Жизнь на волоске

Кто и почему игнорирует правила охраны труда?

Кто и почему игнорирует правила охраны труда?

«У меня были более важные дела, чем охрана труда» — так объяснил неудовлетворительную работу по охране труда в Борисовской ПМК-165 ее руководитель Василий Стасевич, выступая на заседании Координационного совета органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Председатель Координационного совета, заместитель министра труда и социальной защиты Валерьян Король не сдержал эмоций: «Скажите, а какие дела, на ваш взгляд, более важные, чем сохранение здоровья и жизни человека?» В ответ услышали: «Вы меня не так поняли». Возможно, и оговорился Василий Михайлович, нечетко сформулировал свою мысль, и потому был неправильно понят участниками этого заседания. Но одно можно сказать с уверенностью: состояние охраны труда в Борисовском районе, работа по созданию безопасных и здоровых условий труда оставляют желать лучшего. Отношение к этой проблеме некоторых руководителей организаций, мягко говоря, удивляет. После заслушивания около десятка выступлений-отчетов руководителей различного уровня и знакомства с анализом дел в этой сфере у меня сложилось следующее мнение: отдельные руководители СПК района создание надлежащих условий для содержания животных на фермах считают делом более важным и первоочередным, чем организацию рабочих мест для работников с безопасными и здоровыми условиями труда. А ведь в этом же районе есть примеры грамотного и системного подхода к решению вопросов охраны труда: сельскохозяйственные производственные кооперативы «Кищинослободской» и «Зембинский», ОАО «Борисовский мясокомбинат», УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов», РУПП «Автогидроусилитель», Борисовский завод медицинских препаратов, но вот только почему-то никто не стремится к изучению опыта их работы и внедрению у себя.

В 2009 году в районе произошло 6 несчастных случаев, из них 4 — с летальным исходом. Средний возраст погибших в организациях района составляет 46 лет, а это означает, что погибли люди трудоспособного возраста, при этом стаж работы по профессии большинства потерпевших — более 10 лет. Большинство из зарегистрированных в районе 2280 субъектов хозяйствования имеют высокую степень производственных рисков. Это предприятия строительной, химической, машиностроительной и деревообрабатывающей отраслей, организации транспорта и агропромышленного комплекса. Но анализ показывает, что в этом регионе работа по профилактике производственного травматизма и созданию здоровых и безопасных условий труда работников проводится несистематически, от случая к случаю. Так, представители государственных надзорно-контрольных органов — МЧС, энергонадзора, санэпидемнадзора, ГАИ МВД, Федерации профсоюзов Беларуси и Департамента государственной инспекции труда — выявляют практически те же нарушения, что и в ходе предыдущих проверок, месячников, рейдов и т.д. Так, во всех проверенных организациях АПК и строительных организациях района в прошлом году выявлены нарушения правил и норм по обеспечению безопасных условий, причем практически все аналогичные нарушения были выявлены в ходе проверок 2008 года. Целых 46 пунктов содержит одно из последних предписаний, выданных госинспектором труда РУСП «Радуга», но и спустя месяц к устранению нарушений в хозяйстве так и не приступили. 

 — За нарушение требований Директивы Президента № 1 (распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, нарушение правил и техники безопасности, повлекших за собой увечье или смерть работника и т.д.) многие руководители организаций района, несмотря на предписания госинспекторов труда, не расторгают трудовые договоры с нарушителями, — рассказывает начальник областного управления Департамента госинспекции труда Сергей Шкруднев. — Например, за 9 месяцев прошлого года в ОАО «Борисов­древ» установ­лено 32 случая нарушения директивы, но 5 горе-работников по-прежнему продолжают трудиться на предприятии. Еще более удручающей вы­глядит картина в ОАО «ЗСЖБ»: из 12 нарушителей трудовой и производственной дисциплины только с каждым третьим расторгнут контракт.

После гибели сотрудника Оздятичской СШ от поражения электрическим током проведена тщательная проверка всех учреждений образования района. На письмо контрольно-надзорных органов с требованием обесточить все электрооборудование по причине отсутствия в школах и детских садах специалистов, имеющих допуск работы на нем, руководитель районного отдела образования в ответе отрапортовал о выполнении предписания в полном объеме. Но повторная проверка показала, что… электрооборудование продолжает работать (!), доступ неэлектротехнического персонала к токоведущим элементам оборудования по-прежнему не ограничен, проверка знаний по охране труда не проводится. Чем объяснить подобное положение дел? Назовем вещи своими именами: отсутствием должного контроля и принципиального спроса с руководителей организаций со стороны районного исполнительного комитета, низким уровнем личной ответственности как работников, так и нанимателей.

В начале 2009 года в ОАО «ПМК-165» сменили руководителя, спустя несколько месяцев новый начальник В.Стасевич (о котором мы уже упоминали) на заседании комиссии по охране труда райисполкома подверг резкой критике работу своего предшественника и обещал навести порядок на строительных объектах. Но в ходе двух месячников по контролю за соблюдением законодательства об охране труда в строительных организациях, которые проводил Департамент государственной инспекции труда в прошлом году, выявлены практически те же самые нарушения, что и при его предшественнике.

20 мая 2009 года в 9.05 утра в РУП «Ганцевичское» произошла трагедия. Двое слесарей спустились в приямок для установки маховика на стакан приводного вала. Через несколько минут маховик весом 4,6 тонны придавил работников. Стаж работы на предприятии одного из погибших составлял 23 года, четыре из них — в должности заместителя начальника цеха переработки торфа. При судебно-химическом исследовании в его крови и моче обнаружили этиловый спирт в концентрации 1,6 промилле, что соответствует состоянию алкогольного опьянения средней степени. Второй пострадавший получил тяжелую травму. Обращаю внимание читателей на время, когда произошла трагедия: 9.05 утра! Во исполнение Директивы Президента № 1 с начальником цеха В.Санчуком расторгнут контракт, а директор торфопредприятия фактически никакого наказания не понес. Правда, спустя несколько месяцев он был уволен с занимаемой должности, но совсем за другие «грехи» — за браконьерство.

Как показывает практика, для устранения 90 процентов всех выявляемых государственными органами надзора и контроля нарушений в сфере охраны труда не требуется финансовых средств. Требуются лишь желание и умение — каждого работника и руководителя — организовать свою работу так, чтобы каждый вечер возвращаться живыми и здоровыми домой, к своим семьям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter