ей было легко. Одновременно она хотела сделать учебник интуитивно понятным любому учителю: и опытному, и новичку. Листаем вместе книгу...
— Сначала работаем со звуками, потом вводим буквы для обозначения звуков, учимся читать слоги, слова и так далее. Все — классика. Но другое наполнение. Например, приемы обучения чтению каждый автор выбирает сам. Как научить читать слог? Это самое трудное для ребенка. Я выбрала прием протяжного произнесения согласных и присоединения гласных. Лично опробовала его с детьми и на 100 процентов уверена — работает.
Автор букваря убеждена: многое понять первоклашкам проще в игре. Поэтому помогать им на уроках будут сразу несколько сказочных персонажей: друзья звуков Тим и Том, а также Читайка. По задумке герои будут приходить в класс не только на страницах книги. В будущем планируется издать большой набор наглядных пособий. А в этом году плакаты с персонажами публикуются в журнале «Пачатковае навучанне: сям’я, дзiцячы сад, школа». Ольга Игоревна признается: старалась сделать настоящий букварь для ребенка, который пришел в школу учиться читать. Такой, который первоклассник полностью сможет осилить самостоятельно. Но введены и задания, которые будут интересны уже читающим детям. В методическом пособии прописано, как на уроках можно организовать дифференцированный подход. Кроме того, в книжке много элементов, которые помогут развивать имеющийся навык чтения. Например, слоговые таблицы.
Первоклассников ждут и новые прописи, которые уже прошли апробацию в 24 классах в Минске и Гродненской области. Во многих странах сегодня идут по пути облегчения процесса освоения навыка письма. И Беларусь — не исключение. Еще в 2008 году в начальной школе отказались от безотрывного письма, изменили начертания букв в сторону упрощения. А теперь добавили в прописи линию, которая поможет ребенку определить середину строки. Появились и игровые задания с пазлами для зрительного анализа элементов буквы, строки для написания буквы увеличенного размера по частям и целиком, линеечки для самооценки...
Ольга Игоревна очень ждет начала нового учебного года. Хочет лично поприсутствовать на уроках в классах, которые будут определены Министерством образования для опытной проверки новых учебных пособий, и первой получить «обратную связь».
С 1 сентября появятся и новые учебники для 3–х и 7–х классов. Они начинают учиться по новым учебным программам. Общие требования для всех авторских коллективов: сделать пособия более наглядными и практико–ориентированными, сложной лексикой не злоупотреблять... «Получилось ли?» — интересуюсь у Ирины Арефьевой, учителя математики Минского суворовского военного училища, которая в соавторстве с Ольгой Пирютко, доцентом кафедры математики и методики преподавания математики БГПУ имени М.Танка, впервые взялась за написание «Алгебры» для 7–го класса.
— Мы очень старались сохранить все лучшие традиции предыдущих авторов: мощную систему задач на отработку материала, развивающую составляющую, ключевую роль текстовых задач при изучении математики... И в то же время адаптировать все это к современности. Программные требования немного изменились, и учебник должен был измениться вслед за ними.
Стать проще? Ирина Глебовна считает: это неподходящая формулировка. Скорее, понятнее. Учебник — это не развлекательная литература, а инструмент для учебного труда. Чтобы усвоить материал, нужно прикладывать усилия, разбирать темы, вникать, делать домашние задания, учить определения... Но авторы очень надеются, что по их «Алгебре» будет интересно учиться и учить. В частности, серьезно поработали над объяснительным текстом. Подбирали каждое слово, чтобы теория стала максимально доступной. А необходимость изучения материала старались обосновывать практическими задачами. Например, параграф «Степень с целым отрицательным показателем» начинается с рассказа о нанотехнологиях. Уже интересно.
Для отработки навыков в каждом параграфе размещен раздел «Практика» с подробно разобранными типовыми задачами. И, конечно, система упражнений, где наряду с классическими есть и задачи из повседневной жизни. «Проездной билет на месяц на все виды транспорта стоит 50 рублей. Студент приобрел проездной билет и сделал 112 поездок. Выясните, удалось ли студенту сэкономить, если стоимость разовой поездки составляет 1,2% от стоимости проездного билета», — приводит пример педагог.
А в конце каждой главы — задачи, которые опираются на научные факты и личный опыт детей, исследовательские задания — их ученики могут выполнять в группах вместе с одноклассниками, а также тесты для самооценки. Время, когда для хорошей отметки достаточно было заучить формулировку, прошло.
Почему все–таки Ирина Арефьева — педагог–практик более чем с 20–летним стажем — вообще решила заняться разработкой учебника? Оказывается, некоторый опыт в написании учебных пособий у нее уже был. А все потому, что при подготовке к урокам ей все время чего–то не хватало, приходилось разрабатывать и распечатывать различные материалы для детей, как делают многие. И в какой–то момент их накопилось на толстое «Пособие–репетитор». Потом были и другие. Так что участие в конкурсе на разработку учебника — это уже вершина айсберга. Кстати, Ирина Глебовна в этом году сама будет преподавать алгебру новобранцам в Суворовском училище, куда мальчишки поступают как раз в 7–й класс.
Новый учебник по физике для 7–го класса к этому учебному году подготовил уже известный тандем авторов — Лариса Исаченкова, ведущий научный сотрудник лаборатории математического и естественно–научного образования Национального института образования, кандидат физико–математических наук, доцент, и Юрий Лещинский, учитель–практик. Первая их «ласточка» появилась еще в 1998–м... «Тогда считала, что лучше учебника и быть не может», — делится Лариса Артемовна, выкладывая на стол пособия разных лет и новенькую «Физику». Последний вариант, конечно, намного выигрышнее. Сбылись все чаяния авторской команды: формат А4, гибкий и легкий интегральный переплет, исчез мелкий шрифт для дополнительной информации — теперь она выделена цветом, яркие иллюстрации... В Национальном институте образования отмечают: если такой подход себя зарекомендует, подобный формат будет использоваться и при издании других учебных пособий. А что же содержание?
— Одно время физика начиналась с 7–го класса, потом с 6–го, теперь опять с 7–го... Так что нам пришлось серьезно перекраивать учебник, — отмечает Лариса Исаченкова. Часть тем, например «Простые механизмы», «Закон Архимеда», перенесли в 9–й класс, когда будет 3 часа физики в неделю. А в 7–й пришли основы: «Физические методы познания природы» и «Дискретное строение вещества», без которых объяснять предмет невозможно.
Автор обращает внимание на отличительные черты: все параграфы начинаются с новой страницы, а текста в книге — не более 60%, остальное — иллюстрации.
— Кроме того, мы переработали всю практическую часть, сделали ее современной, практико–ориентированной, наполнили национальным содержанием, — Лариса Артемовна приводит примеры. В задачах энергию вырабатывают ветряки, по железной дороге курсируют поезда «Штадлер», на карьерах работают современные БелАЗы... Чтобы данные были достоверными, авторы консультировались непосредственно у специалистов на предприятиях. В общем, работа проделана большая. Ближе к третьей четверти будут изданы и недостающие компоненты учебно–методического комплекса по предмету.
КОМПЕТЕНТНО
Валентина Гинчук, заместитель директора по научно–методической работе Национального института образования:
— Новые учебные программы внедряются в школах поэтапно. В 2015/2016 году — в 1–х, 5–х классах, в прошлом — во 2–х, 6–х, в этом пришла очередь 3–х и 7–х... Поэтому большинство новых учебников к 1 сентября выпускается именно для этих классов. В то же время в образовательном процессе еще несколько лет будут использоваться и действующие пособия, изданные ранее. Чтобы помочь педагогам сориентироваться, подготовлены методические рекомендации по каждому предмету, которые размещены на Национальном образовательном портале.
dekola@mail.ru
Фото Александра Кушнера
У букв есть имена
Ольга Тиринова, новый автор «Букваря» для первого класса (с русским языком обучения), ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования Национального института образования, кандидат педагогических наук, доцент, признается: работа над этой книгой была большой ответственностью. Вспоминает, как сама учила первоклашек по разным букварям в классах с традиционной и развивающей системой обучения, изучала современные буквари разных стран. Казалось, что в них можно добавить, какое новое слово сказать? Но когда объявили конкурс, все же решила попробовать свои силы и... победила.— Революцию в букваристике не делала, — представляет автор свою работу. — Мой букварь строится на классической методике. Но в то же время содержит качественно новый материал, который реализует идеи развивающего обучения: игровые проблемные ситуации, новые приемы чтения слога и слова, опорные схемы, разнообразные задания и вопросы после прочитанных текстов... От прежнего в нем остался, пожалуй, только формат, удобный для маленького ученика.
Ольга Тиринова — сама учитель–практик развивающего обучения. Поэтому воплощать такие идеи в букваре ей было легко. Одновременно она хотела сделать учебник интуитивно понятным любому учителю: и опытному, и новичку. Листаем вместе книгу...
— Сначала работаем со звуками, потом вводим буквы для обозначения звуков, учимся читать слоги, слова и так далее. Все — классика. Но другое наполнение. Например, приемы обучения чтению каждый автор выбирает сам. Как научить читать слог? Это самое трудное для ребенка. Я выбрала прием протяжного произнесения согласных и присоединения гласных. Лично опробовала его с детьми и на 100 процентов уверена — работает.
Автор букваря убеждена: многое понять первоклашкам проще в игре. Поэтому помогать им на уроках будут сразу несколько сказочных персонажей: друзья звуков Тим и Том, а также Читайка. По задумке герои будут приходить в класс не только на страницах книги. В будущем планируется издать большой набор наглядных пособий. А в этом году плакаты с персонажами публикуются в журнале «Пачатковае навучанне: сям’я, дзiцячы сад, школа». Ольга Игоревна признается: старалась сделать настоящий букварь для ребенка, который пришел в школу учиться читать. Такой, который первоклассник полностью сможет осилить самостоятельно. Но введены и задания, которые будут интересны уже читающим детям. В методическом пособии прописано, как на уроках можно организовать дифференцированный подход. Кроме того, в книжке много элементов, которые помогут развивать имеющийся навык чтения. Например, слоговые таблицы.
Первоклассников ждут и новые прописи, которые уже прошли апробацию в 24 классах в Минске и Гродненской области. Во многих странах сегодня идут по пути облегчения процесса освоения навыка письма. И Беларусь — не исключение. Еще в 2008 году в начальной школе отказались от безотрывного письма, изменили начертания букв в сторону упрощения. А теперь добавили в прописи линию, которая поможет ребенку определить середину строки. Появились и игровые задания с пазлами для зрительного анализа элементов буквы, строки для написания буквы увеличенного размера по частям и целиком, линеечки для самооценки...
Ольга Игоревна очень ждет начала нового учебного года. Хочет лично поприсутствовать на уроках в классах, которые будут определены Министерством образования для опытной проверки новых учебных пособий, и первой получить «обратную связь».
Алгебра с нанотехнологией
С 1 сентября появятся и новые учебники для 3–х и 7–х классов. Они начинают учиться по новым учебным программам. Общие требования для всех авторских коллективов: сделать пособия более наглядными и практико–ориентированными, сложной лексикой не злоупотреблять... «Получилось ли?» — интересуюсь у Ирины Арефьевой, учителя математики Минского суворовского военного училища, которая в соавторстве с Ольгой Пирютко, доцентом кафедры математики и методики преподавания математики БГПУ имени М.Танка, впервые взялась за написание «Алгебры» для 7–го класса.
— Мы очень старались сохранить все лучшие традиции предыдущих авторов: мощную систему задач на отработку материала, развивающую составляющую, ключевую роль текстовых задач при изучении математики... И в то же время адаптировать все это к современности. Программные требования немного изменились, и учебник должен был измениться вслед за ними.
Стать проще? Ирина Глебовна считает: это неподходящая формулировка. Скорее, понятнее. Учебник — это не развлекательная литература, а инструмент для учебного труда. Чтобы усвоить материал, нужно прикладывать усилия, разбирать темы, вникать, делать домашние задания, учить определения... Но авторы очень надеются, что по их «Алгебре» будет интересно учиться и учить. В частности, серьезно поработали над объяснительным текстом. Подбирали каждое слово, чтобы теория стала максимально доступной. А необходимость изучения материала старались обосновывать практическими задачами. Например, параграф «Степень с целым отрицательным показателем» начинается с рассказа о нанотехнологиях. Уже интересно.
Для отработки навыков в каждом параграфе размещен раздел «Практика» с подробно разобранными типовыми задачами. И, конечно, система упражнений, где наряду с классическими есть и задачи из повседневной жизни. «Проездной билет на месяц на все виды транспорта стоит 50 рублей. Студент приобрел проездной билет и сделал 112 поездок. Выясните, удалось ли студенту сэкономить, если стоимость разовой поездки составляет 1,2% от стоимости проездного билета», — приводит пример педагог.
А в конце каждой главы — задачи, которые опираются на научные факты и личный опыт детей, исследовательские задания — их ученики могут выполнять в группах вместе с одноклассниками, а также тесты для самооценки. Время, когда для хорошей отметки достаточно было заучить формулировку, прошло.
Почему все–таки Ирина Арефьева — педагог–практик более чем с 20–летним стажем — вообще решила заняться разработкой учебника? Оказывается, некоторый опыт в написании учебных пособий у нее уже был. А все потому, что при подготовке к урокам ей все время чего–то не хватало, приходилось разрабатывать и распечатывать различные материалы для детей, как делают многие. И в какой–то момент их накопилось на толстое «Пособие–репетитор». Потом были и другие. Так что участие в конкурсе на разработку учебника — это уже вершина айсберга. Кстати, Ирина Глебовна в этом году сама будет преподавать алгебру новобранцам в Суворовском училище, куда мальчишки поступают как раз в 7–й класс.
Физика для подражания
Лариса Исаченкова
Новый учебник по физике для 7–го класса к этому учебному году подготовил уже известный тандем авторов — Лариса Исаченкова, ведущий научный сотрудник лаборатории математического и естественно–научного образования Национального института образования, кандидат физико–математических наук, доцент, и Юрий Лещинский, учитель–практик. Первая их «ласточка» появилась еще в 1998–м... «Тогда считала, что лучше учебника и быть не может», — делится Лариса Артемовна, выкладывая на стол пособия разных лет и новенькую «Физику». Последний вариант, конечно, намного выигрышнее. Сбылись все чаяния авторской команды: формат А4, гибкий и легкий интегральный переплет, исчез мелкий шрифт для дополнительной информации — теперь она выделена цветом, яркие иллюстрации... В Национальном институте образования отмечают: если такой подход себя зарекомендует, подобный формат будет использоваться и при издании других учебных пособий. А что же содержание?
— Одно время физика начиналась с 7–го класса, потом с 6–го, теперь опять с 7–го... Так что нам пришлось серьезно перекраивать учебник, — отмечает Лариса Исаченкова. Часть тем, например «Простые механизмы», «Закон Архимеда», перенесли в 9–й класс, когда будет 3 часа физики в неделю. А в 7–й пришли основы: «Физические методы познания природы» и «Дискретное строение вещества», без которых объяснять предмет невозможно.
Автор обращает внимание на отличительные черты: все параграфы начинаются с новой страницы, а текста в книге — не более 60%, остальное — иллюстрации.
— Кроме того, мы переработали всю практическую часть, сделали ее современной, практико–ориентированной, наполнили национальным содержанием, — Лариса Артемовна приводит примеры. В задачах энергию вырабатывают ветряки, по железной дороге курсируют поезда «Штадлер», на карьерах работают современные БелАЗы... Чтобы данные были достоверными, авторы консультировались непосредственно у специалистов на предприятиях. В общем, работа проделана большая. Ближе к третьей четверти будут изданы и недостающие компоненты учебно–методического комплекса по предмету.
КОМПЕТЕНТНО
Валентина Гинчук, заместитель директора по научно–методической работе Национального института образования:
— Новые учебные программы внедряются в школах поэтапно. В 2015/2016 году — в 1–х, 5–х классах, в прошлом — во 2–х, 6–х, в этом пришла очередь 3–х и 7–х... Поэтому большинство новых учебников к 1 сентября выпускается именно для этих классов. В то же время в образовательном процессе еще несколько лет будут использоваться и действующие пособия, изданные ранее. Чтобы помочь педагогам сориентироваться, подготовлены методические рекомендации по каждому предмету, которые размещены на Национальном образовательном портале.
dekola@mail.ru
Фото Александра Кушнера