Имена первопечатников практически каждый помнит и сегодня. А вот современные полиграфисты нередко остаются в тени, тогда как их вклад в дело развития и пропаганды печатного слова тоже довольно весомый. Могилевчанин Антон Лунев как никто другой знает: даже за созданием скромного буклета стоит немалый коллективный труд, не говоря уже о газетах или книгах. Он представитель третьего поколения династии Герасименко—Луневых, которые внесли свою лепту в дело становления Могилевской областной типографии имени Спиридона Соболя.
Оборудование в типографии самое современное.
Партия сказала: надо!
Первым порог типографии в 1958 году переступил фронтовик Григорий Васильевич Герасименко. И сразу — в качестве директора. Решение о назначении бывшего кадрового военного, который прошел всю войну и после Победы служил в Германии, приняли мгновенно. А образовалась вакансия после того, как за задержку выпуска газеты «Могилевская правда» поста лишился его предшественник. Накануне в печатном цехе случился технологический сбой: готовый к печати материал был снят редакцией и заменен другим. На то, чтобы набрать новый, понадобилось немало времени. Ситуацию не смогли спасти даже оставленные трудиться сверхурочно линотиписты: техника тогда не позволяла ускорить процесс, и газета увидела свет намного позже обычного. Партийные руководители сочли подобное происшествие чрезвычайным. Произошло оно, кстати, 1 апреля, однако последствия оказались совсем не шуточными.
Компьютерная «революция»
Так сложилось, что имя второго представителя династии — Виктора Лунева — связано с другим знаковым этапом в становлении типографии. В 1990-е годы зять Герасименко, имеющий в своем активе немалый опыт на других производствах, пришел на предприятие в качестве инженера-программиста. Это было время перехода от пишущих машинок к компьютерам, от бумажных документов — к электронным. Виктор Николаевич как раз и оказался тем человеком, который заложил основу новых компьютерных программ. Но продвижение IТ-технологий ничуть не уменьшило его любовь к книге. Библиотеку он собрал на несколько сотен томов — а ведь в советское время хорошая книга была большим дефицитом, иногда за нее приходилось переплачивать или даже покупать «с нагрузкой»! Кстати, стеллажи под издания, а также любые другие полки или предметы мебели в доме мастерил сам. Лично производил расчеты, чертил схемы: инженерное образование позволяло это сделать с максимальной точностью. К этой основе добавлялся еще и природный вкус, так что вещи в итоге получались лучше и оригинальнее покупных. Его сын Антон констатировал:
— Ни электриков, ни сантехников, ни каких-либо других мастеров мы никогда не вызывали. Со всеми делами по дому отец всегда справлялся сам.
Булгаков — вне времени
Было дело: отработав положенный срок, Антон Лунев решил сменить место службы. Но все равно вернулся назад: притяжение предприятия, которому часть своей души и сердца отдали дед и отец, оказалось сильнее. Сегодня он — мастер наборно-компьютерного участка, который иногда называют «мозговым центром» типографии. Именно отсюда начинается процесс набора и дизайна всех видов печатной продукции — альбомов, календарей, книг, визиток. Не так давно оборудование участка пополнила новая машина с автоматическим лазерным гравером, так что печати и штампы теперь можно делать, не прибегая к сложным и трудоемким процессам. А еще — оригинально оформлять сувенирную продукцию. Антон не скрывает:
— В век интернета, который заметно расширил границы наших возможностей, кому-то покажется, что и книгу можно самостоятельно набрать, чтобы потом на принтере распечатать. Но на самом деле «самиздат» от профессиональной работы легко отличить даже внешне: качество полиграфии, дизайн будут просто несопоставимы. К слову, требования к издательскому делу тоже постоянно растут, так что без специального образования, креативного подхода и трудолюбия здесь никак не обойтись.
В этом году Могилевская областная типография отметила свой столетний юбилей. Историк и краевед Николай Борисенко, в своей книге «Наследники Спиридона Соболя» исследовавший весь путь развития печатного искусства на Могилевщине, напомнил: его отсчет начался более пятисот лет назад. И за каждой эпохой, за каждым изданием стоят конкретные люди — неравнодушные, ищущие, талантливые, жизнь и судьбу которых не уместишь в одно клише. Герасименко—Луневы — как раз из этой когорты. В общую копилку развития типографии они, с одной стороны, отдали не так уж много — три десятка лет. С другой — эти годы пришлись аккурат на периоды роста предприятия, активный темп которому задавали в том числе представители этой династии.
markova@sb.by
Фото автора, Николая Борисенко и из архива Антона Лунева