Школьник Алексей Савин еще не имеет водительского удостоверения, но уже является одним из лучших автогонщиков Беларуси

Жизнь на скорости

В школу Алексей Савин на зависть одноклассникам приезжает на мотоцикле. Прошлым летом, как только стукнуло 16, он бодрым шагом отправился в ГАИ и собственноручно сделал себе подарок — с первого раза сдал экзамен на категорию «А». Леша вообще парень в своем роде уникальный. Сегодня ему всего 17, у него еще даже нет удостоверения на право вождения автомобиля, но при этом мальчишка — один из лучших гонщиков страны! Удивительное, как говорится, рядом: он победитель чемпионатов по картингу, трековым и кольцевым гонкам! А ведь автоспортом Алексей Савин занимается всего чуть более пяти лет.

Так Алексей Савин ездит в школу.
Алексей производит впечатление изумительно рассудительного и смышленого для своих лет парня. На все вопросы отвечает вдумчиво, основательно и ­даже не верится, что с таким темпераментом он обожает скорость и адреналин.

Говорит, за рулем меняется, дает волю эмоциям. На встречу в редакцию он приехал на ­своем любимом байке Aprilla. Смотрится солидно.

— Сразу по городу было немного боязно ездить, — признается Леша. — Старался двигаться неторопливо, занимая крайнюю к тротуару полосу. А сейчас освоился, стал увереннее. Но быстро не гоняю, хотя эта модель может развить скорость до 125 километров в час.

— А в гонках с какой скоростью ездишь?

— В кольцевых — в районе 180, на картинге — 120—130 километров в час на прямом участке. Легкое волнение всегда есть перед стартом, но как только срываешься с места, все мысли отходят на второй план: перед тобой только трасса и соперники.

— Как ты вообще попал в этот мир скорости и автомобилей?

— Совершенно случайно! У старшего брата был день рождения, и родители устроили праздник — мы пошли кататься на багги. ­Тогда я впервые сел за руль, мне было 11. И знаете, все дружно отметили, что получилось на удивление хорошо. Чуть позже сел в картинг. И вот там-то на меня обратил внимание тренер. Предложил заниматься. Так и началось.

— Желания бросить никогда не возникало?

— Возникало. И даже бросал — год не занимался. Как-то вдруг скучно стало, приелось. Соревнований в ту пору не было, а наматывать каждый раз круги на тренировке по знакомой трассе — дело не слишком веселое. Правда, через год вернулся. И, как оказалось, перерыв пошел только на пользу. Тренер был поражен. Сказал: «Будто другой человек за руль сел! Ты ехал настолько быстро, что такого в Беларуси в твоем возрасте я еще не видел!»

— Свою первую гонку помнишь?

— Участвовать в соревнованиях стал с 12 лет. Это очень поздно, потому что сегодня дети приходят в картинг лет в шесть. Но дело, мне кажется, не в возрасте. Главное, чтобы нравилось то, чем занимаешься. Если так, то тогда точно все получится! А первый старт, конечно, помню. Это было в Гомеле на картинговой трассе. Я, новичок, занял третье место и на равных боролся с пятикратным чемпионом Беларуси. Причем в жуткую погоду — поливал дождь.

— Так ты почти как легендарный бразилец Айртон Сенна, которого называли Человек Дождя!

— Меня как-то тоже так назвали. Очень лестно. Мне действительно нравится гоняться в дождь, и получается вроде бы неплохо. Кстати, в Бразилии я был — участвовал два года назад в чемпионате мира по картингу. Грандиозные соревнования: по 72 лучших гонщика планеты в каждом классе! Признаюсь, немного растерялся и к финишу пришел 62-м. Много факторов повлияло: не хватило практики, плюс жара, новая машина (всего две гонки на ней провел), другая резина… Но опыт приобрел неоценимый.

— Когда ты пересел из картинга в гоночный автомобиль?

— Мой тренер Сергей Лапицкий в гонках на треке организовал класс «Легенды СССР». Вот в них-то я первый раз и поучаствовал, в Боровой на стадионе «Заря». Ехал на «Жигулях»-семерке. В соперниках были и чемпионы страны, и мастера спорта, но я, как ни странно, победил. Для многих это стало большой неожиданностью. Мне ведь на тот момент было всего 13 лет.

Автомобиль Алексея Савина с номером 66 стал в этом году главным сюрпризом кольцевых гонок в России.

— Потрясающе! А в нынешнем сезоне ты всерьез ­заявил о себе еще и в кольцевых гонках!

— Да. Там есть класс «юниор», но я сразу поехал во взрослой категории. В этом сезоне, который оказался скомканным из-за пандемии, участвовал в трех этапах: в Смоленске, Питере и Казани. В Смоленске финишировал в середине пелетона — машина еще толком не была готова, да и сказался дебют. Зато в Санкт-Петербурге занял третье и второе места. И сразу почувствовал, как отношение ко мне изменилось: признали за своего. ­Поняли, что я не просто мальчик, а что-то из себя представляю, могу ехать в лидерах. Во второй гонке в Казани стартовал с шестого места, но быстро всех обогнал. Лидировал 15 кругов из 18, но опыта чуть-чуть не хватило, на предпоследних кругах упустил первенство, финишировал вторым. Что тоже, считаю, неплохо.

— Гоночная жизнь учебе не мешает?

— Соревнования проходят в основном в летний период, так что больших проблем нет. Максимум, что пропускаю — пару дней в конце весны или начале осени. А учусь я, кстати, неплохо.

— Любимый предмет имеется?

— Нравится русский язык. И литература.

За рулем картинга никто не мешает мечтать о «Формуле-1».

— Есть у тебя мечта в автоспорте?

— Хотелось бы, конечно, попасть в «Формулу-1» — каждый гонщик об этом мечтает. Но понимаю, что это даже в теории вряд ли возможно — нужны огромные спонсорские деньги. Поэтому вижу свою цель в том, чтобы попасть в пул топовых пилотов и поучаствовать в самых престижных чемпионатах мира и Европы. Буду к этому стремиться!

В грядущие выходные у Алексея Савина снова старт — в Москве. Там пройдет очередной этап кольцевых гонок, в которых наш 17-летний соотечественник за один сезон промчался путь от дебютанта до фаворита. Ну а потом в школу, за парту — гранит науки никто не отменял…

s_kanashyts@sb.by

Фото Александра Кушнера и из личного архива Алексея Савина.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter