Змеиный бум

Восточная пословица гласит: "Вырасти дерево, воспитай сына, убей змею".
Восточная пословица гласит: "Вырасти дерево, воспитай сына, убей змею". И в самом деле большинство из нас при одном только упоминании о рептилиях пробирает дрожь. Такую славу эти твари снискали себе благодаря необычной внешности, непредсказуемому, по человеческим меркам, поведению и, конечно же, своей ядовитости. А между тем рептилии - одни из самых загадочных и удивительных обитателей планеты. Сегодня на Земле насчитывается более 7.000 тысяч видов всевозможных гадов. Они населяют моря и суши всех материков, кроме Антарктиды, и даже... наши квартиры. На территории бывшего СССР водятся 11 видов ядовитых змей. Но все же родина большинства ядовитых пресмыкающихся - тропики.

Астрологи утверждают, что годы Змеи в ушедшем столетии связаны со сплошными потрясениями: 1905 год - революция, 1917-й - еще один политический переворот, 1929-й - начало "охоты на ведьм", 1941-й - Великая Отечественная, 1953-й - "холодное лето"... Правда, герпетологи, специалисты по рептилиям, полагают, что это не более чем случайное стечение обстоятельств. Неприятностей хватало и в годы, за которые "ответственны" другие животные. Впрочем, для некоторых народов, живших в разные времена, змея являлась символом мудрости и даже богом. Как, например, для латиноамериканского языческого племени арекуана, поклонявшегося анаконде. У индейцев существовал бог Кукулькан - пернатый змей. В странах Африки и в Малайзии в честь змей возводились целые храмы. Изображения рептилий украшали головные уборы египетских фараонов. В буддизме змея ассоциируется с защитой и покровительством. По легенде, гигантская кобра защитила своей головой молодого Будду от проливного дождя во время его молитвы.

Смертельно боясь пресмыкающихся, люди тем не менее активно применяют их яд в лечебных целях. А некоторые народные целители умудряются использовать даже страх человека перед змеями. Один такой знахарь живет на юге острова Мадагаскар. Берется лечить любое нервное расстройство и делает это, надо сказать, весьма своеобразно. Сперва опаивает пациента успокаивающими травяными настоями, а затем насильно погружает в воду. Пока больной находится в состоянии легкого удушья, лекарь кидает ему в лицо крупного бородавчатого хамелеона. Если тот пускается наутек, то пациент считается исцеленным. Если остается неподвижен, "шоковая терапия" продолжается до полного излечения.

В XX веке рептилии расширили рамки своего привычного обитания. Выяснилось, что эти животные на редкость фотогеничны. Их стали широко использовать в качестве киногероев и фотомоделей. За эффектное фото экзотического существа, снятого в природных условиях, сегодня можно получить хорошие деньги. Но сделать это человеку несведущему весьма сложно. У каждой змеи - свои границы безопасности и тактика нападения. Некоторые атакуют, бросаясь только вперед, как кобра. Но есть и совершенно непредсказуемые индивиды: например, никогда не угадаешь, в каком направлении совершит бросок гюрза. У некоторых змей ядовита даже слюна, и плеваться они умеют не хуже верблюда. Крупные питоны и удавы, столь любимые ценителями экзотики, несмотря на кажущуюся апатичность, могут спонтанно проявить незаурядные способности профессиональных душителей.

Модное хобби

До определенного времени охотников завести в своем доме парочку-другую змей было немного. Первое пособие для начинающих террариумистов появилось в конце XIX века. И главной бедой тогдашних любителей экзотики стала нехватка знаний о нравах и особенностях содержания своих питомцев. "Ядовитая любовь" чаще всего заканчивалась летальным исходом. Да и достать какой-нибудь тропический вид в те времена было не так-то просто. В Европе и США, начиная примерно с 60-х годов прошлого века, рептилии сделались более доступными для их поклонников. Количество террариумистов-любителей начало стремительно расти (терра - кусочек земли, на котором можно воссоздать что угодно: скалу с пещерой для змеи или тропический лес с крохотным водоемом для водяной черепахи). С одной стороны, привлекает возможность смоделировать свой собственный уголок экзотической природы, с другой - уход за обитателями террариума отнимает у хозяев минимум времени и сил: рептилии не оставляют где попало шерсть, не наполняют квартиру стойкими запахами и к тому же достаточно скромны в своих гастрономических пристрастиях. Кроме того, как утверждают знатоки, общение с холоднокровным питомцем после нервного трудового дня гарантирует полную релаксацию. Кстати, в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии некоторые виды змей держат в доме с той же целью, с какой в Европе заводят кошек: рептилии - прекрасные охотники на грызунов.

У нас "змеиный" бум начался в начале 90-х годов прошлого века. В домах многих состоятельных людей появились стеклянные емкости с освещением, вентиляцией, подогревом и всевозможными декорациями. Кстати, современный террариум иногда стоит примерно столько же, сколько хороший телевизор. Торговля рептилиями и принадлежностями для их новых жилищ стала довольно прибыльным занятием.

- Террариумистов-любителей в Беларуси не так уж много, - говорит герпетолог Евгений Александрович. Он несколько лет проработал в одном из столичных зоомагазинов и всех поклонников рептилий знает наперечет. - В Минске - всего 4 магазина, где продают животных. Для сравнения: в небольшом польском городке Катовице - их около 300. За все годы моей работы рептилиями интересовались человек 30. И то чаще их приобретали не террариумисты-любители, а циркачи, фотографы и танцовщицы. Кто-то, натешившись, вскоре приносил животных обратно. У некоторых из-за неправильного ухода они погибли. Рептилий категорически не рекомендуется перекармливать. Змея средних размеров питается всего 4 раза в месяц - по мышке в неделю. Кроме того, в террариуме постоянно нужно поддерживать определенную температуру, иначе у его обитателей начнутся проблемы с пищеварением. Кстати, змеи, как это ни странно звучит, легко впадают в депрессию и тогда вообще не едят. Ну и, кроме всего прочего, у нас не так уж много состоятельных людей, которые могут себе позволить это экзотическое удовольствие. Траты на корм для рептилий невелики, но сами животные стоят недешево: в среднем 150 - 200 долларов за экземпляр. Бывает и дороже.

Профессия - змеевед

Специалистов, которые занимаются рептилиями профессионально, у нас еще меньше, чем террариумистов-любителей. Один из них - герпетолог Андрей Максимов. Впервые он познакомился со змеей в 12 лет. В этом возрасте каждый мальчишка ощущает себя натуралистом-исследователем. Гревшуюся в лесу на солнышке гадюку Андрей бесстрашно взял в руки и принес домой. А вот о том, что делать с находкой дальше, не имел ни малейшего представления. Испугался, что уморит живую тварь, и отпустил ее восвояси. Интерес к животным с возрастом не прошел. Не исчез он и после двух безуспешных попыток поступить на биофак. Поступил только с третьей. После окончания вуза некоторое время работал в Институте зоологии Академии наук. На заре перестройки создал собственное малое предприятие, специализировавшееся на отлове и изучении пресмыкающихся. Именно в это время Максимов вместе с коллегами разработал уникальные технологии размножения змей в неволе. Увы, они так и остались невостребованными. Из-за дефицита финансирования белорусская герпетология переживает нынче не лучшие времена. Да и спрос на змеиный яд сейчас невелик - наша фармацевтическая промышленность специализируется в основном на производстве синтезированных лекарств.

Сейчас в собственной коллекции Андрея Максимова около 200 экземпляров 60 различных видов рептилий и беспозвоночных. В среднегабаритной городской квартире коллекция давно уже не умещается, а потому он начал их выставлять. С некоторыми из подопечных Андрея Максимова я недавно познакомилась лично.

Вот притаился в уголке террариума медноголовый щитомордник, ближайший родственник гремучей змеи. Всего метр роста, а на своей родине, в США, занимает первое место по укусам людей. В естественных условиях из-за сливающегося с травой окраса заметить этого аспида сложно. Да к тому же этот хитрец никогда не шипит. Такой запросто укусит даже кормильца. По соседству расположилась гюрза. Та самая, далекий предок которой упоминается в "Песне о вещем Олеге". Из-за коварного нрава ее еще называют гробовой. Нападает в самый последний момент. Одному знакомому террариумисту общение с ним стоило 4 пальцев правой руки. Да и сам Андрей едва не поплатился жизнью, охотясь на гюрзу.

Габонская гадюка родом из Африки. Считается одной из самых умных змей. Делая вид, что не замечает столпившейся у террариума публики, тем не менее зорко следит за каждым ее движением. Яд этого животного аборигены до сих пор используют при изготовлении отравленных стрел и копий. Примечательно, что в неволе габонские гадюки не размножаются. Один сотрудник Харьковского зоопарка рискнул было заняться их разведением и поплатился за это жизнью. Ураноакского гремучника герпетологи относят к высшей ступеньке эволюции ядовитых змей. В 50 случаях из 100 их укусы смертельны. А вот сетчатый питон - самая большая змея на планете. Еще бы - 12 метров в длину! В соседнем террариуме уживаются два самца кобры: моноклевый и китайский. "Китаец" по натуре боец, а его сосед откровенно трусоват: встав в характерную позы кобры, он всегда поворачивается к публике спиной. Кстати, мясо кобры - любимое блюдо многих гурманов. Каждый уважающий себя владелец китайского ресторана включает это блюдо в меню. Смерть от ее яда считается одной из наиболее легких. Недаром красавица Клеопатра, решив свести счеты с жизнью, выбрала именно это средство. Самец черной плюющейся кобры, по змеиным меркам, - долгожитель: недавно отметил свое десятилетие. Но несмотря на преклонный возраст, способности обезоруживать жертву мощным плевком ветеран не утратил. Плюющиеся кобры очень меткие. Их яд опасен при попадании на слизистую. Так что, встретившись с черной коброй тет-а-тет, берегите глаза.

Среди рептилий немало "настоящих звезд". Одна из них - парагвайская анаконда, родственницу которой пригрел у себя белорусский герпетолог. Нередко создатели фильмов ужасов устрашают зрителя червями-зоофобусами, так называемым змеиным кормом, богатым животным белком. Ими Андрей Максимов частенько потчует многих из своих питомцев. Вполне фотогеничны и императорские скорпионы на пару с пауками-птицеедами, и эффектная Марго, самка нильского крокодила-людоеда, чьи собратья снискали себе громкую кинематографическую славу. Ну а гордость коллекции - конечно же, тигровый питон-альбинос. В природе он почти не встречается. Жаль ведь, говорят, что желание всякого, кто прикоснется к представителю этого редкого вида, непременно сбудется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter