Почему малышам лучше не "быть удобным" ?

Жизнь в замедленном режиме

Редкая мама ребенка 1—3 лет не мечтает о том, чтобы малыш много спал, тихонько играл со своими игрушками и был очень послушным, а не носился по квартире со скоростью урагана или устраивал истерики на пустом месте — одним словом, был «удобным». Между тем именно такое поведение в раннем детстве может стать определенным звоночком и предвестником будущих проблем.



Детей, которых называют медлительными или гипоактивными, по разным статистическим данным, насчитывается до 22%. Речь идет именно об истинной медлительности, связанной с особенностями нервной системы: слабой подвижностью нервных процессов. Обычно такой ребенок не очень быстро думает и говорит, у него замедленные реакции. Проблемы начинаются уже в детском саду, а в школе еще больше обостряются. Гипоактивные дети сложнее включаются в работу, не могут в одном темпе работать с классом, не успевают за перемену переодеться на физкультуру или позавтракать. Особенно сложно ребенку, если у его родителей и педагогов другой личный темп. Специалист психологической лаборатории Минского городского клинического детского психиатрического диспансера Инна Жигалкович-Караман дает советы родителям таких детей. Прежде всего она рекомендует набраться терпения:

— Очень важно понять, что медлительность не пройдет со временем и с возрастом. Темп работы, к сожалению, не зависит от желания ребенка, поэтому не торопите его. Если начать понукать, малыш может начать суетиться, спешить, но работать быстрее не будет, и результат останется прежним. Терпеливо ждите, пока вспомнит правило, пока соберется с мыслями и ответит.

Кроме того, большую роль играет соблюдение дневного режима, а условия и обстановка для занятий должны быть знакомы, привычны, тогда точность и качество работы будут высокими. Стоит помнить: медлительному ребенку трудно переключаться с одной деятельности на другую, а потому не стоит ошарашивать его неожиданным вопросом, пока малыш занят предыдущим заданием. Он или не услышит, или ответит невпопад. Родителям также придется решить для себя, что важнее: оценки любой ценой или психологический комфорт ребенка. Да, медлительный ребенок вряд ли уложится в норматив по скорости чтения, писать он тоже будет медленнее. Техника чтения может быть и небыстрой, но компенсировать это можно основательностью подготовки ответов по прочитанному тексту.

Для того чтобы в школе гипоактивный ребенок чувствовал себя увереннее, можно делать задания дома, разбирать пройденный материал и создавать «запас знаний» и умений на шаг вперед.

— Гипоактивные дети в большинстве случаев очень стеснительны, замкнуты и неуверены в себе. Часто слышат в свой адрес нелестные слова: «Ты тормоз, тюфяк». Самостоятельно не идут на контакт первыми, — рассказывает Инна Жигалкович-Караман. — Они чаще дружат с детьми младшего возраста или противоположного пола, в дружбе честны, так как очень ею дорожат. Поэтому очень важно поддерживать их самооценку на адекватном уровне, оберегать от издевательств со стороны сверстников, да и взрослых тоже.

Чтобы самооценка не упала, специалисты рекомендуют хвалить малыша за каждое достижение, пусть даже самое маленькое. Для этого можно даже искусственно создавать ситуации, в которых ребенок может быть успешен: например, определить собственные обязанности по дому, с которыми он сможет справляться, — поливать цветы, гулять с собакой, накрывать на стол, присматривать за младшим братом или сестрой. При этом родительская похвала должна быть обоснованной и умной: дети с гиподинамичным синдромом тонко чувствуют и не выносят фальшь и грубую лесть. Для гипоактивных детей рекомендуется выбирать такие кружки и секции, где медлительность будет плюсом: например, это могут быть занятия вышивкой или конструирование самолетов. И самый главный совет родителям: выражайте в присутствии других детей и взрослых уважительное мнение о своем малыше и любите его таким, какой он есть.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter