Жизнь под стук колес

Они способны совмещать работу заботливой хозяйки, психолога и даже… няни

Они способны совмещать работу заботливой хозяйки, психолога и даже… няни

Железная дорога ежедневно связывает не только огромные расстояния, города и села, но и миллионы людей. Только за первое полугодие нынешнего года Белорусская железная дорога перевезла более 48 миллионов пассажиров. В преддверии профессионального праздника корреспондент «НГ» решила поближе познакомиться с теми, чьи приветливые лица встречают нас у вагонов и по кому мы в первую очередь судим о самой дороге.

За плечами каждой из них — многие тысячи километров дорог и сотни городов, а в памяти — несчетное количество человеческих историй.

— Железная дорога — это совершенно особая территория, со своим настроением, своими правилами и традициями, — говорит проводница поезда Минск — Москва Людмила Бартасевич. — Представьте, что в гости к вам пришли сразу сорок человек — именно столько пассажиров вмещает вагон. И каждому нужно уделить внимание, чтобы все в дороге чувствовали себя как дома.

Я, если честно, себе даже вообразить не могу, как такое количество людей обслужить. А вот Людмила, скромная и улыбчивая, как-то все успевает.

До отправления поезда остается десять минут. Самое суетное время. Рассаживаясь, пассажиры почти всегда чем-то недовольны. Вот и на этот раз Людмила спешит навстречу раскрасневшейся женщине, чье место по ошибке заняли. “Не спешите, сейчас я всем помогу расположиться”, — спокойно говорит проводница. Ее уверенный голос в минуту успокоил переживающих пассажиров. “В эту профессию по случайности не попадают, — подумала я. — Ведь не каждый так быстро найдет общий язык с едва знакомым человеком”.

— Я, можно сказать, воплотила в жизнь мечту своего отца. Он всегда хотел связать свою жизнь с железной дорогой, но в свое время родители не позволили ему самостоятельно принять решение. Я же окончила Брестский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта и вот уже четыре года сопровождаю пассажиров. И ни на секунду не пожалела о своем выборе.

График работы у Людмилы такой: шесть дней в пути, шесть дома. Рабочий день начинается с планерки: проводников распределяют по вагонам и они получают все необходимое для рейса. Потом каждый готовит свой вагон в дорогу — наводит чистоту и порядок. Оставлять вагон без присмотра нельзя, так же как и грузовые платформы, ведь цена на блок контейнеры уже не достигает таких высот как раньше.

Поезд, на котором сейчас работает Людмила, можно назвать одним из лучших. Для комфортной поездки здесь есть все. Пассажир через проводника даже может заказать ресторанное блюдо или забронировать место в вагоне-ресторане.

— Россияне во время пути любят полакомиться нашими белорусскими драниками, правда, чаще называют их картофельными блинами. Узнать гостей из России  несложно: они более раскованные, наши белорусы чуть поскромнее себя ведут, — рассказывает Людмила. — Едут, как кто в гости, а кто и по работе. Москвичи не прочь отдохнуть в наших санаториях, и в дороге часто хотят разузнать о том или ином месте больше. Нередко прибывших встречают в Минске хлебом и солью, принимать гостей мы умеем.

— Подержите, пожалуйста, — протягивает Людмиле грудничка молодая мама, — я сейчас разберусь с сумками и заберу.

Проводница бережно держит младенца и тихо мне говорит: “Все-таки главная профессия в жизни женщины — мама. Думаю, лет через пять, когда у меня будет своя семья, я сокращу количество рейсов, чтобы быть поближе к ней”.

В этом эпизоде меня поразило доверие незнакомки к девушке в форме проводницы. Ведь далеко не каждому чужому человеку мама доверит своего малыша.

Остановка. В окне — силуэт мужчины и женщины. Он, обнимая, провожает ее в пусть не дальний, но все же путь. Невольно подумалось: а как же проводниц в далекую дорогу отпускают их парни и мужья?

Людмила не отказалась ответить на достаточно личный вопрос: “В отношениях главное — доверие. Тогда не страшат ни разлука, ни тысячи километров расстояния. А встречи становятся только дороже”. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter