Совмин и Нацбанк Беларуси приняли совместный план на 2016 год

Жизнь требует уточнений

Совмин и Нацбанк Беларуси приняли совместный план на 2016 год
В конце прошлого года Президент подписал Указ № 504 «О задачах социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016 год», который определил, по какому пути будет развиваться экономика страны в самое ближайшее время. Теперь на свет появился еще один документ, разработанный совместно Правительством и Нацбанком, — «Комплекс мер по решению задач социально–экономического развития Беларуси в 2016 году и макроэкономической сбалансированности». Получается, в наличии у нас есть два нормативно–правовых акта. Один говорит, что предстоит сделать, второй — каким именно образом мы будем добиваться запланированных показателей.


«Комплекс мер включает перечень мероприятий по обеспечению в Беларуси в 2016 году экономического роста и повышению уровня жизни населения при макроэкономической сбалансированности, — так вкратце описали содержание документа в пресс–службе Совмина. — В документ включены меры по развитию внутреннего рынка, предпринимательства, совершенствованию системы управления экономикой, функционирования банковской системы». Программа, стоит сказать, немаленькая — в ней 93 пункта, разбитых на семь разделов. За выполнением каждой строчки плана поручено следить определенному госоргану.

Блок, посвященный внешнеэкономической и интеграционной политике, подразумевает обязательное появление буквально в течение первого квартала Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016 — 2020 годы, появление которой ввиду определенных сложностей с внешней торговлей затянулось. Вместе с тем уже стало понятно, в каком направлении Правительство намерено дальше работать. Так, внимание решено уделить диверсификации нашего экспорта, причем даже оговорена пропорция, в соответствии с которой следует осуществлять поставки товаров за рубеж. На рынок стран ЕАЭС будет отправляться 37,3% экспорта, в государства Евросоюза — 35,2%, на рынки иных стран — 27,5%. Что подразумевается под «иными странами», в Совмине не уточнили. Однако логично было бы предположить, что это те точки на карте мира, на которые до недавнего времени наши экспортеры обращали недостаточно внимания. Также отдельно оговорено увеличение экспорта инвестиционных товаров не менее чем на 10% в другие страны БРИКС, кроме России, то есть в Китай, Индию, Бразилию, ЮАР. Также в Правительстве считают, что Беларусь непременно должна продолжить переговорный процесс с ВТО по поводу вступления в эту организацию.

Для упрощения экспорта обещана либерализация законодательства, регулирующего порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Грядет и упрощение ведения документооборота. Например, уже анонсировано внедрение механизма «единого окна» (или появление Единого портала внешнеторговой деятельности), а также заметное сокращение количества документов, необходимых для оформления внешнеторговых сделок.

Отдельным деловым пунктом в комплексе мер стоит разработка проекта нормативного правового акта, предусматривающего «дополнительное стимулирование сотрудников организаций в целях обеспечения прироста экспорта». То есть существует понимание того, что для исправления ситуации с внешней торговлей важен не столько кнут, сколько пряник.

В документ включены мероприятия в области инвестиционной и инновационной политики. Такие, к примеру, как реализация совместных инвестпроектов в рамках межрегионального китайско–белорусского сотрудничества для привлечения каждым из семи регионов Беларуси не менее 100 млн долларов США прямых инвестиций. В очередной раз в Правительстве вспомнили и про моменты, связанные с развитием Китайско–Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Кстати, детально прописаны в программе и нюансы развития частного предпринимательства. В частности, оговорено совершенствование института поддержки субъектов малого и среднего бизнеса «в соответствии с международной практикой их поддержки и соответствующим проектом со Всемирным банком». Еще один пункт, который однозначно положительно оценят в предпринимательских союзах, — подготовка проекта постановления Совмина, определяющего порядок проведения оценки регулирующего воздействия. На претворении в жизнь таких перемен наши бизнес–ассоциации настаивали последние несколько лет. Речь идет о появлении механизмов, когда, прежде чем принять очередной закон, касающийся напрямую развития МСБ, будет проводиться грамотный анализ, каким именно образом он повлияет на условия ведения бизнеса в стране. Если предполагаемый эффект будет негативным, законопроект будет отправляться на доработку, а то и вовсе в корзину для бумаг.

Какие еще пункты есть в годовой повестке Правительства и Нацбанка:


 разработка проектов программ социально–экономического развития Беларуси и деятельности Правительства на 2016 — 2020 годы;

 обеспечение поставки в страну нефти в объеме 24 млн тонн и ее переработки;

 разработка проекта госпрограммы «Энергосбережение» на 2016 — 2020 годы и программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2020 года;

 создание Агентства по управлению активами и передача ему активов банков, сформированных при кредитовании устойчиво неплатежеспособных сельхозорганизаций;

 снижение затрат на оказание ЖКУ населению не менее чем на 15%;

 разработка проекта концепции закона о промышленной политике;

 формирование Единого электронного реестра административных процедур;

 подготовка комплексной стратегии реформирования и реструктуризации госпредприятий;

 строительство и сдача в эксплуатацию трех логистических центров;

 удержание безработицы в пределах 1,5 — 2%, в том числе за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства на них граждан;

 создание независимого антимонопольного органа;

 проведение гибкой процентной и курсовой политики, уход от валютных интервенций Нацбанка.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 12 (24894). Пятница, 22 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter