Инновации в сфере ЖКХ апробируются на базе двух минских ЖРЭО – Партизанского и Первомайского

ЖКХ начинает свой капремонт

В ЖКХ грядут большие перемены. Сейчас инновации апробируются на базе двух минских ЖРЭО – Партизанского и Первомайского. Говорить об итогах эксперимента еще рано, однако проследить за его ходом вполне возможно. Что и делали специалисты со всей страны во время Республиканского семинара по реформированию системы ЖКХ.



Осерьезных изменениях в сфере ЖКХ мы писали не раз. Для самой системы грядущие перемены — это избавление от несвойственных функций и непрофильных активов. Всего того, что «давит» на общую стоимость обслуживания квадратного метра. Простому потребителю это даст прозрачность начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги и повышение их качества при тех же затратах.

Аварийка новых скоростей

Хаус-мастера — лицо масштабной реформы, хозяева наших домов, изучившие их фасады, подъезды и техподполья до мельчайших трещинок. Они — единственные в смелом эксперименте, чью работу мы, рядовые потребители, можем оценить здесь и сейчас.

Жаркие дискуссии во время семинара.
Жаркие дискуссии во время семинара.

Рабочий маршрут хаус-мастера ЖЭУ-3 Партизанского района Александра Черкаса пролегает по подъездам, лестничным клеткам и подвалам. С 1 мая следить за состоянием лампочек, водопроводных труб, канализации и даже ступенек крыльца — его прямая обязанность. Во всех семи домах, которые за ним закреплены. Всего в ЖЭУ 20 хаус-мастеров, они обслуживают 220 домов. 

Каждый из них работает по схеме: обнаружил недостаток — устранил его. Не получилось, например, устранить неполадку — предупредил мастера участка, а тот вызвал ремонтную бригаду. Каждый подъезд нужно обойти дважды в неделю, подвал — два раза в месяц. Все, как прописано в технологической карте. 

«Тревожный чемоданчик» аварийной бригады
«Тревожный чемоданчик»аварийной бригады

Качество проделанного проверяет и мастер участка, и заказчик, подписывая акт выполненных работ. От этого двойного контроля зависит зарплата мастера. Нет жалоб от жильцов и брака в работе — выходит около 6 миллионов, не скрывает Александр. Правда, первую зарплату еще не получил — по новым правилам работает с 1 мая.

Жильцы постепенно привыкают, что за их домом закреплен один человек, и уже сами предупреждают его о поломках. Номер мобильного телефона — в квитанции об оплате коммунальных услуг.

Нагрузка не увеличилась, говорит, как есть, Александр. Признается, что все зависит от собственного отношения: если поддерживать дом в нормальном состоянии, то и работы в нем будет меньше. Главное, не допустить аварий. Иначе недосчитаешься в зарплате. Почему? Все очень просто: на аварию выезжает специальная бригада, ей же на счет ЖЭС переведет деньги за ликвидацию ЧП. 

В новые контейнеры попадет только вторичное сырье.
В новые контейнеры попадет только вторичное сырье.

Аварийная служба в условиях эксперимента тоже работает по-новому. С ней ЖКХ заключило договор не только на ликвидацию аварийных ситуаций, но и на текущий ремонт. Раньше ведь как было? Приехали на вызов по прорыву трубы, перекрыли вентиль и вернулись на базу. А трубу на следующий день в  поте лица  ремонтируют сантехники ЖЭСа… Жильцы дома все это время сидят без воды. Теперь аварийка выезжает на прорыв трубы, сразу ее меняет и выставляет ЖЭСу счет. Еще одно достижение — на вызов бригады прибывают раньше нормативного времени. А оно для выезда на аварию первой категории — до 1 часа. Это много, заметил заместитель Премьер-министра Анатолий Калинин. И поручил пересмотреть нормативы: расчетное оснащение, время охвата и оперативность реагирования. Аварии первой категории вообще нужно рассматривать как чрезвычайные. 

Ремонт на зависть соседу

Новшество для нас и бригады по оказанию бытовых услуг. Эти специалисты зарабатывают на хлеб с маслом только ремонтом в квартирах. Понятно, что качество — их конек. Иначе на это место придут другие. Такая система позволит на равных конкурировать с частником и зарабатывать деньги, а не скрыто субсидироваться за счет технического обслуживания, уверен министр ЖКХ Александр Терехов. 

Встречный вопрос: не уйдет ли потребитель к частнику? Не уйдет. Расценки на работы утверждены, они на 20 процентов ниже, чем у коммерсанта. Более того, в Минскжилкомхозе не исключают: в ЖЭСы пойдут и те, кто всю жизнь кормился на «вольных хлебах». Ведь подряд с ЖКХ — это гарантированный заказ и доход.



Добро пожаловаться на портал

Следующая инновация — единый контакт-центр ЖКХ на базе КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома». С ней нас знакомит директор предприятия Олег Седельник. Что стоит за изменениями? То, что мы не будем часами просиживать с трубкой в надежде услышать голос диспетчера своего ЖЭСа (а только в Минске их 130). А просто наберем короткий номер 115, оставим оператору заявку и будем ждать реакции коммунальщиков. Она, по уверениям специалистов, последует незамедлительно. Оператор переадресует заявку и проконтролирует, как та выполняется. А потом известит об этом обратившегося: по телефону, эсэмэской или электронным письмом. Кстати, дозвониться на номер 115 по многоканальной связи будет несложно в любое время дня и ночи. 

Еще одна возможность оперативно достучаться до мастера своего ЖЭСа — портал komplat.by. На него можно отправить жалобу с фотодоказательством. Сначала скачать мобильное приложение (оно сейчас разрабатывается) и зарегистрироваться на сайте. Ямы, развороченный бордюр, вырванные лестничные перила, черный от плесени потолок в подъезде — на фото может быть что угодно, даже неработающий смеситель в ванной. Главное, показать поломку лицом — чтобы специалист знал, как ее устранить. Работу новой службы начнут тестировать в августе. 

Не случится ли так, что услуга есть, а люди не умеют ею пользоваться? Может, не скрывает Олег Седельник. Но московский опыт показал: каждый месяц количество пользователей похожего портала увеличивалось в арифметической прогрессии, при этом количество традиционных звонков снижалось на 20—30 процентов. Да и потом, IT-технологии — это лишь дополнительные возможности для общения. Пока обращения, как и раньше, принимаются по телефонной связи – по 915 вызовов в час. 

В единый расчетно-справочный центр войдут все 43 РСЦ Минска. Единая база позволит выделить основные услуги, проконтролировать их качество и вывести из системы дополнительные опции. На уровне района система объединит всех поставщиков услуг: это позволит мгновенно получать все данные по затратам, подомовому учету, перерасходу воды. Резон для рядового потребителя в том, что он сможет оплатить все ЖК-услуги одним платежом. Пока это доступно лишь минчанам и жителям отдельных городов. 

Отходов много — оператор один 

По-настоящему революционное решение для столицы — выбор единого оператора по вывозу и обезвреживанию отходов в каждом микрорайоне. Сейчас этим занимаются 3 организации. Для большого города это не совсем удобно.  

В прошлом году коммунальщики собрали 351 тысячу кубов вторичных материальных ресурсов, рассказывает Галина Гилевич, заместитель генерального директора Минского городского жилищного хозяйства. В 2011 году — всего 19 тысяч кубов.

Сейчас только в Минске 14 тысяч емкостей для вторсырья. В скором времени их потеснят более современные оцинкованные закрытые контейнеры. Они в полтора раза вместительнее стандартных. И в них уже пакет с обычным мусором не просунешь. В этом году в городе появится тысяча таких емкостей.

Однако и этого мало. Извлечение вторичных ресурсов из общего мусора сегодня не превышает 15 процентов. К 2020 году эта цифра должна вырасти до 25 процентов, подчеркнул Анатолий Калинин. Свою лепту должен внести единый оператор по сбору мусора. Тем более ему и карты в руки. Деньги за вывоз и утилизацию мусора пойдут ему в карман. И он сам решит, потратиться на захоронение или сэкономить на переработке вторичных ресурсов. Возможности есть. Владимир Кухарев, первый заместитель председателя Мингорисполкома, озвучил хорошую новость: сортировочная линия на 60 тысяч тонн вторсырья в год уже построена. Возводится завод на 100 тысяч тонн. Еще один — той же мощностью — строит частное предприятие. В следующем году завершат проектирование завода по сортировке мусора на 350 тысяч тонн в Тростенце.

Эксперимент в Минске продвигается медленно, но в правильном направлении, подвел итог выездному совещанию Анатолий Калинин. Основная его цель — отделить заказчика услуги от ее исполнителя — удалась. Главное теперь, чтобы в пылу реформ не забыли об обычном потребителе. Который сегодня должен стать главным героем в сфере ЖКХ. Все преобразования должны быть направлены на создание комфортных условий именно для него.

КОМПЕТЕНТНОЕ  МНЕНИЕ

Анатолий КАЛИНИН, заместитель Премьер-министра:

— В целом система ЖКХ справляется со своими задачами. Да, есть отдельные недостатки, на которые обращают внимание и Глава государства, и общественность. Перед нами стоит задача повысить качество оказываемых услуг. Главным героем в сфере ЖКХ сегодня должен стать потребитель, пользователь ЖК-услуг. И все преобразования должны быть направлены на создание комфортных условий именно для него. Мы хотим выйти на тот уровень обслуживания, когда заявка, поступившая от жильца, оставалась бы на контроле и имела обратную связь. Оперативность реагирования должна быть моментальная.

При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для жильцов не изменится. В последние два года она разово повышается в начале года на 5 долларов плюс ежеквартальная индексация. Необходимости внесения каких-либо изменений мы не видим. Задача рабочей группы — снизить затраты, чтобы не говорили, что население недоплачивает. Дельта, которая выплачивается через субсидии исполкомов, должна уменьшиться. В жировку не должно попасть ничего лишнего, не связанного непосредственно с оказанием услуг ЖКХ. Уже многое сделано: удалось сократить себестоимость услуг и выйти на единые расценки в разных населенных пунктах. В коммунальном хозяйстве резерв есть — и по численности, и по качеству, и по отношению. 

Кроме того, разработан проект указа о переходе на адресную социальную помощь в оплате коммунальных услуг. Жилищная дотация будет выделяться непосредственно гражданину в зависимости от его доходов.

Елена МИСНИК

misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter