Жизнь по лезвию смерти

На шоу Николая Шахлевича без валидола лучше не приходить

Николай Шахлевич пока не готов бросить свое опасное ремесло и собирать бутылки

На выступление этого артиста оригинального жанра нельзя смотреть без валидола и содрогания. Все номера единственного в Беларуси йога натуральны и не подвергаются сомнению. А лучшее тому доказательство — шрамы и проколы, которыми усеяно все его тело. И истязает он себя на потеху публике уже более четверти века. Выпускник тибетской школы выживания и давний приятель «Р» Николай ШАХЛЕВИЧ (на снимках) пожаловал сегодня в ее гостиную.

— Николай, что вынудило тебя вернуться из «хлебных» московских и питерских краев домой: семья, происки конкурентов, ностальгия или иные причины?

— Осенью 2009 года трагически умер известный шоумен Роман Трахтенберг, курировавший меня в России, и все планы пошли наперекосяк. А тут еще мировой финансовый кризис. Артисты моего жанра стали менее востребованы, заработки упали вдвое. Аренда же однокомнатной квартиры в Москве обходилась тогда в тысячу долларов в месяц. Да и надоела кочевая жизнь. Соскучился по супруге, сыновьям, иногда навещавшим меня в пору школьных каникул.

— И как работается на родине, расширилась ли твоя эксклюзивная программа?

— Приглашают в рестораны, казино, на корпоративы, свадьбы. В месяц набегает от 5 до 10 выступлений. Заработок порой не дотягивает до среднего белорусского. Не жирую, но и не унываю. Основных трюков у меня 20, можно делать и 30, до бесконечности. Все зависит от возможностей хозяев мероприятия. К примеру, не у каждого из них найдется обыкновенный стол, который я ношу в зубах. Редкие организаторы также способны подготовить дорожку из раскаленных углей или битого стекла.

— В твоем послужном списке два уникальных достижения — 117 отжиманий от пола на одной руке за минуту, а также 29 отжиманий за 38 секунд на двух пальцах. Не было ли желания увековечить их в Книге рекордов Гиннесса или хотя бы в российском ее аналоге «Диво»?

— Подсмотрел в свое время эти упражнения у самого Брюса Ли. Тренировался 5 лет, пока не продемонстрировал на БТ в популярной телепередаче «Силач» Владимира Довженко. Потом позвонил в Москву. Ответили, что им нужен рекордсмен, но только гражданин их страны. А англичан, как выяснилось, интересуют лишь часовые достижения. Готов был согласиться, но для фиксации достижения нужно было 4—5 тысяч евро, чтобы обеспечить суточные, перелет, гостиницу и т.д. двух представителей их издания. Поездка в Великобританию тоже потребовала бы значительных расходов. К тому же никакого вознаграждения эти сертификаты мне не сулили. На этом вселенские амбиции Шахлевича кончились.

— Знаю, ты неоднократно оказывался на волосок от смерти во время выступлений. А было ли когда-нибудь особенно страшно за их последствия?

— Волнение всегда присутствует. Я живой человек, хотя и обладаю уникальными способностями. Однажды не мог достать загнувшуюся о ребро спицу, которой проколол живот. В другой раз спица из груди ушла в направлении сердца и обломалась. После рентгена сам себя оперировал лезвием, доставал ускользающий металл. Не получилось, обратился к медикам. Потом один оперативник долго допытывался, кто же меня так порезал. К слову, после того как из ассистенток ушла жена Юлия, раны латаю сам. Была проблема и с дрелью, разорвал при работе ее 40-сантиметрового сверла пищевод. Год назад сходил к врачу, проверил, как заживает образовавшаяся после этого язва. А последнее ЧП произошло на Филиппинах. Нужной «горючки» в распоряжении хозяев шоу не оказалось, воспользовался бензином для зажигалок. При его выдохе кто-то открыл дверь, поддал тяги. И я мгновенно стал факелом, тушил себя занавесом. В общем, поджарился так, что с лица слезла вся кожа. Увы, но таковы превратности факирской профессии. И поверьте, я лишь констатирую голые факты, подробности куда более колоритны и занимательны.

— А как воспринимают твое неординарное ремесло домочадцы?

— Нормально относятся и 10-летний Паша, и 20-летний Леша. Но научиться простенькому трюку не желают. Даже отжиматься от пола их не заставишь. Для супруги Юлии, ныне домохозяйки, моя работа хоть и неприемлема, но уже привычна. Ведь и капусту шинковала на моей груди, и ножи в нее метала, и бутылки о голову разбивала. А в ее отсутствие на сцене мне помогают зрители.

— Но ведь среди них могут оказаться и весьма непредсказуемые люди!

— Не без этого. Особо впечатлительны женщины, помогающие на сцене, равно как и в зале, иногда падают в обморок. Поэтому в моем багаже всегда есть нашатырный спирт. Но больше всего проблем доставляла подвыпившая «крутизна». Не один раз блатные носились с колюще-режущим инструментом йога по сцене с намерением проверить его тело на крепость. А в Витебске во время представления с глотанием шпаги какой-то священник перекрестился и с криком «Сатана!» бросился к выходу, проскочил мимо дверного проема в стену и потерял сознание. Шпага меня также выручила, когда в Питере остановили милиционеры и начали обыскивать сумку, в которой было холодное оружие. Поверили, что я артист, лишь тогда, когда проглотил 42-сантиметровый клинок.

— Ты объездил немало восточных стран, где йогой никого не удивишь. Не подсмотрел что-либо из репертуара коллег?

— У них больше шарлатанов, нежели факиров. Спрашиваю у филиппинцев: как вы проводите операции без скальпеля, на которые особо падки некоторые наши бывшие соотечественники? Надо мной просто посмеялись. Потому что это всего лишь ловкая работа рук. В Тунисе со мной вместе трудился африканец, который уже имел небольшое отверстие в руке, чем постоянно и пользовался. Удивил разве только один факир, вставлявший в пищевод большой отбойный молоток. А еще раньше перенял у москвича трюк с заглатыванием работающей дрели.

— Значит, работа с ядовитыми змеями или долгая задержка дыхания тебе не по нраву?

— Рептилий еще нужно раздобыть, да и возни с ними предостаточно. Но запросто могу съесть любую из них, предварительно отрубив голову, где находятся ядовитые железы. А задержку дыхания недавно демонстрировал на телесъемках. Получилось без всякой подготовки 3,5 минуты. Если целенаправленно потренироваться, могу, как минимум, удвоить это время. Впрочем, как и в работе с тяжестями. Известного россиянина, также трагически ушедшего из жизни, 120-килограммового Володю Турчинского носил по сцене в зубах при собственном весе 70 кг.

— Болевой порог, который постоянно преодолеваешь, — врожденное или приобретенное качество?

— Конечно, первое. Не верю, что могу умереть от раны. Разве только от сильного удара топором по голове. Сколько уже раз кровоточили мои вены и артерии, и ничего. Однажды проколол себе спицей шею. И очень неудачно, попал в вену. Кровь фонтанчиком забила за спину. А заметил это лишь тогда, когда за мной начали падать в обморок артисты, готовившиеся к выступлению. Заткнул выходное отверстие пальцем и пошел за кулисы бинтоваться.

— Однажды ты заявил, что после реинкарнации, в другой жизни хотел бы родиться в Сингапуре…

— Очень понравилась эта компактная страна-город. Всюду красота, чистота и порядок. Причудливая природа, теплый климат. Зимой можно обойтись шортами и зонтиком. И, наверное, это первое государство в мире, которое изжило коррупцию. Было время, когда в Сингапуре за один грамм наркотика ставили к стенке. Как следствие, теперь у них нет ни наркомании, ни алкоголизма. А окурок или бумажка, брошенные мимо урны, могут стоить вам штрафа от 300 до 1000 американских долларов.

— Ты дружишь с известным белорусским иллюзионистом, лауреатом международных конкурсов Петром Стасевичем. Не было ли у вас желания организовать совместное шоу?

— Намерение есть, но белорусской действительности такая программа, к сожалению, пока без надобности. И этот вопрос лучше всего задать менеджерам и администраторам культурных и увеселительных заведений. Уверен в том, что она имела бы очень зрелищный и интригующий характер.

— В Европе, да и во всем мире сейчас весьма популярны невероятные выступления британского фокусника Динамо. А веришь ли ты сам в настоящие чудеса?

— Англичанину Стивену Фрейну не верю. Он хоть и великий маг и волшебник, однако творит все свои чудеса при содействии телевидения, то есть монтажа, а также при помощи подставных лиц. Об этом вам профессионально может поведать и наш Стасевич. Ничего сверхъестественного у Динамо нет. Искусная работа рук, манипуляция сознанием зрителей, отличный реквизит и иные факторы позволяют ему завоевывать миллионы поклонников. А на самом деле это чистой воды обман. Если и верю, то только в собственные способности, которые, конечно, воспринимаются публикой неоднозначно. Как чудо, неординарное искусство и даже как мазохизм.

— Тебе уже 45 лет, более половины жизни посвятил самоистязанию. Не пора ли сменить профессию, ведь у тебя дипломы парапсихолога и суггестолога?

— А кому нужны специалисты, от которых, еще доподлинно неизвестно, больше вреда или пользы?! Да и немало их уже действует на всем постсоветском пространстве, облапошивая вместе с астрологами, экстрасенсами и другими целителями его население. А факиров — раз-два и обчелся. Так что пока изменять своему призванию не собираюсь. О дальнейшей перспективе, придет время, подумаем. Может быть, пойду собирать бутылки. Их тут у нас в лесном массиве около улицы Мирошниченко после зимы предостаточно. Бомжи даже дерутся за этот доходный бизнес!

Фото: Константин БЕЛОУС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter