Жизнь по правилам

Безопасность движения зависит от каждого из нас
Каждый из нас хочет, чтобы дороги родной страны были безопасны для водителей и пешеходов. Только вот парадокс: всеобщая заинтересованность и озабоченность слабо влияют на реальную ситуацию. Многие живут надеждой, что долгожданный порядок наведет ГАИ. Мало того, уверены, что именно органы внутренних дел обязаны исключить нарушения правил дорожного движения, аварии, гибель и травматизм водителей и пешеходов. Милиция никогда не снимет с себя ответственность за обеспечение дорожной безопасности, но достаточно ли только ее усилий? Какие шаги необходимо предпринять, как говорится, всем миром, чтобы дорожно–транспортных происшествий стало меньше? Какая работа проводится Госавтоинспекцией и какой от нее ожидается эффект? На эти и другие вопросы отвечает заместитель министра внутренних дел — начальник главного управления милиции общественной безопасности и специальной милиции МВД генерал–майор Виктор ФИЛИСТОВИЧ.

— Виктор Леонидович, в последнее время МВД уделяет повышенное внимание вопросам безопасности дорожного движения. Это вызвано обострением ситуации на дорогах?

— Ситуация на дорогах быстро меняется. Если в начале года мы с сожалением констатировали, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП возросло, то сегодня этот показатель существенно уменьшился. В 2006 году принята Концепция безопасности дорожного движения. В начале текущего года при Совете Министров сформирована комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с решением министра внутренних дел Владимира Наумова разработана и с начала года активно реализуется программа «Минус 100». А главная задача, которая поставлена перед Госавтоинспекцией, — выработать культуру поведения на дорогах, сделать так, чтобы человек сам стремился позаботиться о своей безопасности, чтобы для него было немыслимым даже перейти улицу в неположенном месте, выйти на проезжую часть в темное время без фликера.

В Беларуси количество погибших в результате ДТП на 100 тысяч населения гораздо ниже, чем в России, Украине, странах Балтии. Поэтому мы должны ориентироваться на показатели Германии, Швейцарии, Австрии, Швеции, где на дорогах погибает несравнимо меньше людей, чем в Беларуси.

— А от чего зависит безопасность дорожного движения?

— На нее влияют многие факторы. Главный из них, на мой взгляд, низкая культура поведения на дорогах наших граждан — как водителей, так и пешеходов. По вине первых за три месяца произошло 76% ДТП, вторых — 20%. То есть высоко участие обеих сторон. Среди причин, по которым происходят аварии, преобладают превышение скорости, управление транспортным средством без прав, нарушение правил маневрирования, проезда пешеходных переходов. Безусловно, здесь должна на новом качественном уровне работать Госавтоинспекция: усилить меры административного воздействия, ужесточить штрафные санкции, внедрять средства видеонаблюдения. Однако все должны понимать, что каким бы жестким ни был контроль, в первую очередь безопасность на дорогах зависит от водителей и пешеходов. И когда они игнорируют прописанные в законе правила поведения, в результате ДТП погибают люди — с начала года уже 850 человек!

— Это меньше, чем в прошлом году?

— К сожалению, нет. Нехарактерная для наших широт зима, отсутствие снега, постоянные туманы — все это повлекло значительное количество наездов на пешеходов в темное время суток. 80% погибли в условиях тумана или сумерек и у всех отсутствовали светоотражающие элементы на одежде. Подумайте, как обидно: подавляющего большинства из 850 смертей можно было избежать с помощью фликеров! Ведь если пешеход, передвигаясь вдоль дороги в темноте, имеет фликер — он виден не меньше чем за 150 метров, не имеет — 15 — 20 метров. Кстати, теме светоотражающих элементов была посвящена конференция с представителями заинтересованных органов госуправления, организованная МВД. Министерство сельского хозяйства и продовольствия мы просили обеспечить светоотражающими элементами работников агропромышленного комплекса, а еще лучше — предусмотреть такого рода вставки в рабочую одежду. Надо отдать должное Министерству образования — на аналогичную просьбу прореагировали очень оперативно. Было подготовлено рекомендательное письмо во все учебные заведения, в котором содержались указания обязать всех школьников использовать светоотражающие элементы на ранцах и одежде. И результаты заметны, хотя, если честно, фликеры носят по большей части ученики младших классов. Старшие и студенты — редко.

Благодарность за понимание хочу выразить и министру связи и информатизации — в течение трех недель большинство почтальонов было обеспечено светоотражающими элементами и, что самое главное, пользуется ими в обязательном порядке. Отныне и милиционеры личным примером будут убеждать граждан обозначать себя в темноте. Приказом МВД введены светоотражающие элементы на форменном обмундировании сотрудников органов внутренних дел.

Продумываем, как обеспечить наших пенсионеров, малоимущих граждан фликерами. Возможно, средства на эти цели изыщем за счет рекламы такой продукции. Госавтоинспекторы уже безвозмездно распространили десятки тысяч световозвращающих элементов. Эту работу должны проводить и представители исполнительной власти на местах. Всем миром мы должны решить эту острейшую проблему — только так сможем обеспечить безопасность на дорогах.

— Виктор Леонидович, в начале года введено в действие новое административное законодательство, в котором предусмотрены более строгие меры наказания за нарушения ПДД. Как это повлияло на дорожную безопасность?

— Пока рано говорить о каком–то существенном эффекте, однако уже снизилось число задержанных за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения. Хочу подчеркнуть, что каждый без исключения автолюбитель ни минуты не должен сомневаться, что если сядет за руль в нетрезвом состоянии, будет наказан по всей строгости закона. Если нарушение совершил впервые в течение года, последует административное наказание, повторно — уголовное. С начала года задержано более 30 тысяч человек, из них порядка 450 — нарушители, которые управляли автотранспортом под воздействием алкоголя повторно. К примеру, молодого человека из Минска (всего два года назад получившего водительское удостоверение) за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения суд наказал двумя годами исправительных работ с удержанием 25% зарплаты и лишением права управления транспортным средством в течение 5 лет. Другому минчанину за аналогичное преступление определен штраф — более 1,5 миллиона рублей, а также 5 лет лишения права управлять автомобилем. В Жабинке автолюбитель приговорен к 1,5 года исправительных работ, 20% ежемесячного заработка он выплачивает в доход государства. Уже лишенного прав жителя Барановичей суд оштрафовал на сумму в 100 базовых величин. В Островце водитель получил год исправработ с удержанием 25% зарплаты, лишение прав на год. Как видим, на снисходительность Госавтоинспекции и суда виновным рассчитывать не приходится.

— Вместе с тем наверняка и вы, и другие милицейские руководители не раз выслушивали просьбы друзей, знакомых или родственников посодействовать в помощи таким нарушителям. В ход идут душещипательные истории про «первый и последний раз в жизни», про то, что «без машины, как без рук» и т.д.

— Однозначно отвечу: сегодня при помощи «телефонного права» невозможно уйти от ответственности. Могу привести примеры, когда обращались даже к министру внутренних дел. Ни по одному случаю положительного решения не принято! Все решения — только в соответствии с действующим законодательством. Оно, кстати, не предусматривает ни малейшей возможности, как говорится, «замять дело», как это, чего скрывать, случалось раньше. Теперь закон трактует нахождение за рулем в нетрезвом состоянии при наличии административной преюдиции в течение года как преступление, и это правильно. Каждый год около 200 человек погибает по вине пьяных водителей! И пусть каждый из тех, кто понес наказание, его друзья и родственники будут благодарны милиции за то, что, наказав, уберегла от совершения еще более тяжкого преступления и сохранила жизнь безответственному человеку и его потенциальным жертвам.

Нельзя забывать о еще одном факторе, который послужит укреплению дорожной безопасности, — личном примере безупречного соблюдения ПДД сотрудниками органов внутренних дел. Первое, что делает министр Владимир Наумов, когда садится в автомобиль, пристегивает ремень безопасности. Это норма поведения! И эта норма должна исполняться каждым сотрудником милиции. Того, кто этого не поймет, можно считать человеком в органах внутренних дел случайным, и с ним будем расставаться без сожаления. Считаю, что это справедливо.

— Как уже сообщалось, в стране будет действовать балльная система учета нарушений правил дорожного движения. Когда ожидается ее введение?

— Балльная система функционирует во многих странах мира и зарекомендовала себя эффективным, мощным фактором сдерживания нарушений. Автолюбитель, который исчерпал максимально возможную сумму баллов, может быть наказан жесткими штрафными санкциями или лишением водительского удостоверения с направлением на повторную сдачу экзаменов на право управления транспортным средством.

Нормативный правовой акт по этому поводу разработан, идет согласование, и пока от заинтересованных министерств и ведомств нареканий не поступает. Для введения новой системы учета нарушений ПДД потребуется внесение изменений в административное законодательство, на это необходимо время, но, надеемся, все будет готово к концу года. Сейчас идет работа над технической основой для введения балльной системы. Уже создана и используется Госавтоинспекцией единая система учета нарушений ПДД. Каждый инспектор ДПС имеет доступ к общему банку данных о водителях, транспортных средствах и их владельцах. В ближайшее время начнется внедрение системы удаленного доступа: экипажи ГАИ будут обеспечены бортовыми компьютерами и смогут получить информацию, находясь на любой трассе.

— Сегодня ни одного минского водителя не удивишь сообщением, что его правонарушение зафиксировано на видеокамеру. Может быть, скоро все привыкнут к тому, что, если на трассе нет милиции, игнорирование правил все равно чревато наказанием?

— Да, именно к этому мы стремимся. В ближайшие 5 лет должна быть создана система контроля над участниками движения, которая исключает нахождение на дорогах инспекторов ДПС. Они будут выезжать только для оказания помощи людям, попавшим в беду, по заявлениям и сообщениям о преступлениях и правонарушениях, для составления схем ДТП. А мониторинг на трассах будет осуществляться техническими средствами. Сейчас идет их активное приобретение и установка на дорогах страны. Например, в Минске работает около 20 систем «Арена». Они позволяют вести постоянное видеонаблюдение и фиксацию нарушений правил дорожного движения. Видео сохраняется в течение месяца и больше, при необходимости выдается фотографическое изображение. Будем и дальше наращивать усилия в этом направлении. Для каждого райотдела в этом году мы приобретем не менее двух систем видеонаблюдения с видеофиксацией. В каждом УВД уже созданы мобильные группы, в которые входит не менее трех машин, не имеющих милицейских опознавательных знаков, оснащенных средствами видеофиксации. Группа будет использоваться не только в областном центре, но и на участках повышенной аварийности по всей области. Водители всегда должны помнить, что отсутствие милицейской машины на дороге вовсе не означает отсутствие контроля.

Фото Алексея МАТЮША.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter