Знак передела
23.08.2007 01:00:00
Откуда родом «Аленка»?
В советское время директорам предприятий не нужно было ломать голову над обновлением ассортимента продукции, так как этим централизованно занимались конкретные общесоюзные структуры. Они же разрабатывали название и этикетку товара. И то, что фабрики в разных уголках СССР могли выпускать абсолютно одинаковый товар с одним и тем же товарным знаком, считалось вполне нормальным.
Но в начале 90-х каждая республика получила отдельную «квартиру» и начала ее обустраивать. В суматохе какие-то чужаки начали растягивать советское имущество. Так, например, вышло, что владельцем права на использование водочной марки «Столичная» стали иностранцы, а те же россияне остались не у дел. Только недавно президент В. Путин подписал закон, по которому, как сообщила пресс-служба Кремля, «признается утратившим силу положение, предусматривающее право лиц, в том числе и иностранных, использовать товарные знаки, тождественные товарным знакам, зарегистрированным в установленном порядке в РФ, если их использование началось до вступления в силу закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Это перекрыло возможность «иностранным компаниям, ставшим владельцами некогда советских предприятий, бесконтрольно и бесплатно использовать известные советские товарные знаки, которые принадлежат российским товаропроизводителям и используются ими в настоящее время». Скажем, в бывших союзных республиках сейчас есть свои производители шоколада «Аленка», которые в патентном ведомстве защитили у себя на родине свой товарный знак и получили полное право «не пущать» иностранных «аленок» на собственный внутренний рынок.
Рейдеры новой волны
Советские брэнды – только вершина айсберга, уверяет заместитель гендиректора белорусского Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Баркун.
В последнее время товарные знаки все чаще используются для абордажа успешных предприятий рейдерами, пиратами рынка. Выглядит это примерно так. Предположим, есть налаженный бизнес, выпускающий определенный ассортимент товаров. И вдруг, словно черт из табакерки, появляется представитель ООО «Рога и копыта», который показывает документ, подтверждающий единоличное право своей конторки на товарный знак, который используется добросовестным производителем. Вариантов решения таких споров оказывается немного: или плати, или сворачивай дело.
Чтобы избежать подобных ситуаций, следует заблаговременно зарегистрировать свои товарные знаки, защитить свою продукцию на рынке, который предстоит завоевать, разнообразными патентами. В среднем этот подготовительный период занимает два-три года.
«Цена идей, интеллекта выходит на передние позиции, обгоняя порой затраты на материальные ресурсы. Поэтому их нужно особенно тщательно защищать», – отмечает Наталья Баркун.
Цена вопроса – миллион. Долларов
«Мы прекратили поставки в Россию продукции тех названий, которые знакомы почти всем, – например, «Аленка», «Красная Шапочка». Технологи работают над новой продукцией, новой оберткой, новым названием», – поделилась плодами брэндового передела замначальника управления продаж минского ОАО «Коммунарка» Галина Падюнас.
В ассортименте фабрики сегодня – свыше 300 наименований. Примерно 25–30 процентов продукции отправляется за рубеж, причем четыре пятых экспорта приходится на Россию. Терять такой рынок, конечно, нельзя. Поэтому приходится корректировать свою работу. Впрочем, теперь и россиянам с советскими брэндами путь на белорусский рынок заказан.
«Затраты на создание нового брэнда, равноценного советским, сегодня в России могут исчисляться сотнями тысяч долларов», – уверяет директор центра бизнес-технологий SATIO, основной инициатор и на протяжении многих лет организатор белорусского конкурса «Брэнд года» Жанна Гринюк. А в таком ходовом сегменте, как кондитерские изделия, можно говорить и о миллионе.
По ее мнению, вряд ли следует всех белорусских экспортеров «построить» и приказать им активно регистрировать свои товарные знаки на зарубежных рынках. «Нужно идти на предприятия, доказывать директорам, что им это нужно», – предлагает Жанна Гринюк. Было бы неплохо на уровне всего государства выпустить некие документы рекомендательного, стимулирующего характера. Собственный патентный поверенный, убеждена директор SATIO, должен появиться на каждом предприятии.