«Жучок» почти не виден

Разыскать одаренного футболиста в России – проблема, и за каждый талант нужно цепляться изо всех сил. Так же, как и в остальном мире, в нашей стране этим теперь занимаются футбольные агенты. Одни видят в них врагов, другие – отцов родных. Одни называют их «жучками», другие – «футбольными адвокатами». При этом сами агенты предпочитают не светиться. Так кто же эти люди и почему сейчас современный футбол невозможно представить без них?

Для России футбольный агент – профессия довольно новая. В СССР все было просто: игроков за рубеж продавал Госкомспорт – настоящая монополия. Львиная доля денег приходилась государству, игроку – только зарплата, сравнимая с командировочными. Например, первый легионер в истории советского футбола ленинградец Анатолий Зинченко получал тысячу долларов в месяц, а все остальное отдавал торгпредству. Ведь полузащитник «Зенита» переходил в венский «Рапид», согласно бумагам, как инженер из «Союзвнештехники».
Помог, кстати, состояться первому трансферу Вячеслав Колосков.  Чиновник Госкомспорта в 1980 году убедил свое начальство дать добро на переезд ленинградца в Австрию. Так что экс-главу Российского футбольного союза можно считать первым футбольным агентом в отечестве.
Внутри же страны переход игроков из клуба в клуб происходил по звонку какого-нибудь болельщика сверху – сулили квартиру, «Волгу» или «Жигули». Кого-то просто забирали на срочную службу в армию (так, например, комплектовались ЦСКА и «Динамо»), кто-то просто рассчитывал на поддержку партии и правительства. Например, братья Старостины, чтобы уберечь своих спартаковцев от «силовой» руки армейцев или динамовцев, искали покровительства у болельщиков красно-белых в ЦК. 
С кончиной Госкомспорта СССР футболисты стали товаром. Прибыльным, но очень специфичным. За русскими утвердилась стойкая репутация людей, которые довольствуются малым и быстро охладевают к футболу, заработав смешную по западным понятиям сумму на жизнь. За кордоном была другая жизнь, полная соблазнов, и удержаться от них удавалось далеко не каждому. На большую арену прорывались единицы, и для агентов они не представляли интереса, потому что репутация «русского футболиста» сильно сбивала цену на игрока.
К середине 90-х в российском футболе сменилось поколение игроков, а вместе с ним и их ментальность. Пришли и солидные деньги. Рынок футбольных душ начал оживать, а вместе с ним и появилась новая профессия – футбольный агент.
В России футбольных агентов – море, но по-настоящему на слуху лишь несколько фамилий. Это люди, которых упоминают в связи с переходами игроков, они не отказывают журналистам в интервью. Дмитрий Градиленко и Константин Сарсания даже комментируют матчи на телевидении. Кстати, на Западе такое совмещение исключено, ведь по ходу репортажа агенты могут невзначай похвалить своего клиента. Не верят на Западе в беспристрастность такого человека, как футбольный агент. Но в России подобных отклонений от евростандартов хоть отбавляй.
А главная беда в том, что большинство российских агентов, увы, находятся в тени. Это «жучки», которые не имеют официальной лицензии. Один из них, попросивший не называть своего имени, зарабатывает на футбольном рынке уже больше пяти лет, и пришел он в этот бизнес из крупной нефтяной компании.
– Способов заполучить игрока по нужной цене много, – делится секретами своей кухни «жучок». – В самом начале я всегда использую психологический прессинг. Дескать, если сейчас не продадите, потом вообще ни с чем останетесь. Если не срабатывает, то дальше все зависит от ситуации. Я работаю на второсортном рынке, с молодыми футболистами заштатных клубов, которых перепродаю поближе к Москве.
И здесь я обычно обещаю процент от последующей продажи футболиста, Москва – Европа и так далее. Чаще всего периферийные команды на такие варианты идут. Но с каждым годом хотят все больше денег: ведь на русских футболистов из-за лимита легионеров особый спрос и цены на них неоправданно завышены.
Сейчас агентам выгоднее найти в провинции и потом продать талантливого паренька, как это случилось с Юрием Жирковым, одной из главных ныне звезд ЦСКА, чем ввозить в страну легионеров. Агенты получают до 10% от сделки, но мы, так называемые «жучки», работаем еще и с откатами.
Например, тренеру нужен игрок. Есть 5 кандидатур примерно одного уровня и за те же деньги. Я договариваюсь с тренером, и он выбирает моего игрока, но половиной прибыли приходится делиться с наставником. До сих пор даже в российской премьер-лиге есть случаи, когда тренер ставит в состав на игру футболиста не из-за его игровых качеств и способности принести пользу команде, а потому, что его об этом попросил футбольный агент. Цель проста: чем чаще футболист играет в клубе премьер-лиги, тем больше он «засвечен» и тем выше его цена и возможность продажи игрока в новый клуб, раз он играл в основе прежнего, с громким именем. Благодарность тренеру выражается в проценте от сделки…
Наш источник получать лицензию не собирается, хотя и уверен, что сдаст необходимый экзамен-тестирование. «Просто не хочу платить государству налоги!» – объясняет он. Но зато он никогда не сможет защитить своего подопечного перед футбольными инстанциями.
Официально отстаивать права игрока может только официальный же агент. Только он может обратиться в ФИФА, в любой комитет по статусу футболистов. А значит, с ним никогда не подпишет контракт известный футболист. Мастера высокого уровня даже в России уже давно ведут дела только с «легалами».
Сейчас, по данным официального сайта РФС, в нашей стране 72 лицензированных агента.  Где купить дом, в какую школу отдать ребенка, любой бытовой вопрос – это все советует агент, оставляя игроку лишь одно задание – играть в футбол. Формулу своей профессии прекрасно вывел  двадцать лет назад один из самых известных футбольных агентов в истории – британец Джон Холмс, работавший с такими звездами мирового футбола, как Гарри Линекер и Питер Шилтон: «Все дело в том, что хороший агент для игрока – бухгалтер, адвокат, советник по вопросам брака и туроператор в одном лице. И если агент добросовестно выполняет свои обязанности, то какой же футболист в здравом уме расстанется с таким человеком?!»
Вторая ярко проявившаяся в последнее время тенденция – интерес футбольных агентов не только к игрокам, но и к тренерам, особенно к западным. Миф о том, что в силу своего менталитета и российской специфики они не смогут работать в России, развеял чех Властимил Петржела, не без успеха тренировавший «Зенит». Кстати, он оказался в Петербурге благодаря посредничеству первого лицензированного агента в России  – Константина Сарсании. Он же полтора года назад пристроил еще одного чешского специалиста – Ярослава Гжебика – в «Динамо».
В общем, российский рынок мал да удал. По своему объему он уже приближается к среднеевропейскому. Это можно считать серьезным достижением, ведь отечественному профессиональному футболу всего полтора десятка лет, в то время как на Западе футбольный рынок в современном его понимании сложился еще в 1950-е годы.
В России этот процесс только начался. И убийство в 2003 году выдающегося футболиста, а впоследствии известного комментатора и футбольного агента Юрия Тишкова доказывает, что этот бизнес «криминализирован и находится под контролем преступных групп», – это цитата из так и не раскрытого дела об убийстве Тишкова. Их работа и опасна, и трудна. Но главное – ценна. От них напрямую зависит будущее национального футбола. И чем больше людей в ближайшее время смогут сказать, что именно они нашли новых жирковых, быстровых, аршавиных, тем лучше. Пусть при этом они даже немного слукавят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter