Жизненные ориентации белорусских и российских студентов

В ключевых жизненных ориентациях белорусских и российских студентов нет принципиальных расхождений. К такому выводу пришли специалисты, проводившие сравнительное социально-психологическое исследование жизненных ориентаций молодежи Беларуси и России.

В ключевых жизненных ориентациях белорусских и российских студентов нет принципиальных расхождений. К такому выводу пришли специалисты, проводившие сравнительное социально-психологическое исследование жизненных ориентаций молодежи Беларуси и России.

Об основных результатах исследования корреспонденту «Знаменки» рассказала доктор психологических наук, директор Центра системных исследований проблем молодежи БГУ Любовь Шумская.

– В исследовании, которое наш центр проводил совместно с учеными и специалистами БГУ, МГУ имени М.В.Ломоносова, РГСУ и СПбГУ, - говорит Любовь Ивановна, - приняли участие 919 студентов названных вузов. Почему именно студенты ведущих вузов Беларуси и России привлекли наше внимание? Во-первых, именно студенчество олицетворяет наиболее перспективную социальную группу молодежи, ее интеллектуальное ядро. В силу этого ценностные установки студентов могут послужить основой для построения модели адекватного запросам времени социального портрета молодежи. Во-вторых, студенты ведущих вузов – это потенциал будущей руководящей элиты своих стран. А значит, анализ их устремлений позволит точнее определить стратегию дальнейшего сплочения двух государств. В то же время хочу подчеркнуть, что результаты нашего исследования нельзя механически переносить на всю молодежь Беларуси и России. Чтобы делать какие-либо общие выводы, необходимо исследовать и другие социальные группы - учащихся школ и колледжей, рабочую, сельскую молодежь и т.д.
На что же ориентируется сегодня белорусское и российское студенчество? По данным исследования, приоритетные позиции в иерархии ценностей студентов занимают любовь, семья, здоровье, личностная самореализация, свобода и профессиональная компетенция.

– Иными словами, для современного студенчества характерны ориентация на профессиональные и индивидуально-личные ценности, – комментирует Любовь Ивановна. – Этим оно отличается от предыдущих поколений, для которых приоритетными были общественные установки личности – гражданская активность, коллективизм и т.д.
Собственно, и в вуз молодые люди поступают прежде всего с целью наиболее полно реализовать свои способности. Причем отрадно то, что подавляющее большинство опрошенных белорусских и российских студентов надеются, что смогут реализовать себя на родине. Только 11,5 процента от общего числа опрошенных выразили намерение уехать в другую страну на постоянное место жительства. В то же время 43,2 процента воспользовались бы возможностью съездить за рубеж для учебы и стажировки, 29 процентов не против «уехать на время, чтобы заработать». А вот 8,1 процента студентов заявили, что не уехали бы ни при каких обстоятельствах.

– Среди современной молодежи все более актуальной становится установка на эмансипацию – стремление к самостоятельному принятию решений, неприятие прямого воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, – продолжает Любовь Шумская. – Причем такая позиция характерна не только во взаимоотношениях со взрослыми, но и со сверстниками. Так, более 80 процентов опрошенных ответили, что в ситуации, если они разойдутся во мнениях со своей дружеской компанией, то поступят по-своему, невзирая на мнение большинства. И только около 4 процентов готовы принять точку зрения большинства.
Интересно и то, что для молодежи существенно выросло значение религии, веры.

– По данным опроса, проведенного нами в 1997 году среди белорусских студентов, только для 16 процентов респондентов религия играла значимую роль, – говорит Любовь Ивановна. – А нынешнее исследование студентов Беларуси и России показало, что вопросы религии и веры важны для 61 процента опрошенных.
- И все-таки, при всей схожести установок, неужели между студентами наших стран нет никаких различий?
– Различия, конечно, есть, – отвечает директор Центра системных исследований проблем молодежи. – Например, мы просили студентов определить для себя иерархию ценностей в цепочке «деньги – труд – власть – свобода». Студенты БГУ на первое место поставили «труд», а за ним в порядке убывания следовали «свобода», «деньги» и «власть». А вот студенты МГУ отдали приоритет такой категории как «власть», «труд» же оказался у них на третьем месте. Здесь можно заметить, что семья и труд являются традиционно приоритетными ценностями белорусов на протяжении веков. И, как видим, те же установки сохраняются и у современной молодежи.
По мнению Любови Шумской, результаты проведенного исследования позволяют по-новому взглянуть на проблемы молодежи Беларуси и России и должны обязательно учитываться при формировании как внутренней молодежной политики каждой из стран, так и общей политики Союзного государства.

Ольга КИСЕЛЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter