Жизнь за рулем

На прошлой неделе мощный ураган “Хавьер”, сопровождавшийся сильными морозами, обильным снегопадом и метелями, обрушился на Беларусь.

На прошлой неделе мощный ураган “Хавьер”, сопровождавшийся сильными морозами, обильным снегопадом и метелями, обрушился на Беларусь. Не все оказались готовы к сложным погодным условиям, каких страна не знала более полувека, что привело к заторам на дорогах, многочасовым пробкам и многочисленным ДТП, отягощенным гибелью людей. Об уроках, которые преподал ураган всем белорусским автолюбителям, корреспондент “НГ” побеседовал с профессиональными автомобилистами Сергеем Овчинниковым и Анатолием Шимаковским (на фото).

Известный белорусский автогонщик Анатолий Шимаковский только-только разменял четвертый десяток, но, несмотря на молодость, за рулем — уже четверть века.

А начинал Анатолий Шимаковский свой путь в автоспорт, как и звезды “Формулы-1” Михаэль Шумахер и Кимми Райконнен, с картинга. За десять лет занятий картингом стал шестикратным чемпионом Беларуси и решил поменять спортивную специализацию, перешел в раллийные гонки.

— Анатолий, вы занялись ралли, потому что картингом можно заниматься только до определенного возраста?

— Нет, картинг — самостоятельный вид автогонок и им можно заниматься всю жизнь. По картингу проводится чемпионат мира и масса других престижных гонок, но так получилось, что в 2001 году я весь сезон отработал механиком в команде, которая участвовала в ралли, после чего и решил пересесть на более мощное авто. В том же году состоялся мой дебют на раллийных трассах в Украине, где я выступал на “жигулях” восьмой модели — ВАЗ-2108. С той поры я выступаю только в ралли, в настоящий момент — на полноприводном гоночном автомобиле Subaru Impreza WRX STI. Выступаем мы на чемпионатах Беларуси, Чехии, прибалтийских стран. Мы — это я и штурман Анатолий Околович, который с этого года заменил в нашем экипаже Алексея Кректуна.

— Кто вас привел в спортивную секцию?

— В секцию картинга в 1991 году меня привел отец, который сегодня является моим тренером и механиком нашей команды. Первый раз за руль маленького автомобиля я сел в шесть лет. Но тогда в секцию картинга принимали с десяти лет, и я три года смотрел, как тренируются и соревнуются другие. Потом специальным решением Федерации автоспорта меня в девять лет зачислили в секцию картинга Республиканского спортивно-технического клуба “Боровая”, где мой отец тогда работал тренером по кольцевым автогонкам.

— Отец автогонщик, сын автогонщик, получается целая спортивная династия?

— Папа — мастер спорта по трем видам: велоспорту, мотоспорту и автоспорту, неоднократный чемпион Беларуси по автогонкам. Моя старшая сестра тоже занималась картингом. Действительно, спортивная династия.

— Ваши навыки профессионального автогонщика помогают, когда вы садитесь за руль обычного автомобиля?

— Конечно, в любой ситуации все отработано до автоматизма. Многое дал картинг, потому что там все гонки проходят на грани срыва, на грани заноса. И когда ты почувствовал эту грань, тогда автомобиль становится частью тебя, а ты сам можешь считать себя гонщиком. А на улицах города за рулем обычного автомобиля любой гонщик никогда не будет излишне рисковать, потому что он знает, какие печальные последствия это может повлечь.

— Где вы были, когда над Беларусью бушевал ураган “Хавьер”?

— С семьей ехал на автомобиле в Вильнюс.

— Оказались в самом центре событий?

— Можно и так сказать, хотя особых трудностей не было. Были снежные заносы, но мой опыт гонщика мне помог. Буквально в январе мы в сильную метель ехали первый этап чемпионата Беларуси. Хотя для большинства обычных водителей езда в условиях снежной бури — настоящий экстрим. Зимой нужно все делать плавно: плавно набирать скорость. А если на пути снежный занос, нужно немного сбросить скорость, но не тормозить, преодолевать его на безопасной скорости, тогда автомобиль не теряет контакта с дорогой, остается в управляемом устойчивом положении и имеет достаточную инерцию, чтобы преодолеть полосу снега. Также в этих условиях, чтобы обозначить себя, нужно включать не габариты, а ближний свет. И таких нюансов много, просто каждый водитель должен искать возможности, чтобы повышать свое водительское мастерство.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter