Витебская БСМП полностью вернулась к обычному формату работы

Жизнь: продолжение следует

Они были в числе первых. Врачи, медсестры, санитарки — те, кто еще и сам не знал, с какой масштабной бедой столкнулось человечество. Сообщения из интернета, мировые новости и слухи — это одно. А вот когда ты сам встречаешься с постоянно мутирующим «зверем» по имени COVID-19 — это совсем другое. О том, как персонал Витебской больницы скорой медицинской помощи принял удар болезни и победил, рассказывает и.о. главного врача учреждения Александр Винников.

Они боролись за жизнь — врачи-реаниматологи Ольга КАРПЕКО, Алексей КИРЕЕВ и главная медестра лор-отделения Ольга МИРОНОВИЧ.

Не ждали, но были готовы

— Мы включились в борьбу с COVID-19 в числе первых. Сразу же после областной инфекционной больницы, — вспоминает Александр Васильевич. — На подготовку у нас было всего несколько дней. Инфекционка быстро заполнялась, следующими принимать пациентов по четко составленному плану поручили нам. Задача осложнялась тем, что при всем этом требовалось сохранить основную специфику работы — при клинике действует городской травматологический центр, другие остро необходимые людям подразделения. Именно сюда продолжали возить срочных хирургических больных. Острые патологии, ДТП, всевозможные травмы: жизнь продолжалась. Приняли решение в первую очередь освободить под пневмонии отдельно стоящий терапевтический корпус. За сутки распределили лежащих там пациентов — кого выписали на амбулаторное лечение, кого перевезли в другие медучреждения. Из Минска приехала бригада специалистов во главе с министром здравоохранения Владимиром Караником. Они помогли дооснастить больницу необходимым оборудованием, по всем правилам определить и выделить чистые и грязные зоны. В оперативном темпе буквально за день-два (монтажники работали круглосуточно) в палаты и к 24 уже подготовленным реанимационным койкам были подведены более 100 кислородных точек. 

Параллельно с решением непростых технических задач, отмечает руководитель, шло переобучение персонала. До мелочей. Специальные теоретические занятия, где изучали мировой опыт борьбы с незнакомым заболеванием и новые протоколы лечения, сменялись практикумами — до автоматизма оттачивали правила санэпидбезопасности персонала. По десятку раз надевали и снимали противочумные костюмы, отрабатывали нормы поведения в очаге и чистой зоне, проводили учебную дезобработку. 

— Мы же видели, кто первым попал под удары вируса в европейских странах, — врачи. Позволить себе на время потерять квалифицированных медиков мы, конечно же, не могли. Плюс ко всему именно медперсонал в уже охваченных COVID-19 государствах зачастую становился источником заражения пациентов. Поэтому сразу определили, что здоровье врачей, обязанных лечить не себя, а других, важнее всего, — подчеркивает Александр Винников. 

И.о. главного врача БСМП Витебска Александр ВИННИКОВ: «Самое сложное позади».

Одна команда

Итак, терапевтический корпус больницы скорой медицинской помощи в Витебске принял первых пациентов с пневмониями, в том числе вирусными, уже 3 апреля. К тому времени здесь был создан необходимый запас медикаментов и средств индивидуальной защиты, специально подобрали команду медперсонала. Всех возрастных специалистов и тех, кто страдает от хронических болезней, перевели в другие подразделения больницы. Контакты закрепленных за терапевтическим корпусом медиков с остальными сотрудниками больницы практически сразу исключили. Даже обмен какими-либо бумажными информационными носителями был запрещен — использовали для этого интернет, электронную почту, онлайн-консультирование и телемедицину. Для проведения анализов разбили в терапии специальный филиал лаборатории, оборудовали УЗИ-, ЭКГ- и рентген-кабинеты. Когда стали поступать хирургические пациенты с положительным тестом на COVID-19, развернули для них мини-хирургическое отделение. При необходимости доставки биологических жидкостей в другие лаборатории использовали специальные вакуумные системы и автономные боксы для хранения. К тому времени уже многие сотрудники, чтобы избежать риска заражения родных и близких людей, переселились из своих домов и квартир в гостиницу и другие места. 

— Мы постарались создать в больнице возможный максимум удобств для тех, кто работал в очаге. Здесь чаще менялись смены — выдержать многочасовой график в СИЗах сложно даже хорошо подготовленному человеку. Оборудовали для персонала комнаты отдыха — с кушетками, микроволновками и холодильниками. Кстати, это здорово сплотило коллектив и даже теперь помогает в работе. Врачи, медсестры, санитарки, долгое время трудясь в экстремальных условиях и отдыхая бок о бок, несмотря на должностные различия, научились взаимовыручке и взаимоподдержке. Кто-то вовремя включит чайник для другого. Кто-то, улучив минутку, нарежет бутерброды. Кто-то поделится зарядкой для телефона... И сейчас все мы — одна боевая команда, где каждый без слов готов подставить плечо другому в нужный момент, — не сомневается Александр Винников.

Врач приемного отделения Евгений КАЧУРА с первого дня работал на приеме больных пневмониями.

На одном языке с пациентом

Терапевтический корпус заполнили в течение двух-трех дней под завязку. Потом для лечения больных, поступающих массово, задействовали пятиэтажку, где ранее размещалось акушерское отделение. Всех рожениц тоже заранее перераспределили по другим учреждениям. 

— Вы знаете, так получилось, что основной контингент пациентов там был из числа мужской половины, — шутит Александр Васильевич. — Это стало поводом для здорового юмора. Мы привыкли, что под окнами нашего роддома обычно дежурят и криками подзывают под окошко своих благоверных молодые папы. А теперь получилось наоборот — сюда приходили их жены в надежде увидеть супруга. Мужчины же смеялись: вот и нам, мол, довелось в роддоме полежать. 

Сегодня руководитель за мужество и терпение благодарит не только своих коллег-врачей, но и пациентов. Они с пониманием относились к ситуации, не требовали исключительного внимания, стойко переживали долговременную разлуку с родственниками. Видя, в каких условиях работают медики, старались не капризничать и выполнять все рекомендации. Часами лежали в неудобных позах на животе, чтобы помочь легким. Безропотно переезжали из одной палаты в другую, из одного отделения — в соседнее.

— Без четкой логистики и постоянной ротации в то время было не обойтись. Неофициально мы делили пациентов на несколько групп. Сегодня ему нужен кислород, завтра — нет. Сейчас чувствует себя хорошо, через час — нуждается в срочной помощи, так как сатурация упала ниже 90… В зависимости от этого старались разместить их так, чтобы максимальное внимание уделить каждому, не пропустить резкого ухудшения состояния, — объясняет собеседник. — Если, скажем, это реанимационный блок, то рядом с тяжелобольными, подключенными к аппарату, там размещали более легких пациентов. Во-первых, это правильное распределение нагрузки: сменному врачу в любом случае сложно справиться сразу с несколькими тяжелыми, находящимися на искусственной вентиляции легких. А во-вторых, и тот, кому в любую минуту может понадобиться ИВЛ, — под неусыпным контролем. 

Александр Винников тепло вспоминает 80-летнюю пациентку. Пенсионерка, несмотря на сложные возрастные патологии, не только сама упрямо сопротивлялась болезни, но и настраивала на позитив всех остальных — и врачей, и других пациентов. 

— Очень светлый человек, — говорит и.о. главврача. — Мы за нее сильно переживали. Но бабушка молодец, ее мужеству многим бы поучиться. Поступила в первых рядах, лежала в реанимации. И каждый день подбадривала всех: лечиться надо быстрее, мы же еще на парад Победы пойдем! 

Необычайно стойкой оказалась и 40-летняя Светлана, которая более месяца находилась под аппаратом ИВЛ, а потом старательно занималась с реабилитологами, чтобы встать на ноги. Таких случаев множество, как и благодарностей медикам. 

Готовность — стопроцентная

В случае необходимости (но пусть бы таковой не было, отмечают врачи) больница скорой медицинской помощи готова за несколько часов вновь превратиться в полевой госпиталь для лечения особо опасного инфекционного заболевания. Прежние наработки стали настоящей школой. А сейчас больница уже полностью вернулась к обычному формату работы. Врачи получили возможность передохнуть, правда, признаются: за долгие месяцы экстремальной ситуации настолько втянулись в бешеный ритм, что сейчас даже непривычно. Экзамен выдержан, но никто не гарантирует, что его не придется пересдавать. Вирус все еще витает в воздухе, циркулирует в обществе, и готовность врачей в любую минуту дать ему мощный отпор — это только плюс. 

Begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter