Жизнь по европейским канонам

Проблемы энергоэффективности, сбережения, диверсификации топливно-энергетического баланса для Беларуси не в новинку...

Проблемы энергоэффективности, сбережения, диверсификации топливно-энергетического баланса для Беларуси не в новинку. Но пришло время рассмотреть эти вопросы более пристально, внимательно изучить опыт соседних государств, а в целом кардинально поменять концепцию энергобезопасности страны. В конце января по поручению Президента была создана межведомственная комиссия, главная задача которой — разработать план диверсификации структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) и дополнительных мер по энергосбережению. Возглавил комиссию председатель президиума НАН Беларуси Михаил Мясникович.

Он сообщил, что введены индексы энергетической независимости — пороговые показатели, на которые следует ориентироваться. Кроме того, появился новый показатель — энергоемкость внутреннего валового продукта, который характеризует макроэкономический объем потребляемых энергоресурсов на 1 тысячу долларов ВВП по паритету покупательной способности. Планируется, что в перспективе Беларусь выйдет на уровень таких стран, как Канада, снизив энергоемкость ВВП с 0,46 до 0,2 тысячи тонн условного топлива (тут) на 1 тысячу долларов ВВП. 

Залог безопасности — топливно-энергетический баланс (ТЭБ), включающий, как минимум, три вида топлива приблизительно в равных долях. В Беларуси в последние годы стабильно росло использование природного газа (на 19 % за 2001—2005 годы), который занял доминирующее положение в ТЭБ. В минувшую пятилетку ориентир на это топливо был оправдан и экономически, и экологически. Но сегодня эта «медаль» повернулась обратной стороной. 

— Поскольку мы были привязаны только к газу, то оказались в такой ситуации, когда повышение цен серьезно влияет на экономику республики, — пояснил министр энергетики Беларуси Александр Озерец. — Сегодня принято решение диверсифицировать топливо на различные составляющие. 

В связи с этим глава Минэнерго в качестве примера привел опыт Украины, которая относительно безболезненно переживает повышение цены на российский газ, поскольку вырабатывает с его использованием лишь 17—18 % электроэнергии. Изменчивая конъюнктура мирового рынка углеводородов и их сокращающиеся запасы заставляют ежегодно пересматривать ТЭБ. Эта общемировая практика принята на вооружение и белорусскими специалистами. Обновленная концепция энергобезопасности страны предполагает наличие в балансе таких составляющих, как уголь и ядерное топливо. Первая редакция экономического обоснования по этому вопросу находится в настоящее время на рассмотрении и согласовании в белорусских министерствах и ведомствах. 

Не менее актуальна и диверсификация поставок. Создана межведомственная комиссия, которая прорабатывает варианты обеспечения страны углеводородным сырьем через порты Черного и Балтийского морей. Причем не только из России, но и из других соседних государств. В рамках международных договоренностей реализуются нефтяные проекты с Венесуэлой и Ираном. 

К 2020 году в энергобаланс Беларуси за счет угля планируется ввести 2 миллиона тут, построив угольную электростанцию мощностью 600 МВт и модернизировав две станции по 100 МВт. Разработаны проекты по переводу с природного газа на уголь цементной промышленности, а это около 1 миллиона тут. 

— Во все предыдущие наши планы не входило строительство энергетических мощностей на угле, — признался Михаил Мясникович. — Наверное, это было не совсем правильное решение. Мы не должны зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Не может быть жесткой привязки к какой-либо одной стране, а география сотрудничества должна расширяться. Большие объемы угля могут предложить Польша, Украина. Южного соседа Беларусь рассматривает и как одного из возможных стратегических партнеров в строительстве на территории нашей страны тепловых станций на угле. 

Особое внимание уделяется и созданию АЭС. Во всем мире развитие ядерной энергетики идет высокими темпами. Достаточно, пожалуй, привести опыт одного лишь Китая. Если в 1992 г. в этой стране фактически не было ядерной энергетики, то сегодня атомные энергоблоки вырабатывают около 10 миллионов кВт/ч ежегодно, а к 2020 году этот объем увеличится в 4 раза. Белорусские специалисты изучают опыт ведущих мировых держав, которые имеют мощный удельный вес ядерной энергетики в своем балансе. Сегодня в стране идет активная подготовительная работа по строительству АЭС, создана специальная группа во главе с первым заместителем премьер-министра Владимиром Семашко. Научное сопровождение строительства АЭС обеспечит Национальная академия наук. 

В стране планируется возвести 2 атомных энергоблока мощностью 1 тысяча МВт каждый. Хотя не исключается и строительство дополнительных мощностей. Площадки, на которых сегодня ведутся исследования, это позволяют. Стоит задача начать строительные работы уже в следующем году, поэтому времени на рассуждения и подготовку осталось около полугода, заметил Михаил Мясникович. Первый блок должен заработать уже в 2014 году, а второй — не позже 2020-го. «Атом» способен заместить около 4,5—5 миллиардов кубических метров газа, что благоприятно повлияет на энергобезопасность республики. 

Сегодня белорусский ядерный проект обсуждается с МАГАТЭ и другими международными организациями, анализируются поставщики реакторов и ядерного топлива. Уже поступили коммерческие предложения от французских и российских компаний. Главный приоритет — надежность и безопасность энергоблоков. Не исключено, что проект будет комбинированным. Например, реакторы поставит одна компания, а энергетические установки — другая. 

По предварительным расчетам, строительство АЭС потребует 2,5—3 миллиарда долларов инвестиций. Михаил Мясникович назвал эти средства реальными: 

— Это не значит, что ради энергетической безопасности мы попадем в финансовую зависимость или это отразится на уровне жизни. Все должно быть сбалансировано. 

Правда, источник финансирования АЭС остается пока открытым. Не исключено, это будут структурные кредитные ресурсы Всемирного банка. 

Как отметил Александр Озерец, коррективы, вносимые сегодня в Концепцию энергобезопасности и повышения энергетической независимости Беларуси и Государственную комплексную программу модернизации основных производственных фондов энергосистемы страны до 2010 года, «не столь значимы». Но за 2010—2020 годы структура энергобаланса поменяется кардинально. Главная цель — к 2015 году снизить удельное потребление на единицу ВВП в два раза, а к 2020-му — на 60 %. Планируется уменьшить потребление природного газа для выработки тепловой энергии до 75 % (сегодня — 95 %), а долю голубого топлива в энергобалансе — до 50 %. В энергосбережении будут задействованы и рядовые потребители. 

— Тарифная политика обязана стимулировать эффективное использование энергии, — заявил Михаил Мясникович. — Пока это напрямую не отразится на кошельке, всех не заставишь экономить. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter