Жустокоры, жупаны и революция любви
01.11.2007
В.М.Бялявiна, Л.В.Ракава. Мужчынскi касцюм на Беларусi. Мiнск, «Беларусь», 2007.
Случается, книгу хочется купить сразу после взгляда на обложку. Обычно я от этого предостерегаю: фантик и конфета — явления разного порядка. Но в этом случае говорю: даже не сомневайтесь. Эта книга не зря собирает высшие награды на международных книжных форумах. Содержание достойно оформления. Здесь не только народные костюмы, то есть лапти–зипуны, но и шляхетский костюм, и городской, и аксессуары, и прически, и доспехи, и оружие... А еще — портреты, гравюры, фотографии реальных людей, реконструкции... Конкретные примеры из летописей, мемуаров и художественной литературы. Материал, который позволит по–новому увидеть историю Беларуси даже тем, кто считает, что у нас не было своей аристократии и вообще белорус — это тот, кто рождался в лаптях. А кунтуши и жустокоры из шелкового адамашка, пунцовые жупаны, «коленские» рубашки, воротники–«альберты» и сабля–карабела! Многие ли жители Могилева знают, что в XVII веке в воротах их города стояли стражники–«пляцовые», одетые в голубые суконные «либерии», отороченные желтым «киром»? А вы слышали, что в XVIII веке белорусская шляхта носила «ваўчуру» — меховую накидку, крытую пунцовым атласом? Один взгляд на бурку, традиционное крестьянское одеяние разнообразных фасонов, напомнит сегодняшние самые современные модели. Интересно, что история костюма прослеживается вплоть до нашего времени. И в этом контексте узкие брюки 1960–х, спортивный стиль 1970–х и каракулевые шапки советских чиновников видятся тоже частью истории.
Марио Варгас Льоса. Похождения скверной девчонки. Москва. Издательство «Иностранка», 2007.
В последнее время, после некоего периода нигилизма один за другим появляются романы о всепобеждающей любви, причем даже у писателей, от которых этого ожидать трудно, вроде Бегбедера с его знаменитым «Любовь живет три года». Льоса, один из «китов» латиноамериканской прозы, блестящий мастер интриги, с остроумным, изящным и одновременно «густым», сочным стилем, тему эту, не однажды им освоенную, подхватывает радостно, словно желает выговорить весь собственный опыт. Герой влюблен в «скверную девчонку». Он — интеллигент с «тонкой душевной организацией», выходец из аристократической перуанской семьи, полиглот и утонченный переводчик, осуществляющий свою скромную мечту — «жить в Париже». Она — девчонка из самых низов, одаренная красотой, невероятной живучестью и желанием пробиться на самый верх.
Она ничего ему не дает. Он, напротив, покорно отдает все. Она постоянно бросает его ради богатых, уродливых, глупых, жестоких богатеев и возвращается — зализать раны, почувствовать обожание... Одни его друзья участвуют в революции на далекой родине, погибают, другие делают карьеру, занимаются политикой, бизнесом, создают произведения искусства... А герой Льосы поглощен тоской по «скверной девчонке», охмурившей очередного миллионера. Подготовка террористов на Кубе, военная диктатура в Перу, богемный Париж 50–х, «Битлз», коммунизм, экономическое чудо Японии... Все это — только фон для любви. Сама жизнь — фон для этой любви, которая со стороны кажется недостойной, мазохистской, инфантильной... Ну почему такой интеллигентный, умный человек портит себе жизнь из–за жадной, эгоистичной женщины, буквально стелясь ей под ноги? И благодаря таланту автора происходит чудо: вдруг становится очевидным, что такая любовь — и есть самое главное. Любовь, которая «ничего не просит, все покрывает и никогда не проходит». Если она была в твоей жизни, ты жил не зря, даже если не совершил ничего великого.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Случается, книгу хочется купить сразу после взгляда на обложку. Обычно я от этого предостерегаю: фантик и конфета — явления разного порядка. Но в этом случае говорю: даже не сомневайтесь. Эта книга не зря собирает высшие награды на международных книжных форумах. Содержание достойно оформления. Здесь не только народные костюмы, то есть лапти–зипуны, но и шляхетский костюм, и городской, и аксессуары, и прически, и доспехи, и оружие... А еще — портреты, гравюры, фотографии реальных людей, реконструкции... Конкретные примеры из летописей, мемуаров и художественной литературы. Материал, который позволит по–новому увидеть историю Беларуси даже тем, кто считает, что у нас не было своей аристократии и вообще белорус — это тот, кто рождался в лаптях. А кунтуши и жустокоры из шелкового адамашка, пунцовые жупаны, «коленские» рубашки, воротники–«альберты» и сабля–карабела! Многие ли жители Могилева знают, что в XVII веке в воротах их города стояли стражники–«пляцовые», одетые в голубые суконные «либерии», отороченные желтым «киром»? А вы слышали, что в XVIII веке белорусская шляхта носила «ваўчуру» — меховую накидку, крытую пунцовым атласом? Один взгляд на бурку, традиционное крестьянское одеяние разнообразных фасонов, напомнит сегодняшние самые современные модели. Интересно, что история костюма прослеживается вплоть до нашего времени. И в этом контексте узкие брюки 1960–х, спортивный стиль 1970–х и каракулевые шапки советских чиновников видятся тоже частью истории.
Марио Варгас Льоса. Похождения скверной девчонки. Москва. Издательство «Иностранка», 2007.
В последнее время, после некоего периода нигилизма один за другим появляются романы о всепобеждающей любви, причем даже у писателей, от которых этого ожидать трудно, вроде Бегбедера с его знаменитым «Любовь живет три года». Льоса, один из «китов» латиноамериканской прозы, блестящий мастер интриги, с остроумным, изящным и одновременно «густым», сочным стилем, тему эту, не однажды им освоенную, подхватывает радостно, словно желает выговорить весь собственный опыт. Герой влюблен в «скверную девчонку». Он — интеллигент с «тонкой душевной организацией», выходец из аристократической перуанской семьи, полиглот и утонченный переводчик, осуществляющий свою скромную мечту — «жить в Париже». Она — девчонка из самых низов, одаренная красотой, невероятной живучестью и желанием пробиться на самый верх.
Она ничего ему не дает. Он, напротив, покорно отдает все. Она постоянно бросает его ради богатых, уродливых, глупых, жестоких богатеев и возвращается — зализать раны, почувствовать обожание... Одни его друзья участвуют в революции на далекой родине, погибают, другие делают карьеру, занимаются политикой, бизнесом, создают произведения искусства... А герой Льосы поглощен тоской по «скверной девчонке», охмурившей очередного миллионера. Подготовка террористов на Кубе, военная диктатура в Перу, богемный Париж 50–х, «Битлз», коммунизм, экономическое чудо Японии... Все это — только фон для любви. Сама жизнь — фон для этой любви, которая со стороны кажется недостойной, мазохистской, инфантильной... Ну почему такой интеллигентный, умный человек портит себе жизнь из–за жадной, эгоистичной женщины, буквально стелясь ей под ноги? И благодаря таланту автора происходит чудо: вдруг становится очевидным, что такая любовь — и есть самое главное. Любовь, которая «ничего не просит, все покрывает и никогда не проходит». Если она была в твоей жизни, ты жил не зря, даже если не совершил ничего великого.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.