Жизнь в особых условиях

На Слутчине установили памятную доску в честь разведчика Зефира

Вчера на Слутчине благодарные земляки установили памятную доску в честь легендарного советского разведчика Зефира

Под таким псевдонимом 22 года без провалов и поражений работал знаменитый нынче на весь мир разведчик-нелегал Михаил МУКАСЕЙ (на снимке). Судьба не единожды жестко испытывала его.

Родился Михаил Исаакович Мукасей в 1907 году в деревне Замостье Слуцкого уезда Минской губернии в еврейской семье. В 18 лет молодой человек отправился учиться на рабфак в Ленинград. Потом работал на Балтийском судостроительном заводе и учился в Институте восточных языков, специализируясь на бенгальском и английском. В 1937 году стал слушателем школы разведуправления РККА. По понятным причинам с этого времени его биография долгое время была за семью печатями.

Для снятия грифа секретности понадобилось более полувека. Тогда о легендарной семье Мукасей заговорили во весь голос. Свое первое большое задание супруги получили по линии военной разведки. Действовать пришлось в США, в Лос-Анджелесе. Положение семейной пары было вполне легальным. Дело в том, что в 1939 году Михаил Мукасей официально был назначен советским вице-консулом. Позже к нему приехала жена Елизавета с двумя маленькими детьми.

Там, в сердце Америки, легко было заводить знакомства с нужными людьми, имеющими деньги, власть, а нередко и немалое влияние на всю мировую политику. Известно, например, о дружбе семьи Мукасей с Чарли Чаплиным. А писатель Теодор Драйзер называл их Майкл и Лиз. Часто бывал в гостях у русских дипломатов музыкант Леопольд Стоковский.

Информация, которую супруги передавали из Лос-Анджелеса, высоко ценилась в Москве. Задания, особенно после начала войны, следовали одно за другим. Пожалуй, одним из самых важных и ответственных поручений было выяснить, собирается ли в ближайшее время Япония вступить в войну на стороне гитлеровской Германии?

От ответа на этот вопрос зависело слишком многое. Сигнал разведчиков о занятой японцами выжидательной позиции позволил советскому командованию перебросить с Дальнего Востока десятки укомплектованных, бое-способных и обученных дивизий на Западный фронт.

В 1943 году американская командировка закончилась. Супруги вернулись в Москву. Вскоре Михаил Мукасей был назначен заместителем начальника учебной части разведшколы, а его жена стала секретарем художественного совета МХАТа. Однако недолго им довелось пожить мирной жизнью. Уже через четыре года супругам предложили пройти курс спецподготовки для работы в особых условиях.

После освобождения Беларуси выяснилось, что родители и все родственники Михаила Мукасея, оставшиеся на оккупированной территории, погибли. Почти всех жителей еврейского поселка Замостье фашисты расстреляли. Это стало еще одним веским аргументом для беспощадной борьбы с ненавистным врагом…

В 1955 году, когда Мукасею исполнилось 48 лет, начался новый, более чем двадцатилетний период работы в качестве разведчика-нелегала. Работа под прикрытием в консульстве хоть и была сложной, но все же не требовала «перевоплощения» в совсем другого человека. Участь нелегала — это фальшивые документы, выдуманные биографии, разлука с детьми и тысячи других больших и малых неудобств.

Основной работой семьи Мукасей стала организация двусторонней связи с Москвой для других разведчиков при помощи рации. В центр шли шифровки от советской резидентуры из зарубежья, в ответ разведчики получали инструкции и новые задачи для исполнения.

— Приходилось много разъезжать, устраивать тайники, организовывать встречи. Стоило хоть кому-то из работавших на Москву резидентов попасть под подозрение, и контрразведка неминуемо вышла бы на нашу семью, — вспоминал Михаил Мукасей.

На первых порах прикрытием Мукасеям служило предприятие по торговле мехами. К большой радости компаньона, Михаил полностью доверил тому ведение дел, а сам долго занимался поиском подходящего дома, из которого было бы удобно вести радиообмен с Москвой.

США, Израиль… Кроме обязанностей радистки, Эльза выполняла и множество других заданий руководства. Однажды ей пришлось выступить в роли двоюродной сестры советского разведчика-нелегала, который умирал в чужой стране. Елизавета Мукасей, не рассекретив себя, помогла похоронить его по-человечески.

Кочевой образ жизни, полный опасностей и всякого рода бытовых неудобств, продолжался до 1977 года, когда наконец разведчикам-нелегалам, выдержавшим более 20 лет, как тогда говорили, в стане врага, разрешили вернуться на родину.

Дома Елизавета и Михаил Мукасей передавали свой опыт будущим разведчикам, подготовили несколько учебников и пособий для советских разведшкол. Их работа была отмечена государственными наградами и почетными званиями.

В 2004 году была опубликована книга супругов для массового читателя «Зефир и Эльза. Разведчики-нелегалы». В 2005 году в рамках премии «Российский Национальный Олимп» Мукасеям, как выдающимся разведчикам-нелегалам, был присвоен почетный титул «Человек-легенда»…

Скончался Михаил Мукасей, прожив более 100 лет, в августе 2008-го. Спустя год ушла из жизни его милая и любимая Елизавета. Легендарной Эльзе было 97 лет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter