Зигзаг неудачи

Нелегальные мигранты резко сменили курс
Нелегальные мигранты резко сменили курс

На что только не решится человек в погоне за мечтой! Взять тех же «паломников» из Афганистана, Пакистана, Индии, Шри–Ланки и прочих регионов, которые и по сей день рады обманываться, представляя себе западный мир райскими кущами. Путь в тысячи километров, чтобы попасть в этот рай, они преодолевают с завидным упорством, несмотря на то, что их подстерегают испытания, мягко говоря, не для слабонервных.

Поскольку в последние годы в нашей стране транзитным «гостям» правоохранители и пограничники оказывают особое внимание, первые активно совершенствуют способы достижения цели. Так, некоторое время в одной из деревень Каменецкого района роль сообщающегося сосуда между Беларусью и Польшей исполняла... сливная труба. Не смущали путешествующих в кромешной тьме людей ни зловоние, ни слизь. К счастью, в один прекрасный день этот «аквапарк» прикрыли.

Тайные тропы

Незаконный транзит через белорусско–польскую границу, по данным управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией КГБ, сегодня практически невозможен. Не помогут никакие ухищрения. С одной стороны, укреплены рубежи нашего государства, с другой — поляки на этом участке границы установили современные технические «ловушки» для непрошеных гостей. Впрочем, кого не пускают в дверь, тот лезет в окно. В результате в маршруте движения беспаспортных путешественников появился новый зигзаг: через Беларусь нелегалы переправляются в Украину, а оттуда — на Запад. Если раньше миграционными очагами считались Брестская и Гродненская области, то теперь «тайные тропы» искателей лучшей доли прокладываются в основном по Гомельщине, а точнее, по территории так называемых чернобыльских районов. Рассчитывают нарушители прежде всего, конечно же, на эффект неожиданности. Но в большинстве случаев их расчеты оказываются неверными.

...Идея наладить канал родилась в Москве, откуда и «поставляется» в Беларусь львиная доля нелегального «живого товара». 25–летний минчанин откликнулся на предложение некоего Мохамеда Насима «поработать гидом» довольно охотно. В обязанности «гида» входила «экскурсия» для афро–азиатских искателей лучшей доли от Минска до городского поселка Комарин Брагинского района (местечко это находится возле белорусско–украинской границы). Там группу «туристов» должен был встречать проводник–украинец. Вопрос с транспортировкой из Минска в Комарин улаживался с таксистами с помощью щедрой платы за извоз. «Эксперимент» удался, и со временем дело было поставлено на поток. Впрочем, ненадолго. Очередная партия нелегалов была задержана в минской «конспиративной» квартире за нарушение правил пребывания в нашей стране. Перед судом в качестве обвиняемых предстали три автора преступной схемы: каждому отмерено по три года лишения свободы. Зигзаг удачи не принес...

Понимание предмета

До определенного момента организаторы каналов по переправке нелегалов чувствовали себя относительно спокойно. В старой редакции Уголовного кодекса наказание за организацию незаконной миграции не предусматривалось. Привлечь к ответственности того же проводника можно было лишь в случае нарушения «сусаниным» государственной границы. Не пойман с поличным — не трафикер. В действующем УК «организационные» признаки обозначены четко: обеспечил в обход правил въезд в Беларусь и пребывание в стране — изволь отвечать по всей строгости закона. Отвечать и в самом деле приходится: в 2003 году Комитетом госбезопасности было возбуждено 11 «миграционных» дел, в прошлом — уже 17.

Между тем практика показала: бороться с транснациональным спрутом в одиночку бесполезно. Если начинается криминальная цепочка, скажем, в Кабуле, а заканчивается в Риме или Берлине, недостающие звенья на промежуточных этапах попросту заменят новыми. «Демонтировать» эту конструкцию можно лишь сообща.

— А это как раз самое сложное, — утверждают оперативники. — Страны — поставщики нелегальных мигрантов, к сожалению, на данный момент мало заинтересованы в решении проблемы. Более того, миграция коренного населения лишь упрощает многие социальные вопросы. Причина такой позиции? Экономическая нестабильность и, как следствие, безработица и нищета. А вот со стороны стран Западной Европы наметился поворот к данной проблеме, так сказать, на 180 градусов. Европейские правоохранители наконец начинают понимать важность миссии, которую выполняет Беларусь (по сути, наша страна — «фильтрационный пункт» на пути потоков беженцев из афро–азиатских стран). «Потепление» на западном направлении уже приносит свои плоды. Не так давно была пресечена деятельность международной преступной группы, переправлявшей граждан Украины в Великобританию по поддельным литовским паспортам. Очень важно, что канал был не просто «обрезан», а уничтожен полностью.

Игра в пинг–понг

Западная Европа — конечная остановка для тысяч и тысяч мигрантов–нелегалов. Но в последнее время замечена одна любопытная особенность: многие «паломники», оказавшись в Беларуси, рассматривают нашу страну не как перевалочный пункт, а как потенциальное место жительства. По разным оценкам, в Беларуси на более–менее «постоянной» основе обретается 5 — 10 тысяч иностранцев–нелегалов. Некоторые из них, чтобы зацепиться, становятся слушателями подготовительных курсов белорусских вузов, вносят необходимую плату, получают регистрацию и тут же бросают учебу. Кто–то скажет: «Ну и ради бога. Кто хочет работать, тот не пропадет». Не все так очевидно. На завод или в СПК, где нужно

предъявить паспорт и трудовую книжку, нелегал не устроится. А подпольно таскать ящики на рынке, где заработок зависит не от трудового договора, а от настроения хозяина, желает далеко не каждый. Что остается? Уйти в криминал. Нередко вчерашние мигранты становятся тем самым недостающим связующим звеном в длинной цепочке, по которой их соотечественники переправляются на Запад. Для посредника земляки не более чем предмет торга.

В прошлом году был задержан пакистанец, отвечавший за доставку «живого товара» из России в Беларусь. Кроме того, во время следствия выяснилось, что «торговец» причастен к убийству другого пакистанца, с которым основатель доходного «бизнеса» не поделил сферы влияния. И совсем свежий пример. В конце августа сотрудники КГБ нарушили планы двух контрабандистов (азербайджанца и чеченца, находившихся в Беларуси на птичьих правах). У преступников изъято 200 граммов героина. По словам оперативников, парочку заслали в Беларусь для налаживания устойчивого канала «героиновые» боссы одной международной преступной группы. Кстати говоря, таких вот «гастролеров» из стран СНГ вывести на чистую воду труднее всего. В отличие от своих собратьев из дальнего зарубежья, они не сидят на одном месте, а постоянно курсируют «по делам» в Беларусь и обратно на родину.

В то же время в Беларуси наметился спад миграционной активности. Если в 2003 году органами внутренних дел депортирован 2.361 нарушитель правил въезда и пребывания в стране, то в 2004–м — на несколько сотен меньше. Сказывается то обстоятельство, что основные организаторы каналов переправки, базировавшиеся в Беларуси, задержаны и осуждены. Мутят воду заезжие «дебютанты». Как это ни парадоксально, но, в отличие от Беларуси, в тех же России и Украине уголовная ответственность за организацию нелегальной миграции до сих пор не введена. При этом белорусско–российская граница по–прежнему открыта не только для жителей Союзного государства, а практически для любого, у кого есть надобность ее пересечь. В результате процесс депортации нелегалов нередко напоминает игру в пинг–понг: выгружают наши правоохранители очередную партию бедолаг на российской стороне (как правило, въездные документы в Россию у них в порядке), а те не мешкая начинают искать ходы, как вернуться обратно. Эти усилия, конечно, тоже сизифов труд, «паломников» опять депортируют. Но охота, как известно, пуще неволи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter