Как ЖКХ зарабатывать деньги на непрофильных объектах

ЖКХ: как сбросить лишний груз

Непрофильные объекты для ЖКХ — настоящая головная боль, которая к тому же обходится в копеечку. Да еще какую! Порядка 150 миллиардов рублей в год уходит на содержание и обслуживание абсолютно непрофильных, читай — ненужных для коммунальных служб зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры. Теперь возмещать затраты на содержание и обслуживание непрофильных объектов должен местный бюджет. Это прописано в Указе № 535. Выполняется ли норматив на практике, как организации избавляются от обременительных активов и почему это так непросто сделать?

Наследство с обременением


Военные городки, спортивные базы и пионерские лагеря. А еще пароходы, медвытрезвитель и фабрика спортивной одежды. Чего только не приняли в последние годы на свой баланс организации ЖКХ. Многочисленные неэффективные объекты в данном случае — это не менее многочисленные затраты на их содержание и внушительные убытки. Можно ли от них избавиться, узнавала корреспондент «Р». 

Линия для обжарки семечек горецкому УКПП «Коммунальник» досталась от местного завода напитков. Несколько лет назад с нее сходили полновесные упаковки с любимым лакомством многих. Однако дела на заводе не пошли, он обанкротился, а его имущество было распродано за долги. Специфическая линия оказалась никому не нужной, а потому отошла жилищно-коммунальным службам. Причем на момент передачи балансовая стоимость составляла 121 миллион рублей. 

Главный инженер УКПП «Коммунальник» Юрий Кравцов разводит руками: это как раз тот случай, когда непонятно, что делать с непрофильным активом. Работать на линии невозможно, а на восстановление нужны большие деньги. Так, может, просто выбросить или сдать на металлолом? Линия хоть и небольшая, размером всего с письменный стол, но тяжелая. Ни списать, ни сдать на металлолом, ни просто выбросить оборудование по закону нельзя, объясняет главный инженер. Поэтому и пылится оно на складе с апреля 2013 года в разобранном виде. И за это время на его амортизацию потрачено 43 миллиона рублей. 

Прямо как чемодан без ручки. Нести тяжело, а выбросить нельзя. Можно ли вообще отказаться от этой непрофильной нагрузки? Перевести вопрос в эту плоскость УКПП «Коммунальник» не может по определению: оборудование — собственность райисполкома, ему и решать. Избавиться можно только одним способом: райисполком должен принять решение о передаче  его кому-нибудь на баланс. 

Впрочем, от одного очень тяжелого в плане затрат непрофильного актива — Горецкой инкубаторной станции — коммунальщикам удалось освободиться. Во многом благодаря вмешательству специалистов Комитета госконтроля Могилевской области. В 2013 году инкубаторную станцию ликвидировали и вместе с работниками, огромными долгами и полным производственным бездействием передали на баланс ЖКХ. После присоединения с долгами рассчитались, штат подсократили. Наняли сторожей, чтобы добро из шести зданий станции никто не растащил. Итог — минус 537 миллионов рублей из кармана УКПП «Коммунальник». Именно столько ушло на погашение долгов (станция задолжала бюджету 200 миллионов рублей), зарплату работников (еще 53 миллиона) и на двухлетнее содержание объекта (плюс 283 миллиона). А в 2015 году этот объект ушел с аукциона. Теперь инкубаторная станция в новых хозяйственных руках, и здесь создано 8 новых рабочих мест.

Но это, скорее, исключение из правил. Непрофильных активов, не имеющих никакого отношения к прямым обязанностям коммунальщиков, все еще хватает. 

Так, в активе горецких коммунальщиков — 15 камер системы наружного видеонаблюдения. «Всевидящее око» есть на каждом центральном перекрестке города, а общая система выведена на пульт РОВД. Что в общем-то логично, когда за безопасность отвечает милиция. Однако обслуживание оборудования видеонаблюдения легло почему-то на плечи коммунальных служб. Обслуживают камеры дважды в месяц специалисты из Могилева, с которыми заключили договор. Еще одна незапланированная статья расходов вымывает из прибыли предприятия 75 — 77 миллионов в год. Вроде бы и немного, но копейка, как говорится, рубль бережет. 


Увы, линия по обжарке семечек, инкубаторные станции и камеры видеонаблюдения далеко не все примеры непрофильных, но весьма обременительных активов в системе ЖКХ. Таких объектов в Могилевской области более 372, приводит цифры начальник отдела контроля строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Комитета государственного контроля Могилевской области Людмила Непапушева. В 2015 году на эти неэффективно используемые объекты затрачено 19,6 миллиарда рублей. В 2016-м, по прогнозам, траты обойдутся в 21 миллиард.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр ЯКИМОВ, заместитель начальника управления контроля строительства, ЖКХ и связи Комитета госконтроля:

— Одна из актуальных задач на сегодня — сокращение в организациях ЖКХ расходов на содержание и обслуживание объектов, не связанных с их основной деятельностью. Мы сейчас говорим о непрофильных объектах. Например, на балансе организаций ЖКХ  Брестской области их 606, Гомельской — 586. В отдельных регионах такие убыточные активы до сих пор передаются коммунальным службам. Не так давно 4 предприятия ЖКХ Брестской области получили бесхозные гаражи, здания аптеки, отделения связи, радиоузла, склады — всего 49 непрофильных объектов. 

Затраты на содержание указанных объектов не относятся на себестоимость жилищно-коммунальных услуг, однако каждый год обходятся в сумму около 150 миллиардов рублей. При исключении «непрофильных» затрат указанная сумма средств может быть направлена на возмещение расходов по услугам ЖКХ, что позволит уменьшить бюджетное финансирование. 

Елена МИСНИК 

misnik@sb.by

Выйти из пассивного режима


Как бельмо на глазу. Зачастую именно такая ассоциация возникает, когда речь заходит о непрофильных объектах. Только пока одни воспринимают их в качестве непосильного груза, другие запускают чужеродные активы в оборот и даже зарабатывают на них деньги. Как? Отправляемся в Несвижский район за примерами.



На балансе местного ЖКХ каких только непрофильных объектов не было. В списках значились и молочная кухня, и прачечная, и магазины, и химическая лаборатория, и, не удивляйтесь, даже карета с лошадьми. Но все они уже проданы или переданы другим организациям. Сейчас на балансе организации из «непрофиля» — нефтебаза и бывший штаб военного городка. Кстати, судьба военного городка могла бы оказаться весьма плачевной. Что его могло ждать? Снос или самостоятельное разрушение со временем? Но в районе быстро сориентировались: почему бы в обветшавшие здания не влить свежую кровь. Причем далеко не все объекты военгородка переложили на плечи коммунальщиков. Например, здание санчасти стало административным центром РУЭС, казармы переквалифицировали под гимназию, клуб воинской части – под молодежный центр. 

Караульное помещение преобразилось в офис строительной организации 


Захожу в здание центра. От былой обстановки – ни следа. Стильный интерьер в черно-красных тонах. Здесь проходят пенные вечеринки, зажигательные дискотеки, увлекательные мастер-классы. Молодежь занимается в кружках и студиях. Здание востребовано – не зря в соцсетях сотни фотографий с мероприятий, которые проходят в его стенах.

Главный бухгалтер Несвижского ЖКХ Светлана Кийко устраивает экскурсию по территории бывшего военного городка: «Мы можем похвастаться, что на данный момент практически все объекты здесь задействованы – одни мы продали на аукционах, другие сдали в аренду, третьи привели в приличный вид и приспособили под какой-то совершенно новый объект». 

Например, вторую жизнь обретает бывший пропускной пункт. Здесь планируется организовать расчетный центр ЖКХ. Уже начали строительные работы. А бывшая казарма превратилась в уютную гостиницу на 86 мест. «Чтобы забронировать у нас место, звоните за полгода», — настоятельно советует заведующая гостиницей Ольга Новикова. Сейчас только 2 свободных номера есть, остальные – заняты. Люкс здесь обойдется практически в 400 тысяч рублей, вариант попроще – около 100.

«Из этого номера несколько дней назад выселился Михаил Финберг, — Ольга Новикова поправляет постель. — Был у нас на фестивале искусств «Музы Несвижа». Он всегда отдает предпочтение именно этому номеру».

Скоро и это здание приобретет современный вид — оно продано на аукционе.


Из примера Несвижа напрашивается вывод: все можно сделать, если этого захотеть. Почему тогда в некоторых районных центрах непрофильные активы висят на балансе ЖКХ годами, высасывают деньги, приносят огромные убытки? А потому, что не все так однозначно. ЖКХ несет затраты на изготовление правоустанавливающих документов, на уплату налогов. На сегодняшний день, чтобы оформить объект на продажу через аукцион, необходимо потратить около 25 млн рублей. Ведь для того, чтобы элементарно продать объект, надо проделать долгий путь оформления, разводит руками начальник отдела юридической и кадровой работы Несвижского ЖКХ Наталья Драченко. И речь здесь не о нескольких месяцах. 

Процесс может затянуться и на год. Чаще всего непрофильный объект попадает в новые руки без какой-либо документации. Зарегистрировать земельный участок и объект, оформить технический паспорт, произвести экспертизу оценки объектов — все эти хлопоты традиционно ложатся на плечи коммунальщиков. 

При оформлении документов возникает много трудностей: то дорожка «появится» на фотографии во время проведения экспертизы оценки, а в техническом паспорте она не указана, то забор забудут включить в стоимость здания – и все это нужно исправлять. При этом за каждый этап работы надо платить. А зачем этим заниматься, если нет стимула? Могу предположить, что некоторые рассуждают именно так. Заместитель председателя по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам города Несвижского районного исполнительного комитета Михаил Афанасик уверен, что они предложили неплохую мотивацию: «В случае продажи непрофильных объектов 50 процентов денежных средств направляется на реконструкцию, техническое переоснащение и модернизацию ЖКХ, остальные 50 процентов идут в бюджет города». Так, Несвижское ЖКХ за деньги, вырученные за продажу зданий, купило целый арсенал техники, в том числе автокран стоимостью 825 млн рублей.


В этом номере часто останавливается Михаил Финберг

В этом году в Несвижском районе планируют «обкатать» и норму Указа № 535. Буквально в этом году на баланс ЖКХ передали нефтебазу – а это более 40 объектов, содержание которых за два месяца превысило 73 млн рублей. «Мы уже обратились в районный исполнительный комитет, чтобы затраты эти нам возместили», — уточняет Светлана Кийко. Опыт прошлых лет учтен – нефтебазу принимали со всеми документами. В ЖКХ надеются, что объект вскоре уйдет с молотка, на его территории можно реализовать крупный инвестиционный проект. Как вариант — можно сделать филиал Несвижского завода медицинских препаратов. А возможно, здесь появится производство котлов по финляндской технологии – переговоры уже ведутся.

Получается, даже самый обременительный актив можно вывести из пассивного режима. Только при этом не пасовать перед трудностями.

Таисия АЗАНОВИЧ 

azanovich@sb.by

Вода с привкусом заводов, мостов и дорог


Пару лет назад на Гродненщине много говорили о серьезной реформе ЖКХ. Дескать, сколько можно работать по старинке? Главную проблему тогда обозначили четко: огромные деньги коммунальщики тратят на содержание неиспользуемых зданий и сооружений, которые десятки лет массово передавались на их баланс. Как ни крути, в конечном итоге все эти затраты ложатся на потребителя услуг. То есть на нас с вами. Удалось ли за два года сдвинуть дело с мертвой точки? Куда сегодня «уходят» закрывающиеся школы, детские сады, магазины и бытовки?

Цифры в жировках продолжают расти. Медленно и осторожно мы все-таки идем к тому моменту, когда придется в полном объеме возмещать затраты на воду, тепло, электроэнергию и другие услуги. Именно поэтому так важно, чтобы себестоимость этих благ цивилизации была чистой. Кому интересно платить полную стоимость, скажем, за воду, если известно, что в нее «вложен» кусок дороги или здание бывшего военного городка? Тем не менее пока цифры неутешительны. Начальник отдела контроля строительного комплекса и ЖКХ Комитета государственного контроля Гродненской области Ольга Курчицкая говорит о недостаточной работе в этом направлении: 

– В 2014 году на балансе жилищно-коммунальных предприятий Гродненщины насчитывалось 450 непрофильных объектов, не связанных с оказанием услуг населению. В прошлом году их было уже 620, из них 394 не используются. Затраты по содержанию также продолжают расти. В 2014 году на охрану и содержание затрачено 7,6 миллиарда рублей, в прошлом – 8,6 миллиарда рублей. Учитывая, что объекты содержатся за счет прибыли организаций, данная ситуация усугубляет финансовое положение предприятий и приводит к вымыванию оборотных средств. В прошлом году в Гродненском облисполкоме этот вопрос рассматривался с участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Говорилось о заключении договоров между райисполкомами и предприятиями ЖКХ на обслуживание непрофильных объектов. Однако ни один договор до сих пор не заключен. 

Комбинат бытового обслуживания в Волковыске


Речь, как видим, идет о больших деньгах. За примерами далеко ходить не надо. Специалисты госконтроля обнаружили: на унитарные жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия Ленинского и Октябрьского районов возложили обязанности по содержанию службы «Одно окно». То есть фактически они выполняют функцию органов управления, проводя работу с гражданами. Так, например, УЖРЭП Октябрьского района к услугам по техническому обслуживанию жилищного фонда необоснованно отнесены затраты по содержанию 5 штатных единиц службы «Одно окно». Сумма ущерба – 273 млн рублей. А это получение субсидий на финансирование части расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению, которое проживает в данном районе, на сумму 149 млн рублей. Указанные службы содержатся за счет прибыли предприятий. За последние два года затраты составили 1,5 млрд рублей. 

Конечно, коммунальщикам неинтересно платить за несвойственные им функции. Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Гродненского облисполкома Олег Шафранский не склонен преувеличивать масштабы потерь, но и проблему замалчивать не стал:

– Результаты рабочей группы не были заявлены столь категорично, чтобы поставить барьер для принятия подобных решений. Они носили, скорее, рекомендательный характер. Методологически содержание непрофильных объектов – вопрос решенный. Но как заставить райисполкомы заключить договоры на их содержание, если у них нет денег? А решать проблему надо. Вот и решают ее за счет коммунальщиков. Сейчас мы стараемся максимально очистить себестоимость своих услуг, чтобы быть готовыми к тому, что рано или поздно придется платить «полным рублем». 

Глава коммунальщиков области рассказал, что в последнее время появилась новая практика – присоединение убыточных предприятий. В Волковыске комбинат бытового обслуживания вместе с долгами присоединили к предприятию «Волковысское коммунальное хозяйство». Это значительно ухудшило его финансовое состояние. Необходимо искать способы погашать убытки, не связанные с жилищно-коммунальной деятельностью. Директору теперь приходится задумываться, как учиться шить и вязать, где закупать нитки и ткани, чтобы получить хоть какую-то прибыль. И это вместо того, чтобы заниматься совершенствованием работы своего предприятия. 

– Ладно был бы объект, который можно развивать на перспективу, но в данном случае такое решение просто губительно, – уверен Олег Шафранский. 

Но кто же принял такое решение? И все ли так однозначно просто? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит съездить в Волковыск. Не лишним будет вспомнить, что десятилетиями бытовики выживали только благодаря господдержке. Годы идут, а проблемы все те же. Специалисты госконтроля выявляют множество нарушений в работе комплексных приемных пунктов на селе и комбинатов бытового обслуживания в городах. В прошлом году на момент очередного мониторинга 12 из 17 комбинатов бытового обслуживания Гродненщины были убыточны. Собственно, Дом быта в Волковыске не стал исключением. Что даст это присоединение? Директор КУП «Волковысское коммунальное хозяйство» Андрей Клусов не стал отвечать на поставленный вопрос. От встречи категорически отказался и по телефону обсуждать сложившуюся ситуацию не стал. 

Председатель Волковысского райисполкома Михаил Ситько, в свою очередь, уверен в том, что принятое решение единственно верное:

– Мы шли к этому полтора года. Несомненно, проще закрыть убыточное предприятие и забыть о нем. Но в конечном итоге вопрос обеспеченности населения, в том числе и сельского, бытовыми услугами все равно бы задали нам. Частники не смогут полностью закрыть все нужды, в деревни они идут неохотно. Надо было как-то спасать бытовку от полного краха. К тому же где вы видите непрофильную деятельность? Коммунальное хозяйство тоже оказывает ритуальные услуги и шьет спецодежду. Разве станет лучше, если в центре города появится пустующее здание и люди будут искать работу? 

Глава района рассуждает по-хозяйски. Так и должно быть. По крайней мере, это ноу-хау в виде объединения бытовой и жилищно-коммунальной служб вполне может оказаться успешным. Заместитель председателя по экономике Татьяна Андрушкевич рассказала, что такой опыт они позаимствовали в Брестской области:

– Мы немного улучшили эту практику, заключив договоры с почтовыми отделениями в деревнях. Сейчас работники почты принимают заказы от сельчан два раза в неделю. Это выгодно и удобно. В целом наблюдается положительная динамика. Ежегодно на бытовое обслуживание из бюджета уходил почти миллиард рублей. Бытовики не могли порой заработать даже на минимальную зарплату. Предприятию катастрофически не хватало оборотных средств, стояли швейный и трикотажный цеха. Сегодня появляются заказы на трикотаж, востребован пошив школьной формы. Перед объединением оптимизировали численность (64 работника) и распродали весь неликвид. Нам уже звонят из других областей, просят поделиться опытом. 

Сложно сказать, насколько именно этот пример отражает работу предприятий ЖКХ с непрофильными активами. Вполне возможно, что ныне убыточное структурное подразделение ЖКХ таковым и останется. Только через некоторое время можно будет подвести итог. В Волковысском районе (как и в других районах области) и без того хватает проблем с пустующими зданиями и сооружениями. Один только бывший военный городок «тянет» из бюджета около 2 млрд рублей ежегодно. Содержать нельзя продать. Где поставить запятую?

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

тanula.к@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter