Раввин Григорий Абрамович: как змей стал символом исцеления

Змей как символ заботы о здоровье

«Сказал Господь Моисею: «Сделай изображение змея и укрепи его на шесте. И всякий, кто был ужален, пусть посмотрит на него и исцелится». 

Эту строку из книги Бемидбар глава 21 (Книга Чисел) на церемонии Бар-мицва (в честь еврейского совершеннолетия) прочтет на этой неделе мой ученик Игорь Лиор, жизнь которого связана с дизайном. Эту же строку прочтет и мой сын Александр Арон, который планирует связать жизнь с медициной. Эту строку из Торы читали и будут читать миллионы евреев, равно как и миллиарды жителей земли, которым важны изучение Библии и забота о здоровье. Кто-то увидит в строке знак медицины, а кто-то будет задавать вопросы о роли символов, у кого-то возникнут вопросы в связи с запретом на идолопоклонство и подобными рекомендациями.

Змеиный яд не только ранит и убивает, но при правильной дозе и грамотном использовании становится лекарством в определенных болезнях. Нет ничего удивительного: об этом знали давно, и Тора уделяет этому факту внимание. Но акцент сделан не на изображении змея, а на действиях и вере людей в излечение. Именно поэтому в VIII веке до нашей эры из-за страха людской веры в заклинания и змей, но неверия во Всевышнего, царь Хизкиягу приказал уничтожить «медного змея», о чем мы читаем в Талмуде (трактат Брахот 10). 

Полвека назад мир увидел исследования по Книге Чисел ученого-библеиста Джона Старди. Он рассказал об археологических находках изображения змея в Гезере и Мегидо (Израиль), а также о том, что змей, до того как в Иерусалиме стал править царь Давид, у древних иевусеев был символом плодородия. Позиция ученого в том, что змей как символ и плодородия и лечения был известен и медианам, среди которых жил Моисей. Данная история с исцелением — попытка объяснить интеграцию раннего культа в монотеистическое общество до запретов царя Хизкиягу в VIII веке до нашей эры.

Любопытно, что символ был уничтожен, но рассказ и анализ исцеления остались на века. Почему? Книга начала II века нашей эры Мишна к празднику Рош ха-Шана (еврейскому Новому году, когда мы просим в молитвах Всевышнего о жизни, плодородии и здоровье) объясняет это так: «Разве змей убивает или змей оживляет? Это чтобы научить направлять свои взгляды и мысли ввысь, как и смирять сердца перед Всевышним, прося об исцелении».

По статистике, число ядовитых укусов змей в год — более 5 миллионов, число смертей при этом — около 120 тысяч. Опасность ядовитого укуса есть и в Беларуси, причем не только от гадюки, но и от тарантула и осы. Увы, это не предания и сказки, символы и изображения, а реальные опасности, о которых нельзя забывать. Так пусть наши знания, как уберечь себя, умения докторов и волонтеров, как и наши молитвы, помогут Всевышнему сохранить нашу жизнь и здоровье.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter