Алексей производит впечатление изумительно рассудительного и смышленого для своих лет парня. На все вопросы отвечает вдумчиво, основательно и даже не верится, что с таким темпераментом он обожает скорость и адреналин.
Говорит, за рулем меняется, дает волю эмоциям. На встречу в редакцию он приехал на своем любимом байке Aprilla. Смотрится солидно.
— Сразу по городу было немного боязно ездить, — признается Леша. — Старался двигаться неторопливо, занимая крайнюю к тротуару полосу. А сейчас освоился, стал увереннее. Но быстро не гоняю, хотя эта модель может развить скорость до 125 километров в час.
— А в гонках с какой скоростью ездишь?
— В кольцевых — в районе 180, на картинге — 120—130 километров в час на прямом участке. Легкое волнение всегда есть перед стартом, но как только срываешься с места, все мысли отходят на второй план: перед тобой только трасса и соперники.
— Как ты вообще попал в этот мир скорости и автомобилей?
— Совершенно случайно! У старшего брата был день рождения, и родители устроили праздник — мы пошли кататься на багги. Тогда я впервые сел за руль, мне было 11. И знаете, все дружно отметили, что получилось на удивление хорошо. Чуть позже сел в картинг. И вот там-то на меня обратил внимание тренер. Предложил заниматься. Так и началось.
— Желания бросить никогда не возникало?
— Возникало. И даже бросал — год не занимался. Как-то вдруг скучно стало, приелось. Соревнований в ту пору не было, а наматывать каждый раз круги на тренировке по знакомой трассе — дело не слишком веселое. Правда, через год вернулся. И, как оказалось, перерыв пошел только на пользу. Тренер был поражен. Сказал: «Будто другой человек за руль сел! Ты ехал настолько быстро, что такого в Беларуси в твоем возрасте я еще не видел!»
— Свою первую гонку помнишь?
— Участвовать в соревнованиях стал с 12 лет. Это очень поздно, потому что сегодня дети приходят в картинг лет в шесть. Но дело, мне кажется, не в возрасте. Главное, чтобы нравилось то, чем занимаешься. Если так, то тогда точно все получится! А первый старт, конечно, помню. Это было в Гомеле на картинговой трассе. Я, новичок, занял третье место и на равных боролся с пятикратным чемпионом Беларуси. Причем в жуткую погоду — поливал дождь.
— Так ты почти как легендарный бразилец Айртон Сенна, которого называли Человек Дождя!
— Меня как-то тоже так назвали. Очень лестно. Мне действительно нравится гоняться в дождь, и получается вроде бы неплохо. Кстати, в Бразилии я был — участвовал два года назад в чемпионате мира по картингу. Грандиозные соревнования: по 72 лучших гонщика планеты в каждом классе! Признаюсь, немного растерялся и к финишу пришел 62-м. Много факторов повлияло: не хватило практики, плюс жара, новая машина (всего две гонки на ней провел), другая резина… Но опыт приобрел неоценимый.
— Когда ты пересел из картинга в гоночный автомобиль?
— Мой тренер Сергей Лапицкий в гонках на треке организовал класс «Легенды СССР». Вот в них-то я первый раз и поучаствовал, в Боровой на стадионе «Заря». Ехал на «Жигулях»-семерке. В соперниках были и чемпионы страны, и мастера спорта, но я, как ни странно, победил. Для многих это стало большой неожиданностью. Мне ведь на тот момент было всего 13 лет.
Автомобиль Алексея Савина с номером 66 стал в этом году главным сюрпризом кольцевых гонок в России.
— Потрясающе! А в нынешнем сезоне ты всерьез заявил о себе еще и в кольцевых гонках!
— Да. Там есть класс «юниор», но я сразу поехал во взрослой категории. В этом сезоне, который оказался скомканным из-за пандемии, участвовал в трех этапах: в Смоленске, Питере и Казани. В Смоленске финишировал в середине пелетона — машина еще толком не была готова, да и сказался дебют. Зато в Санкт-Петербурге занял третье и второе места. И сразу почувствовал, как отношение ко мне изменилось: признали за своего. Поняли, что я не просто мальчик, а что-то из себя представляю, могу ехать в лидерах. Во второй гонке в Казани стартовал с шестого места, но быстро всех обогнал. Лидировал 15 кругов из 18, но опыта чуть-чуть не хватило, на предпоследних кругах упустил первенство, финишировал вторым. Что тоже, считаю, неплохо.
— Гоночная жизнь учебе не мешает?
— Соревнования проходят в основном в летний период, так что больших проблем нет. Максимум, что пропускаю — пару дней в конце весны или начале осени. А учусь я, кстати, неплохо.
— Любимый предмет имеется?
— Нравится русский язык. И литература.
За рулем картинга никто не мешает мечтать о «Формуле-1».
— Есть у тебя мечта в автоспорте?
— Хотелось бы, конечно, попасть в «Формулу-1» — каждый гонщик об этом мечтает. Но понимаю, что это даже в теории вряд ли возможно — нужны огромные спонсорские деньги. Поэтому вижу свою цель в том, чтобы попасть в пул топовых пилотов и поучаствовать в самых престижных чемпионатах мира и Европы. Буду к этому стремиться!
В грядущие выходные у Алексея Савина снова старт — в Москве. Там пройдет очередной этап кольцевых гонок, в которых наш 17-летний соотечественник за один сезон промчался путь от дебютанта до фаворита. Ну а потом в школу, за парту — гранит науки никто не отменял…
s_kanashyts@sb.by
Фото Александра Кушнера и из личного архива Алексея Савина.