«А потом я нарисовала портрет Президента». 101-летняя художница рассказывает о своей яркой жизни

Жизнь, нарисованная красками

Сухими дрожащими пальцами она проводит по деревянной поверхности мольберта, потом бережно берет в руки этюдник, тихонько сдувает с него пыль. В один миг воспоминания потоком обрушиваются на нее. Не в силах их отогнать на пару минут она замирает, а потом, словно очнувшись, возвращается в реальность и начинает свою историю. А ей есть что рассказать. Галине Маевской 101 год. В 84 года она взялась за кисти и краски и снова стала писать. Она пережила две мировые войны, стала женой известного белорусского художника, но это лишь часть ее богатой на события жизни.

Жизнь Галины МАЕВСКОЙ такая же яркая, как и ее картины.
Фото Артура ПРУПАСА

— Голос меня уже не слушается, — разводит руками Галина Маевская. — И я не пишу картины — зрение уже не то. Но до сих пор все воспоминания, как фрагменты картин, у меня в мыслях.

Галина Францевна берет старый фотоальбом и протягивает фотографию:

— Замечаете, на кого человек похож? Правда, на Ленина? Это мой отец — Франц Станиславович. У него было поразительное сходство с Владимиром Ильичом. Когда он надевал пальто с черным бархатным воротничком и выходил на улицу, многие сворачивали голову, чтобы на него посмотреть. В нашей семье было четверо детей. Мама пела. Наверное, это от нее у меня проявилась тяга к искусству.

В 17 лет Галина Францевна поступила в художественное училище в Витебске. Когда она начинает рассказывать про это, ее лицо неожиданно искажается, словно от боли:

— Как сейчас помню. Лето. Изумительная погода. Мы с подружкой счастливые бежим по дороге. Меня переполняют чувства: я студентка. И тут пугающий скрежет тормозов. Удар. Дикая боль. 

Отец Галины Франц Станиславович МАЕВСКИЙ.


В Минске тогда только-только начинали появляться первые автомобили. И надо же было такому случиться, что Галина попала под колеса одного из них. Планы рухнули. Год девушка пролежала прикованной к постели с травмой позвоночника. Но не зря говорят, что ничего не происходит в жизни просто так. В 20 лет она делает вторую попытку и снова становится студенткой Витебского художественного училища. А там встречает свою любовь. Галина Францевна улыбается уголками губ:

— В училище была особая атмосфера. Шагал из страны уже уехал, но его дух мы ощущали. Во время учебы познакомилась с будущим мужем. Он не был студентом, работал инженером. Но тянулся к искусству. Мы, студенты, ходили голодные, холодные, а Исаак мог даже пригласить весь мой курс в ресторан на обед. Жалел нас. Помню, у него было кожаное пальто. В тридцатые годы это была роскошь. И тут он увидел, как одному моему однокурснику буквально не в чем было ходить. Так он снял это пальто и протянул его парню. Когда началась война, ему можно было не идти на фронт — Исааку давали «белый билет». А он все равно ушел. 

Муж Галины Францевны так и не дожил до победы — погиб, защищая родной Витебск. У нее осталась похоронка. Скупые слова и обильные слезы — эту картину из прошлого ей уже не забыть. В ту войну она потеряла и своего первого ребенка.

Бабушка берет в руки еще одно фото. На нем — маленькая девочка. Красивые волосы, длинные ресницы, улыбка на устах. Только девочка лежит в крохотном гробике, вся в цветах. Слеза тонкой струйкой стекает по щеке Галины Францевны, бежит и капает на пожелтевший снимок:

— Перед войной я с маленькой Риткой поехала к жене брата в Москву. Муж остался в Витебске. Уехала погостить. В Москве пробыла от силы дней десять. А тут началась война. Родственники уговаривали остаться, но я рвалась на родину. Села на поезд. Когда подъезжала к Минску увидела зарево — город горел. Сердце сжалось. Поезд остановили, а потом развернули. Так с годовалым ребенком я оказалась в Муроме, без вещей, пеленок, еды. Поступила на завод, стала тружеником тыла. Когда там узнали, что я художник, предложили делать агитационные плакаты. Когда стали бомбить Муром, ребеночек был в детском саду. Несколько дней не могла к ней пробиться — не пускали. Волосы рвала от переживаний. Видимо, что-то предчувствовала. Рита тяжело заболела, антибиотиков не было. Корь переросла в пневмонию. Она умерла у меня прямо на руках.


Галина Францевна МАЕВСКАЯ в молодости

Победа далась нелегко. Но тому поколению надо было жить за тех, кому не суждено уже было это сделать. Галина Маевская вернулась в Минск. Стала одной из тех, кто возрождал художественные мастерские в городе. Потом к ней пришла новая любовь. Она показывает рукой на мольберт:

— Его подарил мне второй муж — Владимир Павлович Суховерхов. Известный белорусский художник. Его самая популярная работа — «За родную Беларусь». Ее вы могли встретить и на страницах учебников, и даже в школьных кабинетах. Она создавалась у меня на глазах — в начале развития наших отношений. Тогда Минск возрождался, мы были влюблены друг в друга. Эта картина сейчас находится в одном из залов Национального художественного музея.

Владимир Павлович был очень импозантным мужчиной, носил шляпу, умел красиво ухаживать. Он писал удивительные письма Галине Францевне, если куда-то уезжал. С юмором, с рисунками. В их доме царила особенная атмосфера. За чашкой чая собирались художники. Владимир Павлович был дружен с Иваном Ахремчиком, Владимиром Стельмашонком, Сергеем Катковым. Они обсуждали искусство, спорили. Кажется, что комната Галины Францевны до сих пор хранит память о тех временах. Не зря здесь снимали даже один из эпизодов сериала «Следователь Протасов». Режиссера впечатлила сохранившаяся в этих стенах атмосфера 50—60-х годов. 

— Именно поэтому я ничего не разрешаю здесь менять, — Галина Францевна обводит взглядом комнату. — Хотя в другой половине дочка делает ремонт. А здесь время остановилось. Вот крест, который делал мой отец, а здесь — фигурки, сделанные моей дочкой, которые она мастерила в детстве. Наталья Суховерхова — моя дочь. Она известный художник декоративно-прикладного искусства. Создает замечательные  гобелены. Наташенька родилась болезненным ребенком. У меня был постоянный страх, что я ее потеряю. В течение 15 лет 14 раз переболела пневмонией. Врачи говорили, что не выживет. Послевоенный ребенок — здоровье, сами понимаете, никудышное. А она при этом, знаете, какая сильная была. Не плакала. Сидит и фигурки делает. Из пластилина, из бумаги... До сих пор их храню. 

Галина Францевна писать стала меньше, работала эпизодически, а больше времени посвящала семье. Потом и вовсе перестала писать. И только в 84 года снова взялась за краски. Она вспоминает:

— Дала дочке наказ: купи мне краски. Они еще с внуком переглянулись. Наверное, подумали, что бабушка в старческий маразм впадает. А я загорелась сделать копию портрета Пушкина, написанного Кипренским. Помню, когда открыла тюбик с масляной краской, у меня закружилась голова. Казалось, молодость вернулась. Писала долго. Было сложно. Но тот портрет сразу купили. Потом нашла фотографию Ленина. И его написала. Это были 90-е годы. Только развалился Советский Союз — портреты Ленина быстро раскупали. А потом захотела создать портрет Александра Лукашенко. Пошла в Белорусское телеграфное агентство, попросила его фото. Несколько месяцев рисовала. От рассвета до заката. Дочка ругала: «Мама, ты хоть бы поела». А мне не хотелось, верите? И так всегда. В картину с головой, словно в омут. Но портрет получился хороший. Его сразу купили в художественном салоне. Признаться, я мечтала подарить его Александру Григорьевичу собственноручно. Но ходят слухи, что этот портрет ему как раз кто-то подарил и он уже у него. Надеюсь, что это так. Потом мне, кстати, заказали сделать портрет Петра Прокоповича — Приорбанк хотел сделать подарок на его 60-летие. Помню, еще со свежим лаком забирали. А сейчас уже не пишу. В 93 года перестала — зрение подвело. 

Еще недавно Галина Францевна выходила на улицу погулять, а на столетний юбилей к ней пришло много гостей. Дочь Наталья Суховерхова рассказывает:

— Я помню портреты, написанные мамой. Добиться сходства — наиболее сложная задача при создании портрета. А у нее это получалось. Особенно ей удавались глаза — они всегда были яркие, живые.

Я взглянула в глаза самой Галины Францевны и невольно удивилась. За сетью морщинок на меня смотрели яркие ясные глаза, полные живости и интереса.

Рецепт долголетия


 — Я здесь не советчик. Здоровый образ жизни не соблюдаю. Питаюсь не совсем правильно. Зато, пока глаза видели, много читала. В молодости любила путешествовать, общаться с людьми.

azanovich@sb.b

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter