Жизнь после санкций

«Капитализация» решения – более сложная задача, чем сам факт отмены ограничений
Донор стабильности

Самый пессимистичный прогноз экспертов накануне заседания СМИД ЕС был таким: санкции оставят, но «заморозят» на семь месяцев – до парламентских выборов в стране. Но это бы резко контрастировало с теми высокими взаимными ожиданиями, которые сложились в последнее время в отношениях с Европой.


Теперь Беларусь становится едва ли не единственным сухопутным коридором, соединяющим Западную и Центральную части Евразии.

Принятое СМИД ЕС решение логично, несмотря на все оговорки статусных комментаторов, что это «аванс» и «жест доброй воли». Оно существенно меняет динамику развития ситуации в Восточной Европе. Здесь повестку определяет многомерная конфронтация России и Запада, которая в последние дни вылилась еще и в транспортный коллапс из-за взаимных ограничений на транзит со стороны России и Украины, несогласованности российско-польских позиций по данным вопросам.

Одновременно резко усложняется ситуация на российско-финляндской и российско-норвежской границах из-за беженцев, которые через территорию России пытаются попасть в европейские страны по «северному маршруту». На фоне этого у Беларуси есть шанс оставаться донором региональной безопасности и стабильности.

После отмены санкций Беларусь становится едва ли не единственным сухопутным коридором, соединяющим Западную и Центральную части Евразии. Очевидно, что по мере дальнейшей активизации деловых и политических контактов с ЕС эта роль будет только усиливаться.

Это вполне отвечает интересам России, для которой более комфортно опробовать различные пути сопряжения европейской и евразийской интеграции именно на территории Беларуси – союзного Москве государства, где российская сторона уверена в своем политическом и экономическом влиянии.

Нужно пользоваться ситуацией

Но вся история не так проста. Завершение процесса визовой фасилитации между ЕС и Беларусью будет проходить на фоне острейшего миграционного кризиса в истории Европы. Обсуждение и заключение соглашения о партнерстве между двумя сторонами должно будет согласовываться с обязательствами Беларуси в рамках ЕАЭС и других интеграционных образований на постсоветском пространстве.

Наконец, вполне вероятное обострение ситуации в регионе украинского кризиса необходимо будет амортизировать без ущерба для развития белорусско-европейских отношений.

Новой политической ситуацией должны воспользоваться конкретные бизнесы, общественные инициативы, учебные заведения и другие субъекты в Беларуси. Они должны активизировать свое взаимодействие с европейскими коллегами и использовать новые возможности в интересах национального развития. Ближайшие месяцы могут стать для белорусских дипломатов и управленцев из других сфер временем очень интенсивной работы.

Чего ждет брюссель?

Брюссель, сделав шаг навстречу, ждет от Минска того же. По версии Европы, они – на политическом поле. Теперь все внимание забирают предстоящие выборы депутатов белорусского Парламента. В связи с чем Александр Лукашенко дал поручения о детальном изучении рекомендаций ОБСЕ из итогового отчета по проведению президентских выборов 2015 года. Вопрос в том, как эти рекомендации могут быть максимально учтены при проведении следующей политической кампании.

Выборы будут проходить на фоне непростой ситуации в белорусской экономике, что может сказаться на политических настроениях. Еще один фактор, способный сказаться на политической ситуации, это разновекторность общественного мнения по вопросам внешней политики.

Но именно в этом контексте рекомендации европейских и американских коллег могут оказаться как никогда кстати. В условиях усиления протестных настроений верной политической стратегией официального Минска, скорее, могут стать контролируемый «выпуск пара» и разумное «ослабление» гаек, чем их «закручивание».

Так, капитализация и использование того важного шага, на который пошел Евросоюз в отношениях с Беларусью, является задачей более сложной, чем сам факт снятия санкций. Но задачей решаемой, если на то будут воля, дипломатичность и взаимное доверие ответственных лиц как в белорусско-европейских, так и в белорусско-российских отношениях.

Справка «СВ»

16 июня 2006 года США ввели санкции против компаний: 

- «Белорусский нефтяной торговый дом»
-  Концерн «Белнефтехим»
-  Belneftekhim USA Inc.
- «Белшина»
- «Гродно Азот»
- «Гродно Химволокно»
- «Лакокраска»
- «Нафтан»
- «Полоцк-Стекловолокно» 

29 октября 2015 года США сообщили о продлении и частичном смягчении до 30 апреля 2016 года санкций в отношении белорусских предприятий из санкционного списка.

Слово – депутату

Беларусь от своего курса не отступит

Степан Киричук, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:

– На мой взгляд, отмена некоторых санкций была вызвана прежде всего осознанием Европейским Союзом того, что Беларусь – страна, которая идет по-своему. Долгие годы ее развития показали, что она имеет право на свой выбор. И что важно, это устраивает ее жителей. ЕС, по всей видимости, стало некомфортно находиться в некоей оппозиции. Они осознали, что путь санкций – путь в никуда. Оказывать давление таким образом бесперспективно. Так что в дальнейшем мы можем ожидать некоего разумного решения и в отношении нашей России.

Отмена части ограничений – хорошее начало, но в любом случае в экономике и других направлениях у Беларуси и ЕС остается очень много разногласий. Европейцы наверняка понимают, что страна не отступит от своего курса – будет поддерживать Россию, Союзное государство.

Владимир Василенко, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и соцвопросам:

– Санкции против Беларуси носили в основном политический характер. Для того чтобы найти взаимопонимание, нужно вести диалог, договариваться. 

А ЕС и США составили свои черные списки для белорусских чиновников и предприятий и думали, что таким образом смогут повлиять на политику государства. Но не учли одного обстоятельства – большинство белорусов поддерживают курс, который проводит Президент Александр Лукашенко.

С отменой санкций у всех участников межгосударственного диалога, включая и парламентариев, появится больше возможностей для прямых контактов с коллегами в ЕС. Это пойдет на пользу обеим сторонам. Таким образом, расширяется коридор политических возможностей и для России, которая тоже столкнулась с языком санкций ЕС. Ведь наши страны, как участницы Союзного государства, проводят согласованную внешнюю политику.

Виктор Андреев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter