Книжный навигатор

Зигзаги фантазии

Книжный навигатор

Елена Турова. Рыжик в Зазеркалье. Минск, Издательский дом «Звязда», 2014.


Елена Турова. Киндервилейское привидение. Минск, Издательский дом «Звязда», 2013.


Автор — писатель, поэтесса, сценарист, режиссер — и все в одном флаконе, поэтому все произведения, вошедшие в эти книги, имеют яркое экранное воплощение. Написаны они легко, увлекательно, с отсылками и к современности, и к классике. «Киндервилейское привидение» напомнит веселую и поучительную историю Оскара Уайльда о Кентервильском привидении, о Зазеркалье тоже есть и книги, и кино, а «Новогодние приключения в июле», попавшие под одну обложку с приключениями Рыжика, напомнят музыкальную сказку Геннадия Гладкова о Маше и Вите. Разумеется, автор интерпретирует все по–своему и с юмором. В «Новогодних приключениях» хотя и действуют узнаваемые Дед Мороз со Снегурочкой, есть и компьютерное пространство с такими персонажами, как Спам, Глюк и Вирус. Чудеса где–то близко... Например, почему бы в Вилейке не быть дому с привидениями, в котором когда–то чернокнижник Семен выяснял отношения с прекрасной Клотильдой? В Беларуси много заброшенных усадеб, возможно, произведение Туровой заставит увидеть их по–другому, подскажет, как использовать? И, конечно, бонус книг — иллюстрации, которыми стали кадры из фильмов с известными белорусскими актерами.


Владимир Орлов. Земля имеет форму чемодана. Москва, АСТ, 2013.


В эпоху перестройки книги Владимира Орлова — «Альтист Данилов», «Аптекарь» — читались запоем, ибо содержали в себе необходимое вольнодумие, чуждую соцреализму фантасмагорию и острую сатиру. Герои в купленной в складчину бутылке водки Кашинского ликеро–водочного завода получали в свое распоряжение сказочную Берегиню, скромный музыкант Данилов оказывался ссыльным демоном. Можно усмотреть нечто общее в романах Орлова: кажущийся неудачником и простаком герой, обладающий сверхъестественными способностями, попадает во власть деспотичной женщины со сложным характером, которая то любит, то презирает, то спасает, то предает. В романе «Земля имеет форму чемодана» та же схема. Герой — Евгений Куропелкин, бывший моряк, а ныне стриптизер, мальчик по вызову. Флегматичного красавца с простонародной жилкой, не по рангу начитанного, выкупает в свое пользование магнатка–самодурка, установившая в имении обычаи крепостного права. Куропелкин нужен, дабы пересказывать по ночам страдающей бессонницей новой купчихе Толстого и «Девушку с татуировкой дракона», подсказывать идеи для светских бесед. Далее сюжет закручивается, появляются фантасмагорические мотивы с хождением сквозь землю, спецслужбами и заговорами, текст стилизуется под девятнадцатый век, герои изъясняются, как у Тургенева и даже Карамзина... В общем, на протяжении 435 глав романа (не пугайтесь, некоторые из них в одну строку) фантазия автора делает невообразимые зигзаги... Так, что примерно к середине читатель устает. Потому что автор слишком старается, чтобы его, современного читателя, избалованного интернетом, ублажить, увлечь... Даже цитирует интернетовские мемы. А старание–то легкости во вред. Впрочем, это черта многих писателей прежних поколений: их попытки вписаться в мейнстрим, как они его понимают, редко украшают стиль. Но мастерство не разменяешь, роман остается заметным явлением современной русской литературы.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.


Советская Белоруссия №10 (24393). Суббота, 18 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter