Знаки говорят: никакой мистики

На Быховщине есть участок трассы Витебск — Гомель, где регулярно происходят страшные аварии...

На Быховщине есть участок трассы Витебск — Гомель, где регулярно происходят страшные аварии. В народе этот отрезок протяженностью около четырех километров называют проклятым. Только в нынешнем году здесь зарегистрировано 9 ДТП, в которых погибли 8, ранены 13 человек. Выжившие виновники аварии впоследствии божились, что потерпевшие якобы сами выезжали на их полосу. Эксперты доказывали: никаких помех не было. Что это — попытка водителей оправдаться или на самом деле не обходится без мистики?


Злой рок


Прошлым летом братья Котовы из Санкт–Петербурга приехали погостить в Беларусь. И с ходу угодили в аварию. Когда пришла пора выписываться из больницы, позвонили в Питер приятелю Михаилу, дескать, приезжай за нами на машине. Тот для подстраховки прихватил друга Анатолия, чтобы сменял его за рулем, — путь до Могилевщины неблизкий. Домчались без приключений. Но стоило в салон новенького Мишиного джипа усесться Котовым с ребенком, как россияне снова попали в ДТП. Случилось это неподалеку от деревни Воронино Быховского района. Из пятерых человек, находившихся в «Ниссане», выжил лишь один. Иван Котов умер по дороге в больницу, его брат Валерий — на следующий день. Десятилетний сын Ивана Олег и друг семьи Михаил — через неделю в реанимации...


О подобных драмах говорят: видать, так на роду было людям написано, погибнуть в аварии на чужбине. Но странные совпадения на этом не заканчиваются. Виновницей ДТП стала землячка Котовых, 35–летняя жительница Санкт–Петербурга Елена Сивач. В уголовном деле с ее слов написано: когда она обгоняла фуру, джип, идущий по встречной, внезапно повело вправо, избежать аварии было невозможно... Но эксперты установят: владелец джипа невиновен, машина Сивач выскочила на «встречку». Это подтвердят и очевидцы. Страшную картину запомнили многие: от удара «Ниссан» выбросило на обочину, перевернуло. Людей разбросало по дороге, как тряпичных кукол. Кровь, битое стекло, запчасти... Быховский районный суд признал Сивач виновной в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть нескольких человек, и приговорил к шести с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения. А заодно обязал выплатить по 40 миллионов рублей семьям погибших. Могилевский областной суд, куда Елена подала кассационную жалобу, оставил приговор без изменения.


Чужая сторона


За десять дней до аварии, виновницей которой стала Сивач, здесь же, у деревни Воронино, в ДТП угодил ее земляк, тоже 35–летний житель Санкт–Петербурга Ринат Манаев. На суде он не скрывал, что видел дорожные знаки «Опасный поворот», «Аварийно–опасный участок». Но, как Сивач, оправдывался: встречная машина выскочила внезапно, ослепила фарами... Дабы избежать столкновения, свернул на обочину, машину занесло, слетела в кювет, перевернулась.


Жительница Воронино Анна Суменко, между прочим, перебравшаяся сюда на постоянное место жительства из России, демонстрирует сломанный забор:


— Машина на полном ходу в него врезалась. Мама проснулась от грохота среди ночи, выбежала во двор, а там — куча покореженного железа, окровавленные люди. Мы этот дом лет 9 назад купили и к тому, что на трассе постоянно происходят аварии, уже привыкли. Как–то автомобиль во двор к соседям напротив залетел, другой дерево снес. Жутковато, конечно.


Своему двухлетнему сыну не разрешаю за калитку выходить, гуляет только во дворе.


В машине, которая въехала в забор Суменко, было несколько пассажиров. Одна женщина погибла — множественные переломы ребер, ключиц, разрывы легких, кровоизлияния...


Эти аварии произошли в августе прошлого года. Из восьми человек, погибших в этом году в Быховском районе на трассе Витебск — Гомель, шестеро — тоже россияне. Второго февраля житель Кузнецка возле Воронино выскочил на встречную, столкнулся с «Газелью». Он, водитель «Шевроле», умер на месте, пятеро человек получили травмы. Через три дня еще один россиянин задавил у деревни пешехода.


Старший инженер организации дорожного движения отделения ГАИ Быховского РОВД Виталий Хлиманков подтверждает:


— Аварии у Воронино — не редкость. Мы даже священника привозили. Но разве поможет святая вода и молитва тем, кто садится за руль пьяным или несется на бешеной скорости, игнорируя предостерегающие знаки? Этих знаков у деревни много: «Аварийный участок дороги», «Опасный поворот», «Осторожно, пешеход», «Опрокидывание машины»... Но лихачи не перевелись. Так что не надо выискивать мистику там, где все объясняется грубым нарушением ПДД. Водителя «Шевроле», врезавшегося в феврале в «Газель», до этого не раз за превышение скорости штрафовали. Выводов он, увы, не сделал...

Впрочем, Хлиманков соглашается: бывают роковые случайности. Пару лет назад у Воронино россиянин не справился с управлением, машину выкинуло в кювет, она несколько раз перевернулась и придавила хозяина, вылетевшего на землю через лобовое стекло. Позже эксперты установят: тот погиб от механического удушения. Водителя, не получившего опасных для жизни травм, через несколько минут после аварии убила его собственная машина. Виталий рассказывает, почему так произошло: «Ситроен» так устроен: стоит заглушить двигатель, как гидравлическая подвеска опускается. Бедняга не успел выбраться из–под автомобиля, и тот вскоре рухнул на него всей своей массой».


Кресты у дороги


Оживленная ровная трасса, по обеим сторонам — лес. Неподалеку от Воронино — симпатичное и уютное придорожное кафе. Милый пейзаж, но в воздухе словно витает тревога. Может, навевают ее кресты, которые периодически попадаются на обочине. А может, дает о себе знать жуткое прошлое? Ведь эта дорога обильно полита человеческой кровью. В августе 1941 года 252 молодых еврея с Быховщины отправили якобы на ремонт пути Быхов — Рогачев. Привезли к противотанковому рву и убили. Осенью того же года колонны полуживых узников Быховского гетто два дня выводили в сторону Воронино и расстреливали. Одежду, обувь и личные вещи полицаи–мародеры забирали и тщательно проверяли — искали золото и драгоценности. На детях и подростках пули экономили, переламывали им позвоночники и еще живыми скидывали в яму с телами убитых. Младенцев подбрасывали и расстреливали в воздухе. Всего в сентябре 1941–го во рву, прозванном Гоньковым, полегло более 4,5 тысячи человек.


Директор Быховского историко–краеведческого музея Сергей Жижиян, впрочем, не склонен винить в нынешних несчастьях прошлое. Дескать, от Гонькова рва, где установлен памятник расстрелянным евреям, до Воронино и опасного участка пути — километра полтора. Но его коллега, могилевский историк Николай Борисенко, с поисковыми экспедициями тщательно обследовавший всю Могилевщину, не столь прагматичен:


— Есть в мире многое, что не дано постичь нашему уму. В их числе — тяжелая энергетика прошлого. Метрах в 50 — 100 от Воронино в годы войны было большое немецкое кладбище. Гитлеровцы хоронили своих по обочинам дороги. Когда трассу эту в перестроечные времена расширяли, никто, разумеется, останки фашистов не перезахоранивал. А старики знают: строить на костях неупокоенных — большой грех. В Могилеве после войны уничтожили самое старое городское кладбище — Соборное. Впоследствии на том месте, на проспекте Мира, тоже много аварий было. Не скажу, что мертвые мстят живым. Подобные случаи скорее напоминание нам, что надо трепетнее относиться и к прошлому, и к настоящему. Научиться ценить жизнь. Свою и чужую.


Прямая речь


Председатель Быховского районного суда Дмитрий Гудыно:


— Виной всему сами люди. Не ценят жизнь, ни свою, ни чужую, вот и обрывается она преждевременно. Дорога у Воронино не заколдованная, просто трасса Витебск — Гомель очень оживленная, белорусов, россиян много едет. Давно пора ее расширить. Особенности ландшафта позволяют, были бы только средства...


Фото автора и из материалов уголовного дела.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter