Жизнь в цифрах

За 10 лет «вес» средней зарплаты вырос с 58 до 103 кг говядины

Развитие государства, эффективное функционирование органов государственной власти и управления неразрывно связаны с наличием объективных и достоверных данных. 23 августа исполнилось 90 лет со дня образования органов государственной статистики Беларуси. Этот день в соответствии с указом Президента Республики Беларусь отмечается как профессиональный праздник статистиков республики. Вчера глава государства поздравил сотрудников отрасли с профессиональным праздником. О развитии белорусской статистики и ее достижениях рассказал председатель Национального статистического комитета Владимир Зиновский (на снимке).

— В каком направлении развивается сегодня белорусская статистика? Какие новые задачи ставятся перед Белстатом?

— В Республике Беларусь сформирована статистика, соответствующая международным стандартам. Вместе с тем мы понимаем, что останавливаться на достигнутом нельзя. Этого требует современный этап развития общества, который характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, а также увеличением потребности пользователей в статистической информации. Уже сегодня многое сделано, а также заложен фундамент для развития по тем направлениям статистики, которые являются приоритетными. В частности, внедрение современных технологий сбора, обработки и распространения данных (сбор государственной статистической отчетности в электронном виде), расширение применения выборочных методов проведения государственных статистических наблюдений, внедрение и развитие новых отраслей (статистика информационно-коммуникационных технологий, инноваций и др.). При этом новый толчок в развитии получат и традиционные отрасли.

Все это позволит в дальнейшем сократить нагрузку для организаций-респондентов государственных статистических наблюдений, минимизировать расходы республиканского бюджета, повысить качество распространяемых статистических данных.

— Ситуацию в Беларуси изучают множество аналитических и социологических центров (как отечественных, так зарубежных и международных). Нередко их данные расходятся с цифрами официальной статистики. По какой причине это может происходить? Какие в Беларуси приняты стандарты относительно статистической информации, которые гарантировали бы ее качество?

— Главная задача, стоящая перед Белстатом, — в организации своей деятельности — обеспечение высокого уровня качества предоставляемой пользователям статистической информации, соответствующей международным стандартам и отвечающей потребностям современного уровня экономического развития Беларуси. Учитывая высокое внимание к вопросу повышения качества государственной статистики в первую очередь со стороны пользователей статистической информации, Белстат приступил к проведению комплекса работ, направленных на разработку методологических подходов по оценке качества статистической информации.

Для реализации этого направления, а также с целью обеспечения высокого качества предоставляемой пользователям статистической информации, Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь разработана и утверждена методика по оценке качества статистических данных (информации). Эта методика полностью соответствует международной статистической практике. При ее подготовке был изучен и использован опыт различных стран как ближнего зарубежья (Россия, Казахстан и иные), так и Канады, Германии, Испании, изучены материалы европейских конференций по качеству статистической информации.

Методика определяет в соответствии с международными стандартами основные понятия и стандартные требования, предъявляемые к качеству статистических данных, а также регламентирует методологическую основу работы по повышению качества статистических данных.

В основу методики заложены восемь критериев качества статистической информации. Это целостность, востребованность, достоверность, точность, своевременность, доступность, интерпретируемость, согласованность.

В настоящее время мы находимся на этапе организации и проведения экспериментальных оценок качества. В следующем году предусмотрено осуществление оценки качества статистических данных (информации), основанной на указанной методике, всех государственных статистических наблюдений, проводимых органами государственной статистики. В последующем данная работа будет проводиться на регулярной основе.

Ну а что касается различий в оценках наблюдаемых социально-экономических явлений, то они могут быть обусловлены различиями в методологии построения показателей, в методах сбора исходных данных, в целях исследования, наконец. Применяемая органами государственной статистики республики методология проведения государственных статистических наблюдений соответствует международным стандартам, официально опубликована и поэтому доступна каждому.

— Постепенное падение покупательной способности белорусского рубля совершенно нормальный, закономерный процесс, который происходит в долговременном периоде с валютой практически во всех странах. Однако обыватели часто недоумевают: инфляция в стране 4—6 %, а денег, скажем на питание, за тот же период стало уходить несколько больше. Насколько этично индекс потребительских цен «прикладывать» к личной потребительской корзине? Насколько так называемая личная инфляция может отличаться от ИПЦ?

— Дело здесь не в экономической неграмотности населения и не в хитростях статистических расчетов. При расчетах индекса потребительских цен учитывается не только изменение цены (тарифа) на товар (услугу), но и средняя фактическая структура потребления населением товаров и услуг. Естественно, что структура расходов каждой конкретной семьи может отличаться от средней структуры расходов населения на потребительские цели по республике. Поэтому и мнение об уровне изменения цен на потребительские товары может быть разным. Наименее обеспеченные слои населения более остро реагируют на изменение цен на основные продукты питания и стоимости жилищно-коммунальных услуг, услуг пассажирского транспорта, поскольку в их структуре расходов это основные статьи. Исходя из структуры их расходов, они считают, что инфляция в стране более высокая, чем официально опубликованная. Экономисты охарактеризовали это явление как «личная инфляция».

Национальный статистический комитет Республики Беларусь, помимо общего индекса потребительских цен, осуществляет расчеты этого показателя для пяти процентов наименее обеспеченных семей и пяти процентов наиболее обеспеченных семей, включенных в выборочное государственное статистическое наблюдение — выборочное обследование домашних хозяйств. Так, при общем значении инфляции в республике за семь месяцев 2010 года, равном 4,4 %, прирост индекса потребительских цен для пяти процентов наименее обеспеченных семей, участвующих в обследовании, составил 3,3 %, для пяти процентов наиболее обеспеченных семей — 5 %. Это объясняется тем, что в текущем году в большей мере возросли цены на товары, не характерные для потребления семей с низкими доходами, такие, как легковые автомобили и бензин.

Кроме того, на основе предоставляемых Белстатом данных о ценах на потребительском рынке республики Министерством труда и социальной защиты ежеквартально рассчитывается стоимость минимальных наборов потребительских товаров и услуг для различных социально-демографических групп населения.

— Инфляция — понятие достаточно широкое. Тем не менее в Беларуси под этим показателем чаще всего подразумевают индекс потребительских цен. На каком уровне находятся другие показатели, характеризующие покупательную способность национальной денежной единицы?

— Индекс потребительских цен является наиболее распространенным показателем инфляции, поскольку позволяет оценивать это явление оперативно. А показатель покупательной способности национальной денежной единицы является всего лишь величиной, обратной индексу потребительских цен. Характеризуя влияние инфляции на уровень жизни населения, правильнее использовать показатель покупательной способности доходов населения или среднемесячной заработной платы, поскольку и доходы, и заработная плата, в том числе в условиях инфляции, как правило, возрастают, хотя и непропорционально росту цен.

Изменение покупательной способности населения Беларуси можно проиллюстрировать, например, количеством продуктов питания, которое можно приобрести на среднемесячную заработную плату рабочих и служащих.

Так, если в декабре 2000 года на среднемесячную заработную плату рабочих и служащих в республике можно было приобрести говядины 58 кг, то в декабре 2005 года — 94 кг, а в июне 2010 года — 103 кг, свинины — соответственно 39, 88 и 118 кг, мяса птицы — 53, 107 и 150 кг, молока — 458, 740 и 819 л, масла сливочного — 49, 79 и 86 кг, сметаны — 98, 165 и 189 кг, сахара — 163, 394 и 442 кг, хлеба ржано-пшеничного — 290, 638 и 744 кг. Как видно из приведенных данных, в 2010 году покупательная способность по основным продуктам питания по сравнению с 2000 годом увеличилась почти вдвое, а по некоторым — втрое и более.

— В различных аналитических материалах часто приходится видеть сравнения макроэкономических параметров нашей страны и соседних государств. Насколько такие сравнения этичны? Ведь, насколько мне известно, тот же индекс потребительских цен рассчитывается даже в странах СНГ несколько по-разному. Ведет ли Белстат разработки агрегированных показателей уровня и качества жизни населения? Рассчитываются ли в республике индексы, которые бы отражали комплексно благосостояние людей, учитывая не только их доходы и уровень цен, но и степень развития инфраструктуры, социальные гарантии, другие преференции и экономические блага, которые люди получают в рамках государственных программ?

— Методология построения и расчетов индекса потребительских цен в Республике Беларусь создавалась в 1992—1993 годах специалистами Национального статистического комитета (тогда — Госкомстата) при непосредственном участии экспертов Международного валютного фонда. Такую же методологическую помощь в организации наблюдений и осуществлении расчетов индекса потребительских цен международные организации оказывали и другим странам СНГ. Методология расчетов индексов потребительских цен, используемая Белстатом, полностью соответствует требованиям международных стандартов, что подтверждается тем, что индекс потребительских цен по Республике Беларусь публикуется в рамках Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда (ССРД МВФ). Международные организации (МОТ, МВФ, ОЭСР, ЕЭК ООН, Всемирный банк) создали «Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика», которое обобщает теоретические подходы к расчету индекса потребительских цен и используется на практике в расчетах во всех странах СНГ.

Для характеристики уровня и качества жизни населения Белстат в настоящее время использует систему показателей. Среди них — демографические показатели (численность населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень младенческой и материнской смертности), показатели условий труда и занятости, материальной обеспеченности (ВВП на душу населения, реальные доходы населения, структура потребительских расходов, имущественная обеспеченность), показатели дифференциации населения по уровню доходов (распределение населения по размеру среднедушевых располагаемых доходов, удельный вес населения с располагаемыми доходами ниже бюджета прожиточного минимума, коэффициент фондов, индекс Джини) и ряд других.

Используемая совокупность показателей достаточно полно, на наш взгляд, отражает характеристики уровня и качества жизни в стране.

В международной практике в качестве интегрального (агрегированного) индикатора уровня жизни населения используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является общепризнанным универсальным показателем и позволяет проводить межстрановый сравнительный анализ во времени.

В числе главных компонентов этого индекса — ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, уровень образования и благосостояния. Взятые вместе, они отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток, выражаемый через валовой внутренний продукт в расчете на душу населения.

Еще раз отмечу: этот показатель используется для межстрановых сравнений. Применение ИРЧП для характеристики развития отдельно взятого региона является недостаточным, поскольку использование при расчете индекса только 3 составляющих не позволяет получить полную характеристику положения человеческого развития в стране.

В связи с этим важным этапом работы Белстата является разработка методологии построения интегрального индекса для комплексной оценки благосостояния населения республики, определение основных его компонентов. Приведение к единому знаменателю многочисленных показателей, характеризующих уровень жизни населения, крайне трудная задача. Но мы планируем ее решить.

При расчете индекса будут использованы не только показатели материальной обеспеченности, но и индикаторы, характеризующие демографическое развитие, рынок труда, степень развития инфраструктуры, экологическую ситуацию и другие стороны жизнедеятельности человека.

Разработка такого интегрального индекса позволит в дальнейшем обеспечивать проведение сравнительной оценки социально-экономического развития регионов республики.

Что касается международных сопоставлений макроэкономических показателей, то чаще всего для сравнительной характеристики уровня экономического развития стран используется валовой внутренний продукт. Наиболее объективным методом оценки, отражающим уровень развития стран в единой валюте, считается оценка валового внутреннего продукта на душу населения на базе паритетов покупательной способности (ППС). ППС — это показатель, отражающий количество товаров, которое можно приобрести за единицу валюты в сравниваемых странах. Расчеты ППС и, как следствие, сравнение макроэкономических показателей разных стран осуществляются в рамках Программы международных сопоставлений ООН. Эта работа осуществляется по единой для всех стран, участвующих в программе, научно обоснованной методологии, и поэтому вопроса этичности международных сравнений просто не существует.

В заключение я хотел бы напомнить читателям, что на официальном интернет-сайте Национального статистического комитета (www.belstat.gov.by) имеется рубрика «Анкета для пользователей сайта», посредством которой можно обратиться в Белстат и получить ответы на интересующие вопросы.

-----------------------------------

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил работников органов государственной статистики Беларуси с 90-летием со дня образования этой структуры и профессиональным праздником.

Дорогие друзья!

Сердечно поздравляю вас со знаменательной датой — 90-летием со дня образования органов государственной статистики и профессиональным праздником — Днем работников государственной статистики.

Начав свое становление в 1920 году, органы статистики сформировались в одну из важнейших составляющих системы государственного управления, которая успешно обеспечивает и общество, и органы власти всесторонней, объективной информацией.

Результаты слаженного труда работников государственной статистики создают основу для принятия оптимальных управленческих решений, помогают определить верный курс дальнейшего развития страны.

Особое значение ваша деятельность приобретает в условиях активных социально-экономических преобразований, направленных на укрепление национальной экономики и повышение жизненного уровня населения.

Убежден, что ежедневным напряженным трудом, преданностью своему делу, ответственным исполнением профессионального долга вы и впредь будете вносить достойный вклад в процветание Республики Беларусь.

В день юбилея от всей души желаю работникам государственной статистики крепкого здоровья, счастья, неиссякаемой энергии и оптимизма.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter