Жизнь на Венере есть!

ПЛАНЕТА Венера для простых землян недосягаема. А космическому туристу на один только «билет» нужно выложить кругленькую сумму в сотню тысяч долларов. И то это еще в проекте. А вот белорусам далеко ходить или летать не нужно — есть у них своя Венера, на Логойщине. Путешествие из столицы туда и обратно стоит всего-то пару десятков тысяч рублей. В деревню с таким необычным названием и направился корреспондент «БН».

А по соседству с Логойским районом она кипит на Марсе и Юпитере в Дзержинском...

ПЛАНЕТА Венера для простых землян недосягаема. А космическому туристу на один только «билет» нужно выложить кругленькую сумму в сотню тысяч долларов. И то это еще в проекте. А вот белорусам далеко ходить или летать не нужно — есть у них своя Венера, на Логойщине. Путешествие из столицы туда и обратно стоит всего-то пару десятков тысяч рублей. В деревню с таким необычным названием и направился корреспондент «БН».

Хлеб из автолавки

Жителей в Венере — 22 человека, подворий — 13. Поначалу я и в самом деле подумал, что высадился на другую планету — от районной трассы до Венеры около 20 километров. Рейсовый автобус ходит не чаще двух раз в неделю (местные мне потом сказали, что им больше и не надо). Всего одна проселочная дорога, она же центральная улица. Но местные жители не жалуются на бездорожье. Даже в непогоду здесь не бывает грязи, «скорая» или автолавка не застревали никогда, приезжают вовремя. А главное, чем удерживает жителей Венеры их деревушка, — это чистый, незагазованный воздух, живописный лес, речка, поле. Иными словами, раздолье, которого в городе не сыщешь.

Жизнь в белорусской Венере идет размеренно. Никогда здесь не было своего магазина. Раньше ближайший торговый объект находился в деревне Красное, что в паре километров от Венеры. А когда людей стало меньше — умерли, разъехались, — закрылся и он, стала ходить автолавка Логойского райпо, которая привозит товары сельчанам на любой спрос и вкус. В перечне самых важных — хлеб, молоко, спички, крупы, каши. График движения машины — два раза в неделю, по вторникам и пятницам.

Туристов здесь нет...

Если в Венеру ехать со стороны Вейно, первый на пути — дом Нины Акулич. Женщина в деревне живет около восьми лет, на подворье держит две коровы. Это больше, чем кто-либо другой из местных. И одну буренку держит не каждый, из живности в основном во дворах куры. Хозяйку не застал, но со мной охотно вступила в разговор невестка Юлия:

— С мужем сюда из Минска переехали. Сейчас я в декретном отпуске, у меня двое малышей. В деревне дышится легко, тишина. Это гораздо лучше, чем в большом и шумном городе.

— Зачем держите столько коров?

— Так это же дополнительный заработок! У нас много пастбищ, все рядом с домом. Так что с кормами проблем нет, особенно летом. К тому же молоко со своего подворья очень полезное.

— Не удивляет, что живете в деревне с таким «космическим» названием?

— Да, когда услышала его в первый раз, поверить не могла. А потом как-то привыкла. Ну, Венера и Венера. Хотя туристы тут редкость. В основном приезжают те, кто так или иначе был связан с деревней раньше.

«Это только по молодости в городе интересно»

— Прежде не могла понять, почему пожилой человек не едет к детям в город жить, — делится со мной жительница столицы Нина Коляга. — Теперь мы и сами немолоды, а у нас с мужем участок в Венере, держим индюков, кур, грядки засеваем, урожаи собираем. Убеждена — это только по молодости в городе интересно.

Их дом — самый «пожилой» в деревне. Родители Виктора построили его еще в 1943 году.

— Немцы в деревне облаву делали, с самолетов бомбили, — вспоминает сестра Виктора Татьяна Лазарь. — А мы в 43-м только-только построили хату. Ее, думали, и разбомбят. Но повезло, снаряд упал на перекрестке, рядом, но не попал.

Сегодня самый старый дом Венеры выглядит вполне «молодо». Потому как хозяева надолго его не покидают. Фактически Коляги переселились сюда из четырехкомнатной квартиры в Минске, проводят в любимой Венере большую часть года. В городе бывают только по необходимости. Вот и на этот раз Виктор уехал в больницу на обследование. С хозяйством осталась Нина.

— Сделали кое-какой ремонт в доме, покрасили, обшили фасад. Занимаемся двором, бетонную дорожку почти уложили. Хотим воду провести. Водопровода нет, поставим насос из колодца. В общем, обустраиваемся как можем, — поясняет Нина. — Из города к нам приезжают дети, внуки. Не только погостить, но и помочь.

Самый красивый дом

У дома Раисы Гунич другое преимущество. Он в Венере самый красивый. Один его фасад чего стоит: без лишней вычурности и украшений, однако аккуратный, только отремонтированный. Цвет дома — светло-зеленый, стеклопакеты.

Раиса Гунич всю жизнь проработала в колхозе. Ей уже за 80, здоровье не то что в молодости, когда могла по льду босиком пробежать.

— Проблема для меня — врача посетить: принимает он в деревне Задорье, а поди доберись до этой деревни, что в десяти километрах от нас. Общественный транспорт ходит два раза в неделю, но у меня никаких нареканий на расписание нет — ровно столько положено ходить автобусу по социальным стандартам. Каждый день за десять километров транспорт пускать — автопарк обанкротится, что ж я не понимаю, что ли?

— Хорошо, что у меня таблетки есть, полный шкаф. Они как-то еще поддерживают здоровье. Но если совсем плохо, рядом сын. На него вся надежда. Если что, сразу вызовет медсестру, которая дежурит круглосуточно в Задорьевской больнице сестринского ухода, — поясняет Раиса.

Сын Анатолий живет вместе с матерью. Он и за ней присматривает, и хозяйство все на нем: дров нарубит, кур накормит, огород прополет. Недавно, кстати, прибавилось хлопот с живностью.

— От пенсионера из соседней деревни Двиноса «в наследство» досталась лошадь, — поясняет Анатолий. — Хозяин недавно умер, смотреть некому. Его сын попросил на время взять себе коня. Он часто ездит в командировки, работает вахтовым методом. Лошадь пока не торопится продавать. А мне нетрудно ее на пашню вывести, напоить. Поле-то рядом, сразу за огородом…

Разговор прерывает подъехавшая на велосипеде почтальон Софья Смольник. Достает из сумки газету, отдает Анатолию. На своем двухколесном транспорте почтальон ежедневно, кроме выходных, наматывает по 10 километров.

— Людей в деревнях все меньше, вот и подписчиков меньше, — сетует Софья.

Софью в деревне ждут в каждом доме. Встречают с не меньшим нетерпением, чем автолавку. Особенно в день получения пенсии:

— Сельчане сразу отдают деньги за свет, телефон, ведь я имею право принимать такие платежи, как и заказы на товары — масло растительное, канцелярские принадлежности. В общем, на все, что на почте продают. У людей есть выбор, где купить — через меня или ждать автолавку.

Под  звездой

Деревня Венера разместилась в самой глубине Задорьевского сельсовета. Раньше вся земля, где стоит Венера, принадлежала графу Тышкевичу. Местные складывают об истории появления Венеры целые легенды. Одна из моих собеседниц утверждает, что Венера появилась на карте еще в 1917 году, когда часть безземельных крестьян из окрестных деревень Красное и Луськое перебрались сюда. По легенде, первый переселенец построил свой дом как раз под звездой Венерой, которая в тот момент ярко сверкала на небе. То есть деревню назвали в честь планеты. А еще бытует предание, что в старину на месте нынешней деревни стояло поместье. У его хозяина была красивая дочь по имени Венера. Девушка любила бедного парня, но быть вместе молодым людям не разрешили. Отчаявшись, Венера бросилась в реку. Вот и решили назвать деревню в память о погибшей девушке и в честь ее любви...

Хорошие дела от «Хорошего»

Престарелым жителям деревни помогают дети. Но и сельисполком не остается в стороне — фонарь, например, отремонтировать, проводку починить, с дровами помочь…

— С разными вопросами к нам обращаются люди, — рассказывает председатель Задорьевского сельисполкома Елена Таляронок. — В Венере в основном пенсионеры — только три человека трудоспособного возраста. Социальный работник — Стас Валуй. Сам холостяк, обязанности свои выполняет добросовестно. Никогда в его адрес не слышала нареканий — и воды принесет, и дров, печь затопит, дорожки зимой расчистит. Всего в сельсовете 33 деревни, в них живут 410 одиноко проживающих. Воспользоваться услугами социальных работников может каждый.

Самая современная деревня на территории сельского Совета — Задорье. В средней школе здесь учатся 78 детей, в детском саду 10 малышей… Деревня эта — центр сельсовета. Есть магазин, амбулатория, больница сестринского ухода, Дом культуры, библиотека, почтовое отделение. ОАО «Хорошее» всегда приходит на помощь сельчанам. Запахивает приусадебные участки, помогает в уборке зерновых. А к празднику Победы каждому ветерану дарит подарок. Не остается в стороне, если нужно помочь с техникой. Когда в циклон «Хавьер» сильно замело подъездные дороги к деревням Красное, Луськое, Венера, пришло на подмогу. Если бы не погрузчики хозяйства, сельчане надолго остались бы без дороги...

КСТАТИ

Деревня Венера —  не единственная с таким  космическим названием в Беларуси. Марс и Юпитер расположились на «орбите» по соседству, в Дзержинском сельсовете Дзержинского района. Поселок Марс есть и в Страдубском сельсовете Лоевского района.

КОММЕНТАРИЙ

Инна ХОТЯНОВИЧ, начальник отдела занятости управления по труду, занятости и соцзащите Логойского райисполкома:

 — Сельские исполнительные комитеты ежегодно предоставляют информацию о неработающих, которые проживают на их территории. Идет работа по приобщению к социально-полезному труду. В январе—октябре 2013 года проведены общественные работы, имеющие социально полезную значимость, на 17 объектах Логойского района. В частности, выкосили сорную растительность в населенных пунктах сельских Советов, отремонтировали заборы вокруг гражданских кладбищ.

Марина ЛАПЦЕВИЧ, директор Территориального центра социального обслуживания населения Логойского района:

— В ноябре на комплексном надомном обслуживании у нас — 677 пожилых и инвалидов. Из них 78 в Логойске и 54 — в Плещеницах.

Количество обслуживаемых, график посещения граждан соцработниками и медсестрами устанавливает заведующая отделением социальной помощи на дому и утверждает директор центра. Учитываются компактность проживания обслуживаемых, характер транспортных связей, имеющиеся в районе организации торговли и службы бытового обслуживания.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter