Профессиональный бокс вновь задумался о смысле

Жизнь стоит зрелищ

В боксе вновь случился черный день. В бою против Дэйла Эванса за звание претендента на титул чемпиона Великобритании в полусреднем весе умер 25-летний Майк Тауэлл. Колоритный боец по прозвищу Железный оказался на полу уже в первом раунде, а в пятом рефери был вынужден остановить бой. Ключевое слово — вынужден. Не окажись Тауэлл на полу или не потребуй его угол прекращения избиения — месиво в ринге продолжилось бы по сценарию недавнего поединка с участием Криса Юбенка с Ником Блэквеллом. В том противостоянии Юбенк также избивал соперника на протяжении 10 раундов, время от времени отступая на шаг назад и жестами показывая рефери: «Может, уже хватит?» Рефери того поединка, так же как и в случае с Майком Тауэллом, был Виктор Лафлин. Блэквелла спасло то, что секундировавший Юбенку отец в какой-то момент попросил сына не наносить удары в голову и сосредоточиться на корпусе (соперник в итоге «всего лишь» попал в реанимацию). Тауэллу так не повезло. На кону стоял бой за чемпионский титул, и Дэйл Эванс бил до того момента, когда соперник перестал адекватно реагировать на окружающую действительность. Спустя сутки Железный Майк скончался в больнице, так и не приходя в сознание. Этот случай поспособствовал тому, чтобы в который раз поднять вопрос о принципах, которыми живет современный профессиональный бокс.



Вопросов, кстати, куда больше, чем обсуждений судейства. Например, уже постфактум супруга Тауэлла вспоминала, что ее муж накануне поединка жаловался на головные боли, но все равно был допущен медицинской комиссией. Бой уже был запланирован, деньги пущены в оборот, и давать задний ход из-за головной боли никто не собирался. В свою очередь, британские парламентарии в который уже раз запустили обсуждение недостаточного обеспечения безопасности бокса и правомерности его присутствия как вида спорта в олимпийской программе. Момент удобный... Остальные же «вдруг» вспомнили, что профессиональный бокс — это не только раздающие автографы братья Кличко и рекламная истерия вокруг Мэнни Пакьяо или купающийся в долларах Флойд Мэйвейзер. Увы, куда чаще это быстро забывающиеся истории вроде Майка Тауэлла, с трудом пытающегося научиться двигаться Магомеда Абдусаламова, ослепшего Джеральда Маклеллана и еще многих таких же, как они, вместо желанного пояса получивших исковерканную жизнь. По мнению рефери международного класса Сергея Асанова, делать выводы о перспективах бокса на основании трагедии на профессиональном ринге нужно очень осторожно:

— Важно понимать, что профессиональный бокс очень отличается от любительского. Не в последнюю очередь тем, что на олимпийском ринге малейшие сомнения в безопасном исходе боя являются для рефери поводом для моментальной остановки поединка. У профессионалов же несколько другие подходы и цели: больше крови, зрелища, интереса публики... Вот и происходят такие случаи.

— Не считаете ли, что профессиональный бокс перешел грань, отделяющую шоу от опасного для жизни предприятия?

— В чем-то с вами соглашусь. К сожалению, все чаще мы видим, что в погоне за деньгами эту границу легко переступают, не задумываясь о последствиях. Цель оправдывает средства. Хотя, с другой стороны, здесь важен и вопрос профессионализма самих рефери. Точно нащупать грань дозволенного может лишь судья с достаточно большим опытом, который тонко чувствует, к чему может привести тот или иной сценарий развития событий на ринге.

— Сложно определить, что для кого-то из соперников бой может закончиться трагедией?

— Мне — нет. Чаще всего уже в первых раундах я вижу, кто из соперников сильнее и к чему идет поединок. Другое дело, что с профессионалами я не работаю. В олимпийском боксе на каждом семинаре красной линией через все обсуждения проходит безопасность бойцов. Закрались подозрения — останавливай бой. Но теоретически я допускаю, что у профессионалов требования к рефери могут быть несколько другими...



И потому курс на максимальное приближение уже снявшего защитные шлемы, уменьшившего перчатки и создавшего свои полупрофессиональные лиги любительского бокса к профессиональному аналогу не может не вызывать вопросов. Асанов отвечает на них однозначно: «Вряд ли происходящие сейчас процессы повторятся в олимпийском варианте бокса: там достаточно жесткие рамки и критерии». Увы, судя по последним новостям с ринга, критерием все чаще становятся деньги. Большие деньги, для которых в очередной раз подпорченный имидж бокса и чьи-то искалеченные судьбы не значат ничего. И не исключено, что другие новости последних дней о попавшемся на кокаине Тайсоне Фьюри или признавшемся в употреблении всех видов наркотиков Мэнни Пакьяо — фрагменты того же пазла. Картины мира, в котором даже чемпионы вынуждены цепляться за любую возможность сохранить пошатнувшееся после тысяч пропущенных ударов сознание, не сойти с ума и остаться частью красочной витрины. Витрины, прикрывающей вопросы, на которые уже давно пора дать исчерпывающие ответы.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter