Уроки длиной в 90 лет: наш корреспондент встретился с династией сельских учителей

Жизнь вокруг школы

Учитель-дефектолог Ирина Александровна СУГАК
Во дворе школы в поселке Мухавец Брестского района шумят вековые сосны. Над стадионом звенит детское многоголосье. Стайки птиц радуются теплой погоде, носятся над изумрудным газоном, галдят, перелетают с ветки на ветку. На школьном крыльце встречаемся с учителем истории Юлией Борисюк. Она — представитель местной династии педагогов. Семейный учительский стаж приближается к отметке 90 лет. Чем не повод для гордости?

«Половина жителей поселка — мамины ученики»

Школа в поселке Мухавец — одна из самых больших в Брестском районе. Здесь учится около 400 ребят. Десять лет назад здание капитально отремонтировали, пристроили новый корпус начальной школы.

Хитросплетениями коридоров идем в учительскую. Здесь знакомимся с сестрой Юлии Ириной Сугак и ее дядей Владимиром Александровичем. Они — продолжатели дела, которому всю свою жизнь посвятила их мама и бабушка, отличник народного образования БССР Татьяна Васильевна Босацкая. Она 34 года работала учителем русского языка и литературы, истории, заместителем директора по воспитательной работе. В 1990 году ушла на заслуженный отдых.

Владимир Александрович раскладывает на столе старые фотографии, распечатки, письма. На этих страницах — большая история замечательной семьи:

— Моя мама родилась недалеко от Бреста. После школы поступила в пединститут имени Горького, получила специальность учителя русского языка и литературы. Когда открывалась школа в Мухавце, ее пригласили на работу. Она согласилась. В 1976 году стала учителем истории и обществоведения. Всю жизнь Татьяна Васильевна посвятила школе, ребятам, любимому делу. Ее работа отмечена 32 грамотами. К сожалению, сейчас у мамы проблемы со здоровьем — недавно случился инсульт.

Стараниями Татьяны Васильевны в поселковой школе появился музей боевой и трудовой славы. Один из лучших школьных музеев в СССР. Его открыли в 1975 году. Событие приурочили к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. К этому периоду нашей истории у Татьяны Васильевны всегда было особое отношение.

«Среднее» и «младшее» поколение сельской педагогической династии — Юлия БОРИСЮК Ирина СУГАК и Владимир БОСАЦКИЙ.

В 1967 году под ее руководством началась кропотливая поисковая работа. Ее цель — установить фамилии членов семей красноармейцев и местных жителей, которые были расстреляны в урочище Плянта. Позже, когда готовилась к изданию книга «Память. Брестский район», Татьяна Босацкая с учениками обошли все населенные пункты сельского Совета, собирали информацию о погибших мирных жителях и участниках Великой Отечественной войны.

Интересный момент: когда-то юная учительница заплатила фотографу, чтобы он запечатлел всех сельчан — участников Гражданской войны. Фотографии сохранились до сих пор. Они собраны в школьном музее, на тематическом стенде.

— Мама жила школой. Помимо уроков, занималась музеем, работой в клубе «Поиск», вела переписку с участниками войны, собирала воспоминания, проводила экскурсии, организовывала поездки для ребят по всему Советскому Союзу, — вспоминает Владимир Александрович. — При таком активном образе жизни в ее характере сочетаются два, на первый взгляд, взаимоисключающих качества — мягкость и принципиальность. За преданность любимому делу ее помнят и уважают до сих пор. Половина жителей нашего поселка — мамины ученики.

Татьяна и Александр БОСАЦКИЕ.

Всегда «в теме»

Муж Татьяны Васильевны Александр Георгиевич тоже оставил свой след в истории школы. На протяжении пяти лет он вел уроки труда и черчения. Сейчас ему 85. В прошлом году супруги отметили 60-летие совместной жизни.

— Несмотря на почтенный возраст, отец ведет активный образ жизни. Ухаживает за огородом, помогает маме. Такая активность нас, разумеется, очень радует, — рассказывает Владимир Александрович, листая семейные фотографии.

Он признается: быть учителем не мечтал. Видел, как тяжело маме. Она уходила рано утром, возвращалась вечером уставшей и измотанной. Не раз засыпала среди ночи прямо над стопками тетрадей. Владимир Босацкий после школы поступил в Таллинское военно-политическое училище, служил в Калуге, Туркменистане, Сибири. В 1991 году после развала Советского Союза решил вернуться на родину. Пытался найти себя в бизнесе, но не сложилось:

— Тогда я вспомнил, что, помимо военной специальности, у меня есть гражданская — учитель истории и обществоведения. Решил попробовать себя на новом поприще. Попробовал. Не успел оглянуться, а за плечами уже 25 лет учительского стажа. Помимо истории, преподаю допризывную подготовку и трудовое обучение. А еще готовлю юных пожарных, занимаюсь с ребятами краеведением в объединении «Хуторок». В нашем этнографическом музее собраны удивительные экспонаты!

О своей работе педагоги рассказывают увлеченно. Говорят, рядом с мальчишками и девчонками не соскучишься — всегда чувствуешь себя молодым. Юлия Борисюк улыбается:

— Работая с детьми, всегда находишься «в теме». Мы зарегистрированы во всех соцсетях, знаем современные гаджеты и девайсы. Важно быть интересным ребенку, разговаривать с ним на одном языке. Те же социальные сети — это продолжение образовательного процесса. Вот, например, наша группа ВКонтакте. Здесь мы с десятиклассниками делимся интересными ссылками, что-то обсуждаем. Это неформальное, но очень полезное общение.

Хороший пример

Юлия БОРИСЮК с учениками во время одной из экскурсий.
То, что ей предначертан путь педагога, Юлия Борисюк поняла, еще будучи школьницей. Любимый предмет — история — давался легко и непринужденно. В 1998 году Юлия поступила на истфак Брестского педагогического университета имени А.С. Пушкина. Со второго курса начала работать в школе. Утром вела уроки, во второй половине дня слушала лекции. Теперь Юлия Александровна, как и ее бабушка, водит детей в походы, занимается музейной экспозицией. Недавно школьники ездили в берлинский Трептов-парк. Посещали концлагерь Майданек на окраине Люблина:

— Такие поездки дают гораздо больше, чем теоретические занятия на заданную тему. Майданек ребят поразил и шокировал. Печи, горы обуви, трубы крематория… Это лучшая лекция на тему войны и мира.

О своих учениках педагоги тоже рассказывают охотно. С ними проблем не возникает — в поселке все друг друга знают, каждый на виду. Своих школяров педагоги учат не только грамоте, но и не менее важным вещам — быть терпимыми, толерантными, в любой ситуации оставаться человеком.

В кабинете Ирины Сугак расставлены настольные игры, детские книжки, викторины, развивающие игрушки и тренажеры. Рабочая обстановка. Ирина Александровна — дефектолог, работает с особенными детьми. В 2006 году окончила геофак в Бресте, потом получила специальность учителя-дефектолога. Свои знания и умения применяет на малой родине — 10 лет назад в поселковой школе открыли пункт коррекционно-педагогической помощи:

— Нашу школу также посещают детишки-аутисты, ребята с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи. Они ходят в обычные классы, но зачастую занимаются по отдельным программам, посещают дополнительные занятия. Они учатся жить в социуме, а здоровые ребята учатся не обращать внимания на физические или интеллектуальные недостатки человека. Приятно, что даже в самых «шустрых» классах эти мальчики и девочки чувствуют себя спокойно и уверенно. Они знают, что их никто не обидит.

Общий педагогический стаж династии, начало которой положила Татьяна Босацкая, почти 90 лет. Совсем скоро в семье появится еще один дипломированный педагог — одна из четырех дочек Владимира Александровича в следующем году оканчивает факультет физического воспитания Брестского педагогического университета. В том, что Валентина станет хорошим учителем, можно не сомневаться. Ее близкие подают ей отличный пример профессионализма и преданности своему делу.

p.losich@gmail.com

Фото автора и из архива семьи БОСАЦКИХ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter