Карьерный самосвал, электробусы, грузовые и легковые автомобили. Как развивалось белорусское машиностроение

Знаки качества

С самого начала президентства усилия Александра Лукашенко были направлены на развитие промышленного потенциала страны, благодаря чему удалось сохранить известные еще со времен Советского Союза белорусские предприятия-флагманы и развить новые отрасли в экономике.

8 октября 2013 года ­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко посетил ОАО «БелАЗ» и лично протестировал БЕЛАЗ-75710, самый большой самосвал в мире грузоподъемностью 450 тонн.
Фото БЕЛТА


Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:

«Для меня как Президента это основа — сохранить машиностроение. Главное, что у нас будут инженеры, конструкторы, руководители. Одно дело — лопатой где-то ковыряться, а другое — производить технику. Нужны хорошие специалисты. Это главное, почему мы держимся за машиностроение».

Во время посещения ОАО «Гомсельмаш», 20 ноября 2020 года.

Опора и движущая сила

Самый большой самосвал в мире, 8 процентов мирового выпуска тракторов — все это о белорусском машиностроении. Сегодня оно формирует 5,5 процента ВВП страны. В отрасли работают сотни предприятий, производящих автомобили и автокомпоненты, сельскохозяйственные машины, дорожную и коммунальную технику мирового уровня. Многочисленная продукция наших флагманов пользуется огромным спросом во всем мире.

Ощутимы и инновационные достижения: от внедрения производства электробусов до выпуска роботизированной карьерной техники. Неудивительно, что каждый третий рубль из выручки белорусские предприятия машиностроения получают от реализации инновационной продукции.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

«В стране нет красных директоров и олигархов. Все должны напрягаться и давать результат. Вы не мне эти результаты даете. Это ваша честь, ваши предприятия. И вы, пожалуйста, шевелитесь. Уверен, что в этой ситуации можно нормально работать».

Во время совещания о стратегии развития белорусского машиностроения, 24 ноября 2016 года.

Время испытаний: «Остановился МАЗ»

В начале 1990-х годов о былом величии белорусских машиностроительных гигантов напоминали только огромные, но уже полупустые и парализованные заводские площади. Сегодня трудно поверить, но на «Гомсельмаше» в то время не было света и отопления. И рабочим приходилось согревать руки над костром, разведенным прямо в цехе. К слову, такая ситуация была на многих предприятиях. Многие в то время работали по три дня в неделю, некоторые вообще простаивали — совершенно без перспектив. Что и говорить, в СМИ активно обсуждалось закрытие нашего бренда — Минского автомобильного завода. С распадом Союза рухнули кооперационные цепочки. Платить зарплату было нечем, рабочие искали себя в других местах. Чаще на рынках. Оставшимся руководство помогало чем могло, расплачиваясь пресловутым бартером — куртками и сапогами.


За 1991—1995 годы в Беларуси производство промышленной продукции упало более чем на 40 процентов. Времена были критические. Судите сами, 12 июля 1994 года «СБ» на первой полосе публикует материал «Александр Лукашенко — первый Президент Республики Беларусь», а ровно через 10 дней в рубрике «Будни экономики» читаем: «Остановился МАЗ». Приведем фрагмент из текста:
«И хотя этот вынужденный отпуск рабочим и служащим полностью оплачивается в соответствии с трудовым законодательством, для тревоги есть основания. Так или иначе перебой в работе предприятия затрагивает жизненные интересы десятков тысяч людей.

Фото БЕЛТА

— Однако не надо рассматривать нынешнюю остановку конвейера как ЧП, — заявил в беседе с корреспондентом «СБ» генеральный директор производственного объединения «БелавтоМАЗ» Михаил Федорович Лавринович. — Причина в остром недостатке автошин, которые нам должны поступать из Бобруйска. Там также не хватает одного из компонентов, производимых в России. Накануне остановки автозавод собрал всего 19 автомобилей в день, хотя мог бы 110. Мы и решили в целях экономии энерго- и других ресурсов за несколько дней подсобрать дефицитные комплектующие и потом наверстать упущенное.

Есть надежда, что в данном случае сбой производственного ритма не повлечет серьезных последствий. Но если бы он был единственным!»

Фото БЕЛТА

Словом, дела в промышленности были неважными и требовали серьезных мер. Глава государства не побоялся взять всю полноту ответственности на себя и перевести ситуацию на ручное управление.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

«Внимание к машиностроению в Беларуси будет усилено. Это самая тяжелая отрасль в мире. Сегодня Беларусь предлагает на экспорт различные комплексы машин для возделывания сельхозугодий. Спрос пошел, поэтому мы сейчас интенсивно развиваем эту технику. Перспективы здесь большие, да и свой рынок требует обновления».

Во время неформальной встречи с журналистами региональных СМИ Могилевской и Витебской областей в агрогородке Александрия, 5 августа 2011 года.

Начало было положено 30 сентября 1994 года с принятием Программы неотложных мер по выводу экономики республики из кризиса. Благодаря жесткому ее исполнению удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Президент осознанно отказался от политики шоковой терапии и повальной «прихватизации», которую навязывал Запад. Мы перешли к созданию белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Как результат, наша страна первой в СНГ преодолела последствия кризиса, вызванного распадом ­СССР, заняла лидирующие позиции в темпах наращивания экономического потенциала и расширении экспортных возможностей. Ставка была сделана в том числе на развитие машиностроения. Четкие ориентиры заложила Программа социально-экономического развития на 1996—2000 годы, принятая 20 октября 1996 года на I Всебелорусском народном собрании. Отрасль машиностроения должна была стать локомотивом всей программы. Документ поставил перед предприятиями конкретные задачи. Появился рост объемов производства, а с ним заинтересованность и загруженность коллективов.


Усилия принесли плоды. За пять лет ВВП вырос более чем на 35 процентов, объем промышленного производства — на 64,4, инвестиции в основной капитал увеличились на 33,2 процента, ввод жилья — более чем на 80, реальные денежные доходы населения — на 71,6 процента. Уже в 2000 году удалось превзойти показатели докризисного 1990 года по объему производства промышленной продукции, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения. Стало очевидно: модель социально-экономического развития страны выбрана правильно.
Следующим этапом в 2001 году на II Всебелорусском народном собрании стало принятие основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2001—2005 годы. Задачи ставились амбициозные — повышение благосостояния уровня жизни белорусов. Был провозглашен лозунг «За сильную и процветающую Беларусь!».

Мировой лидер

ОАО «­БЕЛАЗ» — бренд, не нуждающийся в представлении. Предприятие выпускает широчайшую линейку карьерных самосвалов 15 классов грузоподъемности — от 30 до 450 тонн — и долгое время удерживает треть мирового рынка. Более 80 стран составляет география поставок. А для работы в разных климатических условиях разработано более 550 модификаций.
Но в начале 1990-х этот флагман отечественного машиностроения мы могли потерять. В то время на заводе банально не хватало комплектующих и не было возможности выполнять заявки потребителей. Заговорили даже о продаже ­БЕЛАЗа. Свой интерес активно проявляли немцы. Но Александр Лукашенко категорически запретил это делать. Президент лично приехал на завод и рассказал о перспективах предприятия. Благодаря поддержке Главы государства в 1998 году началась реконструкция действующего производства, сориентированная на обновление выпускаемой номенклатуры карьерной техники, разработку новых моделей, повышение качества и технического уровня как отдельных узлов и систем, так и выпускаемой техники в целом.

А в сентябре 2013 года о предприятии в буквальном смысле заговорили во всем мире. Завод презентовал новинку — карьерный самосвал, способный перевозить грузы весом 450 тонн. Эта новость стала большим событием не только для предприятия и машиностроительной отрасли в целом, но и для горнодобывающих компаний со всего мира. Самосвал попал в Книгу рекордов Гиннесса сразу по двум позициям — как самое большое грузовое транспортное средство и самый большой кузов для перевозки грузов.

БЕЛАЗ-75710 — гордость белорусского машиностроения.
Фото БЕЛТА

Презентация 450-тонника проходила с участием Президента Александра Лукашенко. Он лично протестировал модель — проехал по испытательному полигону завода, сидя за рулем, и констатировал: управлять гигантом легче, чем легковым автомобилем. Высоко оценив работу инженеров, конструкторов и всех причастных к созданию новинки, Глава государства сказал:
— Это автомобиль завтрашнего дня. И главное, что мы первыми его сделали.
Выпуск уникального карьерного самосвала позволил укрепить позиции белорусской машиностроительной отрасли на мировом рынке. И сегодня ­БЕЛАЗ входит в тройку мировых лидеров по производству большегрузных машин, конкурируя с компаниями из Японии и США.

На достигнутом тут не останавливаются. Конструкторы постоянно работают над новыми моделями. Недавно с конвейера сошел уникальный импортозамещающий самосвал. Гибридная система, которая лежит в основе новинки, позволяет экономить топливо и методом рекуперации заряжать аккумуляторы энергией, которая высвобождается при спуске машины, в том числе с грузом. На базе этого шасси также создан и уже эксплуатируется роботизированный комплекс — самосвалы, которые работают без оператора. Это еще одно направление, в котором ­БЕЛАЗ видит перспективы развития.


ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Павел Мариев, генеральный директор ОАО «­БЕЛАЗ» (1992–2007 гг.), Герой Беларуси:


— Предприятиям после развала ­СССР было непросто, у всех существенно сократился спрос на продукцию — на рынке стали появляться западные образцы. Вследствие этого коллективы мучило безденежье — зарплата выплачивалась нерегулярно. Это было время, когда требовалось перейти от социалистической экономики к рыночной, а готовых рецептов не было. Перелом произошел с приходом к власти Александра Лукашенко. Первые шаги тогда еще молодого руководителя страны были направлены на стабилизацию экономики, сохранение крупных предприятий. А основополагающей в Беларуси была отрасль большого машиностроения. В то время, когда ни у кого не было денег, решили развивать производство. Мы впервые привлекли международный банковский кредит под гарантии Правительства. В итоге успешно провели реконструкцию, которая вдохнула новую жизнь в предприятие, и мы вовремя рассчитались по кредиту. Работали, просчитывали каждый шаг, отрабатывали схемы расчетов с поставщиками и покупателями. Не шиковали, экономили каждую копейку, а Правительство и страну не подвели!

Двигатель экономики

Минский моторный завод — одна из точек роста инновационной экономики страны. В последние годы приняты масштабные меры по реконструкции и модернизации исследовательской и производственно-технологической базы завода, внедрению передовых технологий, открытию перспективных направлений деятельности. Ежегодно с конвейера сходит более 50 тысяч двигателей. Вся продукция успешно реализуется.

До 1990-х тут производились двигатели лишь для МТЗ. Уже в 1992 году заводчане сделали с горизонтальным расположением шестицилиндровый Д-265, он использовался для импортных автобусов «Икарус». Значимость предприятия для страны подтвердил и приезд Президента Александра Лукашенко на завод 23 сентября 1994 года.
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Сергей Севиздрал, 42 года трудится в отделе главного конструктора ММЗ:


— Я был участником встречи с Президентом в 1994 году. Как конструкторы мы должны были подготовить двигатели, организовать выставку, показать наши разработки. Минский моторный в то трудное время сохранил высокий интеллектуальный потенциал, производство и рабочих. Была разработана программа по созданию дизельных двигателей многоцелевого назначения, выполнение которой позволяло улучшить ситуацию в нескольких отраслях белорусской экономики. Распад Союза подтолкнул моторостроителей работать на любого потребителя. Для этого пришлось наладить гибкое производство, позволяющее переключаться на выпуск любых модификаций двигателей. 1995 год нас стабилизировал. Мы начали наращивать серийное производство. Организовали испытательный центр моторного, соответствующий всем современным требованиям. Позже он был аккредитован, мы уже могли вести подготовку сертификации двигателей не только для стран СНГ, но и для европейского рынка сбыта. Ведь сила — в постоянном движении. Все понимали, что работают на будущее. В 1990-е было морально, психологически тяжело. Неизвестность маячила перед глазами, а о будущем никто не загадывал. Пустота, которую, казалось, нет возможности преодолеть. Хорошо, что Беларусь выстояла: начали развиваться рыночные отношения, промышленность пошла вперед. Беларусь тогда и сейчас — разные государства.

Новая страница в машиностроении

2016 год — еще одна знаковая дата для белорусского машиностроения. Именно тогда белорусский лидер по производству электротехники BKM Holding запустил серийное производство электробусов на базе серии VITOVT. Беларусь стала первой страной в СНГ, где был запущен регулярный городской маршрут, обслуживаемый электробусами. К слову, за прошлый год холдинг произвел более 170 единиц основной продукции. А география эксплуатации всей линейки электротранспорта холдинга насчитывает более 70 городов в 12 странах мира.

С тех пор к коллегам со своим электробусом последнего поколения подключился другой гигант машиностроения — МАЗ. Над темой электротранспорта трудятся и белорусские ученые из Объединенного института машиностроения НАН. Как итог — сегодня по городам Беларуси курсируют сотни современных электробусов, троллейбусов и трамваев. По данным Минприроды, доля городского общественного электротранспорта по итогам минувшего, 2022 года оценивается на уровне 27,5 процента, а в Минске с учетом метрополитена — на уровне 50,5. Не отстают производители карьерной техники — в линейке ­БЕЛАЗ появился самосвал на электротяге.
А ноябрь 2017 года ознаменовался вхождением Беларуси в клуб производителей легковых автомобилей, когда с участием Александра Лукашенко прошло торжественное открытие завода «­БЕЛДЖИ». Тогда был выпущен первый серийный Geely Atlas NL3. Новое предприятие разместилось между Борисовом и Жодино. Его производственная мощность составляет до 60 тысяч автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения мощностей. В первом полугодии 2023 года с конвейера предприятия сошли 30 550 машин. С начала работы завода «­БЕЛДЖИ» продано более 38 тысяч автомобилей. В июле 2023 года «­БЕЛДЖИ» отгрузило дилерам первую партию белорусских кроссоверов BelGee X50.


ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Сергей Поддубко, генеральный директор Государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси»:


— Президент в нашем институте был несколько раз, тогда намечались новые перспективные направления. Сегодня это — электротранспорт. И мы его активно развиваем. В институте успешно ведутся разработки широкого спектра моделей на электротяге. Уже есть как опытные, так и серийные образцы легковой и грузовой техники. Одновременно в стране создана плотная сеть электрозаправочных станций. И наличие инфраструктуры стимулирует граждан переходить на автомобили нового поколения. Создается спрос, который необходим для развития и масштабирования производства белорусского электротранспорта.

Программный подход

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

«Машиностроение — самая тяжелая отрасль в мире. Здесь жуткая конкуренция. Но нам и здесь повезло: на нашу технику есть спрос».

В ходе неформальной встречи с журналистами региональных СМИ Могилевской и Витебской областей в агрогородке Александрия, 5 августа 2011 года.

Фото БЕЛТА

Постановлением Совета Министров № 588 от 7 августа 2017 года была утверждена Государственная программа развития машиностроительного комплекса Беларуси на 2017—2020 годы. Госпрограмма основывалась на таких приоритетах, как рост и диверсификация экспорта товаров, обеспечение сбалансированности внешней торговли, привлечение инвестиций для увеличения производительности труда и формирования центров опережающего развития.

По итогам ее реализации темп роста экспорта продукции машиностроения составил 108 процентов, темп роста добавленной стоимости на одного работника — 113,1. Финансовое обеспечение программы осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, собственных средств организаций, кредитов банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и составило почти 6,4 млрд рублей.

♦ Работает около 250 крупных и средних предприятий машиностроения.

♦ Трудится более 167 тысяч человек.

♦ Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, рублей в январе — июле 2023 года — 2024,9.

♦ Машино-строительная промышленность формирует более 20 процентов объемов промпроизводства страны.

68,7 процента работников сферы машиностроения — мужчины.

♦ На Беларусь приходится 30 процентов мирового производства тяжелых карьерных самосвалов и 17 процентов комбайнов.

♦ МТЗ входит в восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter