«Знак свыше»: Екатерина Дулова изучала «Спящую красавицу» с 18 лет

Для доктора искусствоведения, профессора Екатерины Николаевны Дуловой это первая премьера на посту генерального директора Большого театра Республики Беларусь. Вплоть до 4 января 2022 года, когда министр культуры Анатолий Маркевич представил ее коллективу театра, вся жизнь Екатерины Николаевны была связана с Белорусской академией музыки. Она заведовала кафедрой, была проректором по научной работе, а последние 11 лет — ректором этого престижного вуза.

На пресс-конференции. Слева направо - В. Н. Елизарьев, Е. Н. Дулова, дирижер В. С. Оводок. Фото Михаила Гридасова

И вдруг жизнь сделала резкий поворот… Случайно ли?

Удивительнее всего, что и кандидатская, и докторская диссертация Екатерины Николаевны посвящены «Спящей красавице».

— Я для себя считаю, что это какой-то знак свыше, — сказала она на пресс-конференции в канун премьеры. — Это первая постановка, которая будет сопровождать мой профессиональный путь, и первая партитура, которой я решила заняться всерьез, когда мне было 18 лет. Я проследила всю ее историю от эскизов до беловой рукописи, вплоть до интереснейшей ситуации, почему партитура этого сочинения не была издана.

Екатерина Николаевна пришла в театр, когда репетиции шли уже полным ходом. Сегодня, 26 марта — премьера. Можно лишь представить, сколько волнений выпало на долю генерального директора, ведь кроме балетной и музыкальной части, есть еще и сложнейшая дорогостоящая постановочная часть. Наверняка возникали проблемы, но на пресс-конференции о них вообще не вспоминали. Сплошное ощущение праздника!

— Мне интересно абсолютно все, что связано с этим спектаклем, — признается Екатерина Николаевна Дулова. — Его постановочная и хореографическая концепция, его декорационное обновление, то, как трактуют сегодня у нас в Беларуси музыку Чайковского. Этот замечательный комплекс, этот феномен, эта жемчужина музыкально-хореографического искусства…

Екатерина Николаевна гордится тем, что в репертуаре Большого сейчас будут все три великих балета Петра Ильича Чайковского. «Спящая красавица» замыкает триаду.

— Это свидетельство того, что уровень театра, его возможности профессиональные и художественные действительно очень высоки, — убеждена Екатерина Николаевна. — Чего греха таить, не всякий театр сегодня в состоянии, во всех смыслах, поднять это великолепное произведение.

«Спящая красавица». Генеральный прогон. Фото Сергея Лукашова

Изучая партитуру и историю создания «Спящей красавицы», Екатерина Николаевна открыла для себя и для мира множество тайн, которые интересны и постановщику, и дирижеру, и обычному зрителю.

— Это была первая афиша в истории русского балета, где имя композитора Петра Ильича Чайковского стояло первым, — рассказывает Екатерина Николаевна. — Потому что традиционно балет всегда был закреплен за постановщиком.

А постановщиком «Спящей красавицы» был знаменитый хореограф Мариус Петипа.

— Забавная деталь. В театральном музее Бахрушина я читала письма Петипа на французском языке. И в одном из писем Петипа пишет: «Мне очень нужно, дорогой композитор, чтобы в Танце кота и кошечки было нечто напоминающее miaoulement…» (за точность написания я не ручаюсь, пишу, как услышала! — Ю.А.) Я в словаре искала, не нашла, но потом я поняла, что речь идет о мяуканье.

Уверена, что сегодня на спектакле публика это музыкальное мяуканье услышит и оценит!

В театре очень надеются, что Екатерина Николаевна Дулова встретится со зрителями и сама им расскажет о своих находках, о тайнах и загадках этого удивительного «бриллиантового» балета.

Потому что «Спящая красавица» — это действительно классика.

— Это особое искусство, которое сверкает, как бриллиант. Это надо уметь делать, и в постановке надо уметь это реализовать.

Уже сегодня мы увидим, как у театра это получилось. Зная уровень театра, убеждена, что этот экзамен будет сдан на отлично, а наслаждение публики будет огромным.

juliaandr@gmail.com    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter