Самая известная медсестра нашей страны служила на фронте восемь месяцев и всю жизнь посвятила людям

«Значит, будем жить!»

Спустя столько лет о ней все еще снимают фильмы, пишут книги и стихи, а один из горных перевалов на Алатау хотят назвать ее именем. Война лишила 22-летнюю девушку рук и ног, но так и не смогла сломать, отнять главного — умения радоваться и большому, и малому. Удостоенная звания Героя Советского Союза Зинаида Туснолобова-Марченко вынесла с поля боя больше 120 раненых и стала для всего Советского Союза примером подвига длиною в жизнь.

Зинаида Туснолобова-Марченко.

Вечная оптимистка

В честь Зинаиды Михайловны Туснолобовой-Марченко учреждена премия, ежегодно вручаемая самым достойным женщинам-матерям Витебской области. Ее именем названы улицы в Кемерово, Ленинске-Кузнецком, Горшечном. В Полоцке, ставшем легендарной медсестре родным, ее улица символично ведет к Музею боевой славы. А в 1985 году здесь открыли единственный в Беларуси мемориальный музей-квартиру Зинаиды Туснолобовой-Марченко (входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника). Встречаемся тут с Владимиром Марченко, сыном женщины, еще при жизни названной легендой. В конце 2023-го Владимир Иосифович написал книгу «История поколений» о своей героической семье.

Владимир Марченко.


— Целеустремленная, открытая, а в чем-то наивная, озорная, как дитя, она искренне любила все и всех вокруг. А ее девизом вполне можно назвать: «Значит, будем жить!». Двери в нашем доме никогда не закрывались. В день — по несколько экскурсий, встречи со школьниками, боевыми товарищами, гостями, приезжавшими из разных уголков Советского Союза, Болгарии, ГДР, других стран. Для каждого у мамы находились добрые слова, а ее правдивые рассказы о войне не оставляли никого равнодушным. Слушая их, многие не сдерживали искренних слез. Особо впечатлительные даже теряли сознание… 

Зинаида Туснолобова родилась в 1920-м на хуторе Шевцово (сейчас Россонский район Витебской области). В 1930-х годах вместе с семьей выехала в Сибирь. Ее юность прошла на Кузбассе. В Ленинске-Кузнецком Зина работала на шахте. Трудилась так, что комсомольская ячейка премировала своего секретаря туфлями-лодочками на венском каблуке. В них же, отучившись на курсах медсестер, отправилась на фронт в 1942-м. Была зачислена в 849-й стрелковый полк 303-й стрелковой дивизии 60-й армии. Уже в первых двух боях вынесла из-под огня 40 раненых солдат и офицеров вместе с оружием и противогазами. Хрупкая, неунывающая, она удивляла всех смелостью и выносливостью: откуда только брались силы?


Вскоре ее наградили орденом Красной Звезды, а позже прямо на передовой Туснолобовой вручили орден Красного Знамени. За восемь месяцев на Воронежском фронте она спасла более 120 раненых, вынеся их на себе с полей сражений.

Тот самый бой за станцию Горшечное Курской области, поделивший ее судьбу на до и после, случился в феврале 1943-го. Зинаида пыталась помочь раненому командиру взвода и сама получила тяжелое ранение: ей перебило ноги. Когда немцы перешли в контратаку, девушка притворилась мертвой. Но один из фрицев заметил ее — ударами сапог и приклада решил добить. Советские разведчики случайно нашли Зину на вторые сутки: то, что она, вмерзшая в окровавленный снег, еще дышит, поняли по едва различимому стону… 


Около года медики боролись за ее жизнь. Позади семь сложнейших операций, ампутация рук и ног... Такие обстоятельства ломали даже взрослых крепких мужчин. А от этой молодой девушки никто и никогда не видел слез, не слышал жалоб. Врач Свердловского военного госпиталя Николай Соколов предложил больной сделать восьмую, экспериментальную для того времени операцию: расщепить локтевую кость, чтобы получить два искусственных пальца. Через месяцы упорных тренировок Зинаида смогла взять кружку и ложку. Потом заново начала писать, как в первый раз, вывела на бумаге слово «мама».

…Шаг за шагом Туснолобова научилась ходить на изготовленных специально для нее протезах. И доктора, и пациенты наблюдали за этим как за настоящим чудом. После опубликованного в мае 1944-го в газете «Вперед на врага» открытого письма Зинаиды Туснолобовой к бойцам I Прибалтийского фронта, приближавшегося к Полоцку, о ней узнал весь Советский Союз. Каждая строчка, как и хотела автор, — в самое сердце. Как и главная просьба: отомстить фашистским извергам. 

Развернулось целое движение «За Зину Туснолобову!». Такие надписи белой краской появились на бортах боевых орудий, танках, самолетах… Сама Зинаида уже не могла держать автомат, но продолжила бороться с врагом словом. Выступала перед людьми на заводах, по радио, в газетах, призывая не щадить ни одного гитлеровца. 

Звезда Героя

После войны Зинаида Туснолобова-Марченко вместе с семьей сперва жила в Ленинске-Кузнецком, а потом в Полоцке. Активно вела общественную работу, была членом горкома партии, депутатом. Она звонила по делам так много, что, казалось, аппарат в их доме не умолкал, рассказывает Ирина Сыревич, ведущий научный сотрудник Полоцкого музея боевой славы:

— Смотрите, это не просто деревянная палочка, а важный экспонат — именно ею Зинаида Михайловна помогала себе крутить диск телефона. На столе в доме-музее не случайно лежит и книга «Как закалялась сталь». Наша землячка вообще страстно любила читать, но именно это произведение дало ей силы жить, когда она лежала в госпитале. Школьники, которые приходят на экскурсии, всегда обращают внимание на ее красивый почерк, делая большие глаза: «Как вообще это возможно?!»

Чтобы отвечать на многочисленные приходившие ей письма, Зинаида использовала резиновую манжету с закрепленной ручкой. Нехитрое приспособление надевалось на остаток правой руки, продолжает Ирина Викентьевна:

— О чем только ни писали Зинаиде Михайловне. Например, школьники доверяли ей самое сокровенное, спрашивая совета о дружбе, первой любви. Добрая по натуре, она по-матерински тепло отвечала ребятам. 


Среди музейных экспонатов (когда-то были предметами домашнего обихода) есть небольшой радиоприемник. Именно по нему в 1957-м семья услышала новость: гвардии старшему сержанту медицинской службы Зинаиде Туснолобовой-Марченко за мужество и героизм, проявленные во время Великой Отечественной войне, присвоено звание Героя Советского Союза. Ее сын вспоминает:

— В тот момент в глазах всегда улыбчивой, шутливой мамы стояли слезы, слезы радости. Почетную «Золотую Звезду» вручили дома — сделал это председатель Президиума Верховного Совета БССР Василий Козлов. Помню, вскоре после этого в нашей семье появилась и наградная машина «Победа» серого цвета. 

Зинаида Туснолобова-Марченко умела ценить действительно главные вещи: мир, любовь, дружбу. Долгие годы она общалась с еще одним Героем Советского Союза, летчиком Петром Андреевым, чей 683-й штурмовой авиаполк бил фашистов под Полоцком.

— Боевой маминой подругой была и Мария Колтакова (Шамаева). Та самая, как ее называют, «железная бабушка» из Белгорода, которая в свои 93 прыгнула с парашютом, а в 99 поднялась в небо на реактивном самолете. Не зря говорят: скажи, кто твой друг, — улыбается Владимир Марченко.

Это по любви

История Зинаиды Туснолобовой-Марченко не только о настоящем подвиге, но и о любви. Вместе с Владимиром Марченко рассматриваем в музее копию письма, которое Зинаида выслала из госпиталя возлюбленному, кадровому военному Иосифу Марченко. Познакомившись в 1941-м, они так и не успели пожениться. А после того, что с ней произошло, девушка с болью в сердце написала своему дорогому человеку, что в 23 года осталась инвалидом и «не имеет права быть преградой» на его пути.

Полный нежности, спокойной уверенности, что все будет хорошо, ответ трогает до глубины души: «Милая моя малышка, родная моя мученица! Нет такой беды, которая разлучит нас. Вот окончится война, одержать бы победу, и я вернусь к тебе, и заживем мы с тобой счастливо. Ни о чем плохом не думай. Я прежний твой Иосиф». 


В 1946-м они расписались. Сперва молодые жили в Ленинске-Кузнецком. Родились двое первенцев. Малыши умерли от инфекции: позже выяснилось, что у помогавшей присматривать за детьми соседки была открытая форма туберкулеза. Пережить трагедию семье помог переезд в Полоцк в сентябре 1949 года. В 1951-м на свет появился их сын Володя, а через восемь лет — дочь Нина. 

Всю жизнь папа буквально носил маму на руках, делится Владимир Иосифович:

— Их отношение друг к другу, искренние забота, уважение для меня всегда были примером. Отец старался во всем создать маме комфорт. Это проявлялось и в мелочах. Заядлый рыбак, любитель тихой охоты, отправляясь на природу, он не оставлял нас, детей, и маму скучать дома. Из ярких эпизодов: мама отдыхает на поляне, сидя на покрывале, а мы спешим принести ей первые усыпанные ягодками веточки, щавель, который она перебирает…

Владимир Марченко признается: только став взрослым, понял, насколько его мама сильный, не пасующий ни перед какими трудностями человек. Зинаида Михайловна самостоятельно наловчилась готовить, шить, мыть пол, штопать детям чулки… В доме всегда была идеальная чистота, порядок. Конечно, Иосиф Петрович во всем помогал любимой жене. Например, именно он был в семье главным по выпечке, баловал родных ароматными пирогами и булками, а еще своими фирменными картофельными клецками «с душами». Папа окончил Ровенский плодоовощной техникум, замечает Владимир Марченко:

— Всю жизнь работал на консервном заводе, который в итоге возглавил. Будучи по первому образованию агрономом, он всегда мечтал о собственном большом яблоневом саде. Еще в Сибири они с мамой представляли, как весной возле их дома все будет в нежном белом цвету. Так и вышло! В посаженном в Полоцке саду тянулись к солнцу молодые яблони. На одной из них даже удалось привить свыше 30 сортов.


Владимир Марченко перенял не только отцовскую страсть к агрономии. Как и матери, ему доводилось спасать людей. Лет 20 назад он отдыхал на даче в Россонском районе. В один из дней прибежала соседка: «Вова, помоги!» Стоило ей ненадолго оставить без присмотра внука Антошку, как ребенок пропал. О том, что трехлетка мог утонуть, говорила его резиновая уточка, сиротливо плавающая по глади пруда.

Заслуженный работник газовой службы, в аварийной бригаде которой учили оказывать экстренную помощь, Владимир Иосифович не растерялся:

— Прыгнув в пруд, начал шарить по дну руками и вытащил малыша, пролежавшего в воде больше пяти минут. Весь синий, он не подавал признаков жизни, но я не сдавался — продавливал ему грудную клетку, считай, до самого позвоночника. 

Чудом спасенный ребенок давно вырос, отслужил в армии, сегодня живет в Полоцке и каждый раз при встрече говорит Владимиру Марченко спасибо — за второй, подаренный ему день рождения. 

Подвиг Туснолобовой-Марченко чтут как в родной Беларуси, так и в Ленинске-Кузнецком, где прошли 17 лет ее жизни. Она единственная в Кузбассе женщина — Герой Советского Союза. В 2018-м в Кемерово презентовали книгу «Неугасимая любовь!..», посвященную Зинаиде Михайловне. А годом позже ее дети отправились в Москву, чтобы в эфире популярного телеканала встретиться с потомками бойцов, когда-то спасенных их мамой… 

— В нашем генеалогическом древе еще много открытий, — уверен Владимир Марченко. — Изучая архивы, узнал, что родственники по мужской линии матери были военными в Полоцком воеводстве. Один из дядей моей мамы — Адам Наплиощиц — настоящий герой Первой мировой. Среди прочих высоких наград удостоен орденов Святой Анны III и IV степеней, а также Георгиевского золотого оружия — за храбрость. Его старший брат Евстафий, который так же смело сражался за Отечество и родную землю, был награжден орденом Святого Станислава III степени.

naumova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter