Фестиваль «Балетное лето в Большом» продлил сезон на целую неделю

Жизнь в ударе

Фестиваль «Балетное лето в Большом» продлил сезон на целую неделю
Лето, театр и отдых — одного поля ягоды. Закрывая сезон и отправляясь в традиционный отпуск, театральные труппы подводят итоги, озвучивают планы и вынуждают зрителя выпасть из культурного контекста до сентября. Меж тем жизнь в театрах летом не затихает. Особенно шумно она бурлит в Большом театре. В этом сезоне он прощался с публикой одним из последних. Прощался по–царски — премьерой. Фестиваль «Балетное лето в Большом» продлил сезон на целую неделю: пуанты со стройных ног артисты сняли только 9 июля. Времени на вояжи и круизы у них совсем не осталось — уже через полтора месяца публику ожидает балетная осень. А это опять изнурительные репетиции, тяжелая работа — такова театральная жизнь... Генеральный директор театра Владимир Гридюшко в предвкушении:



— На октябрь запланирована одна из самых долгожданных премьер Большого театра — балет «Жар–птица» в постановке Андриса Лиепы. Его планируем сдать уже 5 сентября. 1 ноября зрители увидят еще один новый балет — спектакль «Лауренсия», балетмейстером–постановщиком которого выступает партнерша Лиепы несравненная Нина Ананиашвили. Что касается оперного репертуара, то он пополнится тремя новыми спектаклями: «Паяцы», «Царская невеста» и новой версией «Кармен» в постановке Галины Галковской.

— От любой премьеры всегда требуют непременного успеха. Имеет ли Большой театр право на неудачу?

— Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Это касается любого театра, не только нашего. Большой имеет свои традиции, историю. Но разговорами о традициях часто прикрывают душевную лень, желание жить в сонном царстве, где никогда ничего не происходит. Мы не должны становиться заложниками стереотипов и превращаться в нечто устаревшее, архаичное. Поэтому мы охотно идем на эксперимент, открывая театр для самой широкой зрительской аудитории. Судите сами — только в этом году театр дал 13 премьер. Открыли сезон четырьмя одноактными операми в Камерном зале им. Александровской. Одновременно показали на большой сцене мировую премьеру балета «Витовт». Затем впервые в истории белорусского балета в репертуаре появилась постановка в стиле модерн — «Шесть танцев» Иржи Килиана. А дальше — экзотические «Семь красавиц» и одно из лучших, на мой взгляд, произведений Вагнера «Летучий голландец». В феврале мы показали новую сценическую версию оперы «Риголетто», чуть позже репертуар пополнил «Вечер одноактных балетов». Завершила театральный сезон «Пиковая дама» Чайковского в постановке известного болгарского режиссера академика Пламена Карталова. Поверьте, выдержать такой темп нам было непросто.

— К чему тогда устраивать такую гонку по созданию спектаклей? Во всем мире норма для репертуарных театров — 2 — 3 премьеры в год.

— Мы были просто вынуждены пойти по этому пути. После реставрации театра в 2009 году оказалось, что многие спектакли не могут вернуться на обновленную сцену: их сценография устарела, сменилось поколение исполнителей. Поэтому нам пришлось создавать новые спектакли, в том числе сохраняя знаковые названия. К слову, в Европе вы не найдете ни одного театра, где бы шли спектакли, которым больше тридцати лет. А у нас таких было большинство. Поэтому мы активно включились в гонку по созданию новых спектаклей. Из 74 постановок, которые сейчас есть в репертуаре, более 45 поставлены за последние пять лет. Но больше такими темпами работать мы не будем. По 2 — 3 оперных и балетных спектакля в год, считаю, вполне достаточно.

— Владимир Павлович, а как соотносятся бюджетная и внебюджетная части средств? Министерство культуры уже неоднократно ставило перед театрами задачи по увеличению собственных доходов. Как это поручение выполняется Большим театром?

— В Европе субсидии театральным учреждениям из госбюджета, как правило, составляют порядка 70 — 80%. У нас же собственная выручка Большого театра в общем объеме финансирования — 30%. Это нормальная мировая практика. И мы ее придерживаемся. Наши доходы — это деньги от реализации билетов плюс поддержка партнеров. Благодаря им публика имеет возможность ежегодно посещать «Вечера Большого театра в замке Радзивиллов», Минский международный рождественский оперный форум, Большой новогодний бал и увидеть наш новый проект «Балетное лето в Большом», который тоже, надеемся, станет ежегодным.

— Помню, ходили разговоры о создании Попечительского совета при театре. Но потом вы от этой идеи отказались. Почему?

— Не важно, как назвать. Дело не в этом. У нас есть друзья и партнеры, с которыми мы сотрудничаем не первый год. Их все знают, их имена указаны на афишах. Вопросы бюджета и финансирования мы решаем на общих встречах. Придавать идее красивое официальное название не вижу никакого смысла.

— А как выстроены производственные отношения в театре? Вы как генеральный директор сосредоточены исключительно на финансово–хозяйственной деятельности или также влияете на творческий процесс?

— Генеральный директор отвечает за все, на то он и руководитель театра. Но руководить — это не значит давать советы по поводу и без повода. В балете главный — художественный руководитель, в опере есть главный режиссер, главный хормейстер, заведующий труппой солистов. И каждый из них сам знает, как и что делать. Было бы абсурдно, если бы я приходил на репетиции и давал советы Трояну (Юрий Троян — художественный руководитель балета театра. — Прим. авт.). Моя задача — помогать, а не вмешиваться. Советы режиссеру–постановщику тоже не даю — это его спектакль, его концепция. Если мы доверяем человеку, то доверяем до конца. Другое дело — принять или не принять спектакль в целом. Но даже по итогам сдачи решение принимаю не я один, а весь худсовет. Я работаю генеральным директором уже 5 лет. Вы слышали хоть об одном скандале, связанным с моим именем? Нет. Их не было и не будет. В нашем театре мы выстраиваем отношения таким образом, чтобы все было прозрачно и доступно. То, что происходит в российском Большом и в других творческих коллективах, я комментировать не хочу. Единственное, мне жаль, что за этими производственными разборками они забывают о главном — о зрителе.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия №137 (24520). Среда 23 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter