Жизнь по личному сценарию

Это сегодня, в канун своего 60-летия, Валерий Анисенко - признанный лидер театрального дела, увенчанный государственными званиями, профессор, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, директор и художественный руководитель самого живого и перспективного театра в Минске.
Это сегодня, в канун своего 60-летия, Валерий Анисенко - признанный лидер театрального дела, увенчанный государственными званиями, профессор, академик Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, директор и художественный руководитель самого живого и перспективного театра в Минске. Но путь его оказался ой как тернист...

Ко многим проектам Анисенко можно применить слово "впервые". Именно он первым из белорусских режиссеров вывез свои шекспировские постановки в Англию и Испанию, куда до него, прямо скажем, не ступала нога белорусского артиста драмы. И не просто вывез, а получил блестящую прессу и заманчивые предложения о сотрудничестве (один проект "Спектакли Шекспира по крепостям и замкам Европы" чего стоит!), прочел в Испании цикл лекций о постановках Шекспира...

Вспоминаю событие 25-летней давности, всколыхнувшее театральный Минск. Спектакль "Утиная охота" по лучшей пьесе того времени - знаменитой, запрещенной, пролежавшей к тому часу под сукном четверть века. Сам факт постановки этой пьесы казался невероятным. Это было время самого расцвета глухого застоя, 1979 год, когда "объятия" советской идеологии были особенно "теплыми". Ни вздохнуть, ни охнуть, а тут... Февральский прогон спектакля в Красном костеле, закончившийся в третьем часу ночи, для очевидцев остался самым ярким художественным потрясением тех лет. Остался на долгие годы. Те, кто видел другие постановки "Утиной охоты" (а их и было всего-то две, в рижском Русском театре и во МХАТе с Олегом Ефремовым, но это - позже), утверждают в один голос: "Минский спектакль был лучшим". А Зилов Виктора Тарасова стал одной из творческих вершин этого выдающегося актера...

Валерию Анисенко тут же предложили возглавить Республиканский театр юного зрителя, и он это предложение принял. И поставил вполне добротный спектакль "Спроси себя". Драматургия там отсутствовала - это была своеобразная сценическая версия известного факта, когда комсомолец Миша Мороз, пытаясь вынести снаряд с поля, погиб... Дальше Анисенко "светила" номенклатурная жизнь главного режиссера и, что немаловажно, квартира (жил он тогда в "коммуналке"). Но снаряд, заложенный им "Утиной охотой", уже взорвался: ЦК Компартии Белоруссии принял решение о создании театра-студии киноактера, который и предложили возглавить Валерию - как зачинщику-инициатору нового дела (об этом периоде смотри, дорогой читатель, в уникальных дневниках Валерия Анисенко, которые выходят отдельным изданием, что также является первым фактом подобной литературы в Беларуси). Но молодой режиссер остался буквально один на один с идеей рождения нового театра. Это выяснилось очень скоро.

Театр открылся 31 марта 1982 года спектаклем под названием "Вся его жизнь". Казалось бы, почему не "Утиной охотой"? Ан нет. Идеологический отдел ЦК не дремал. Потребовали постановки революционной пьесы. В итоге Анисенко сделал собственную инсценировку знаменитого фильма "Коммунист", получив на нее "добро" у автора, живого классика советского кино Евгения Габриловича, - съездил к нему в Москву. "Это был честный, искренний спектакль. Человечный", - вспоминает исполнитель главной роли актер Владимир Гостюхин. Кстати, начинавший свою карьеру именно в спектакле Валерия Анисенко.

В том же 1982 году - после двух мучительных и сладостных лет, после двух блестящих премьер - театр у Анисенко отняли. Уволили по статье. Жить не хотелось... Кто хоть однажды начинал свое дело, может понять, каково человеку, когда его лишают смысла жизни.

Чем же он жил эти долгие годы? Пил? Хандрил? Скулил? Жаловался? Как бы не так!

Итогом новой работы Валерия Даниловича в качестве главного режиссера Белорусского радио стало создание белорусского радиотеатра, хорошо известного в Советском Союзе. Он первым выпустил во всесоюзный эфир авторский спектакль о чернобыльской трагедии, получил массу откликов со всей страны и предложение поставить радиопьесу в шести странах Европы. На работу за границей его не выпустили.

Тем не менее за радиоспектакли по повестям Василя Быкова Валерий Анисенко был удостоен Государственной премии, а годом позже стал заслуженным деятелем искусств.

В 2000 году ему предложили возглавить молодой Театр белорусской драматургии. И вот уже три сезона Валерий Анисенко здесь буквально днюет и ночует. Его работы на этой сцене - "Ричард III", "Макбет" (лауреаты международного Эдинбургского фестиваля), "Женщины Бергмана" (спектакль, собравший букет престижных международных наград), "Только глупцы грустят" - остаются свежими и привлекательными. А иные запоминаются своей художественной и философской глубиной, например такие, как "Полеты с ангелом" З.Сагалова, где роль Марка Шагала играет сам Анисенко.

"Мой театр - это все, что вокруг человека, его души, сердца, его сути, - признается Валерий Данилович. - Идет тотальное наступление на психологический театр, формотворчество заполонило мир. Но мода приходит и уходит. А человек остается. У нас есть великая школа исследования человека, школа реалистического театра, школа Станиславского, Немировича-Данченко, их учеников и последователей. И только на этой стезе нас ждет художественный успех".

Работая много лет руководителем учебной мастерской, являясь профессором кафедры театрального творчества университета культуры, Валерий Анисенко отбирает и воспитывает тех, кто верит в его правду, кто завтра будет способен жить в его гнезде, в его театре, рядом с ним. И под его опекой вчерашние птенцы "набирают вес", у них отрастают и крепнут собственные крылья, обретается свой голос, возникает готовность к полету и к песне... Высокого вам полета, друзья!

Юрий СОХАРЬ, доктор искусствоведения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter