О тревогах реальных и иррациональных: что нас больше всего пугает

Жуть как страшно

Информационный фон недели нельзя назвать уравновешенным. «Омикрон» наступает, но и в целом, когда исчезнет ковид из нашей повестки, — бог весть что. Неспокойно на границе. Общество захватил предстоящий референдум, обсуждение нового проекта Конституции в соцсетях и не только происходит волнующе и местами драматично. Один из участников нашей рубрики считает, что тревога возникает не на пустом месте, ее причины чаще всего обоснованные. Его оппонент возражает, что страх абсолютно иррационален, а невротизация общества искусственна, подогрета фейковыми новостями. 

Любопытно, как часто и по каким поводам волнуется наш внешне всегда невозмутимый рефери, кому он сегодня отдаст победу?

Чувство разумной тревоги

«Встреча с тревогой может освободить нас от скуки, может обострить наше восприятие, она создает то напряжение, на котором основано сохранение человеческого существования»

(Ролло Мэй, американский психолог).

Сразу обозначу свою позицию, Вика: я не считаю, что нам кто-то намеренно треплет нервы. Это что-то из конспирологических теорий, будто где-то под землей сидит теневое правительство планеты и специально нагнетает истерию, пугая нас выдуманными страшилками. На самом деле эти страхи отнюдь не надуманные. А потому нет никакого искусственного нагнетания — есть естественное опасение людей за свое будущее, да и настоящее. А вместо истерии — разумная тревожность, вызванная объективными причинами. Согласись, что такое состояние (и настроение) не имеет ничего общего с заполошной истеричностью, в которую якобы впадают окружающие. По твоей версии. 

Кратко говоря, нам есть от чего нервничать, и для этого не нужно ничего выдумывать, достаточно посмотреть вокруг. Например, меня по-настоящему напрягает милитаризация информационного пространства: в новостях и ток-шоу уже чуть ли не буднично рассуждают о грядущей войне, выдают сообщения о наращивании армий в том или другом государстве, прикидывают шансы на военную победу. И я не думаю, что телевизионная картинка не отражает реальность: отчетливо видно, какие силы стянули к нашим границам недружественные соседи. Все знают, как они же пытались разрушить наше государство. Какие санкции на нас вдруг обрушили… Разве ты скажешь, что все это недостаточные поводы для беспокойства? 

Не приходится специальными тайными методами (да еще и с непонятной целью) нервировать население: все, у кого есть глаза и уши, способны сами оценить обстановку. А она, например, такова: нам уже три месяца упорно твердят, что вот-вот грянет большая война — Россия непременно нападет на Украину. Делают это исключительно западные информационные рупоры, но их исправно дублируют русскоязычные сайты, телеграм-каналы и прочие источники новостей. Даже называются сроки: танки пойдут в атаку под католическое Рождество; ах, ошибочка — в новогоднюю ночь; снова поправка — залпы грянут в православное Рождество… Народ уже хохочет над зарубежными пророками, но, согласись, эти бесконечные прогнозы все-таки влияют на общественное настроение, делая его далеким от радужного.

Или взять ситуацию с пандемией. Самое неприятное, что к раздраю присоединяются как государственные, так и коммерческие институты. Причем они тянут полотно событий в разные стороны, разрывая его на клочки. Скажем, во Франции тамошний президент чуть ли не объявил тех, кто не вакцинировался, врагами нации. А бизнесмены в его же стране поставили под сомнение необходимость вакцины. Весьма неожиданным образом. На уходящей неделе мир облетела новость о том, как частная страховая компания отказалась выплачивать семье возмещение за смерть родственника. Страховщики выяснили, что умерший был привит, а следовательно, «участвовал в испытаниях экспериментальных препаратов», что по договору не является страховым случаем. Особенно возмущает, что нахальную компанию даже поддержал французский суд, постановивший, будто покойник, согласившись на вакцину от ковида, фактически… совершил самоубийство! 

Вряд ли после всего этого получится быть спокойным как слон. Но в крайности мы не кидаемся. Поражаемся и тревожимся, но в истерику не впадаем.

rud@sb.by

О дефиците компетенций 

«Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся»

(Виктор Франкл, австрийский психиатр).

Позволь мне, Роман, начать с конца. С устрашающей французской весточки. Признаюсь, накануне ревакцинации новость о том, как пожилого месье обнесли страховщики за участие в медицинском эксперименте, на мгновение выбила и у меня почву из-под ног. Я задумалась, ставить мне прививку или нет, если вон в Париже в суде такое вытворяют? Однако из тумана слухов и домыслов быстро вышла благодаря единственному возможному способу сохранять рассудок в здравии в наше цифровое время — не поленилась, проверила информацию, убедившись в том, что все приличные сайты давно пометили эту байку как фейк. И дополнили ее официальным комментарием о том, что, во-первых, вакцины не являются экспериментальными, они получили соответствующие разрешения надзорных органов. И далее: «Компании по страхованию жизни, торговые группы и государственные регулирующие органы заявили, что вакцина против COVID-19 не играет роли в праве на страхование жизни или выплатах». Как говорится, кто дочитал до этого места, тот молодец, но сарафанное радио работает по иным принципам: чем сильнее ложь — тем охотнее в нее верят. 

Невозможность ничего спланировать и спрогнозировать влияет на социум не лучшим образом. Известно, что в смутные времена люди охотно уходят с головой в самые фантастические теории и стратегии заговоров, что подтверждается хотя бы нашей с тобой готовностью поверить в любую чушь из соцсетей. Не соглашусь, что тревоги, которые мы наблюдаем в обществе, носят рациональный характер. Нет же, они абсолютно иррациональны: вместо того чтобы думать о том, как очередной кредит выплатить, — это, по-моему, для многих из нас вполне реальная острастка, моя знакомая беспокоилась за Байконур, который, по ее мнению, «уже захватили». Она две ночи не спала во время волнений в Казахстане, следила за тем, чтобы протестующие космодром не разнесли. Ее эмоциональное состояние в высоком гражданском тонусе поддерживали блогеры, писали страшные заголовки на обложках своих видеороликов: «Срочно! Попытка захвата Байконура!» и далее в таком духе. Соцсети дают ложное ощущение причастности и важности происходящего. Но стоит на пару дней выключить телефон, заняться семейными вопросами, расчистить двор от снега — глядишь, за это время и Байконур уцелеет, и твоя собственная маленькая жизнь заиграет новыми яркими красками. 

В чем причина живучести фейков, по сути? В том, что мы испытываем дефицит компетенций. Это уже стало общим местом, но среди нас, пользователей сети, все сплошь вирусологи, политологи, историки, казахстановеды, а в последнее время и юристы. Довелось несколько раз присутствовать на встречах, где обсуждали новый проект Конституции в трудовых коллективах, логика вопросов некоторых горячих людей из зала выстроена именно что на истерике в соцсетях: а-а, все пропало, они хотят признать приоритет международного права, продались Big Pharma, нас всех вакцинируют (равно чипируют). И сколько бы юрист ни пытался объяснить, что с 70-х годов прошлого века эти принципы международного права остаются неизменными, что нет в этой норме ничего нового и опасного, что заботиться о своем здоровье — наша простая обязанность, аргументы экспертов никогда не услышат те, кто не хочет их слышать. Спокойствие в этом бушующем мире мне позволяет сохранять понимание, что государственные институции у нас крепкие и работают как часы, накануне референдума опасения всех и каждого выслушивают, от неудобных вопросов не уклоняются и к здоровой критике нового проекта Конституции относятся с большим вниманием. 

Будь здоров, дорогой Роман. Старайся избегать пустых разговоров, эмоциональных крайностей, и, пожалуйста, не лишай себя простых житейских радостей.

viki@sb.by 

Брейк!

Вызванная агрессивными новостями тревога искажает наше восприятие реальности. Об этом буквально кричат психологи. Лишь усиливая, кстати, тревожное состояние. Но, Роман, не надо поддаваться панике! А Виктории, в свою очередь, не следует расслабляться. На мой взгляд, следует твердо для себя уяснить: сегодняшние информационные потоки кардинально отличаются от прежних. Их цель — не только донести новости, но и удержать аудиторию. А для этого все средства хороши. Пресловутые «скандалы, интриги, расследования» помните? Вот-вот. Причем это касается всей тематической палитры, будь то политика, коронавирус или грибные закатки в межсезонье. Как вам, например, недавняя новогодняя новость — «Раскрыта главная опасность салата «Оливье»? Читаю — оказывается, это высокая вероятность переедания! Да ну?! А вот обратный пример, совсем свежее: «Инфекционист предположил, что пандемия COVID-19 завершится на «Омикроне». И как теперь жить после этого предположения отдельно взятого доктора медицинских наук?..

Склоняюсь к мысли, не раз озвученной «специалистами по человеческим головам». Всякий раз, когда новости заставляют вас чувствовать себя беспомощными перед лицом очередного кризиса, надо вспомнить, что всех мировых проблем мы не решим, а вот позаботиться о себе и своих близких можем. Оторвитесь на время от смартфонов, компьютеров и газетных страниц, встретьтесь с близкими, поговорите с ними. Глядишь, отдохнете, перезагрузите мозг, а заодно избавитесь от гнетущего стресса, обменявшись мнениями с хорошими людьми. А вот количество поступающей информации нужно дозировать — это пусть собаки лают, а ваш караван пусть спокойно движется дальше. Победу в сегодняшнем споре, руководствуясь все теми же гуманными соображениями, присуждаю Виктории.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter