Жизнь на грани смерти

Говорят, можно пережить все, кроме смерти, и нет тех, кто ее не страшится.
Говорят, можно пережить все, кроме смерти, и нет тех, кто ее не страшится. Оказалось - есть! Как есть и те, кто пережил смерть (точнее, говоря языком медиков, клиническую смерть) и вернулся на грешную землю. Некоторые побывали на грани бытия. Люди рассказывают, что они увидели и ощутили, - то, что сильно изменило отношение ко всему, в том числе к жизни и смерти. Исчез и страх перед смертью.

Город-сказка, город-мечта

Только что он ехал в своей машине на встречу и вдруг оказался в этом чужом красивом средневековом городе, похожем на старый Мир или Несвиж. Александр удивленно рассматривал здания. Вокруг - ни души. Откуда на нем это старинное длинное платье, вышитое золотом? Оно похоже на то, в каких выступали раньше "Песняры". Только вот на подоле кровавые пятна... Постепенно они уменьшались, кровь как будто смывалась. А он шагал по городу легко и свободно, не оглядываясь назад.

- Прежде чем я оказался в том городе, был длинный темный коридор, - рассказывает мой собеседник. - Я очень медленно двигался вдоль черной стены. Не шел, а скорее плыл по воздуху - веса тела не чувствовал. Хоть время там ощущается иначе, нежели в реальной жизни, все равно осталось ощущение, что в этом коридоре я был о-очень долго.

...А перед мрачным коридором была самая обыкновенная минская дорога, на которой произошла страшная авария: на улице Московской лоб в лоб столкнулись две машины. За рулем "Форда" был Александр, в другой находились парень и девушка. Скорость несущейся навстречу "Альфа-Ромео", как потом выяснилось, была около 150 километров в час! Девушка погибла на месте, парень - виновник трагедии - отделался незначительными травмами, а Александр провел почти две недели без сознания и еще не один месяц в больнице, где его, можно сказать, собирали по частям: сшивали, сращивали. Пока спасатели доставали его, скорее мертвого, чем живого, из искореженного автомобиля, а медики выводили из комы, Александр пребывал в другом мире - по ту сторону этого, земного.

- Самого столкновения я не помню. Перед глазами вдруг поплыли черно-белые пятна, и пришло осознание того, что жить осталось 20 - 30 секунд, - рассказывает мне Александр. - Последнее, что помню - лицо моего бывшего одноклассника, а ведь мы с ним давно уже не общались, с самой школы. Помню, как позвал на помощь. Дальше - провал. Последующие воспоминания Александра схожи с теми видениями, которые наблюдали многие люди, балансирующие на грани жизни и смерти. Темный коридор, затем какое-то переходное место, взгляд на себя со стороны.

- Я шел по пустынным улицам и рассматривал здания, тротуары. Никаких умерших родственников, как рассказывают другие, я не встретил. Но вдруг заметил группу людей. Их внешность не очень вязалась с окружающей обстановкой. Одежда напоминала какую-то форму. Они столпились возле тела, лежащего на дороге. Это было мое тело.

Удивительно, но никаких бурных эмоций это зрелище у Александра не вызвало, хотя он понимал, что случилось что-то очень страшное. Тут он осознал, что находится в другом измерении. Но не было ни страха, ни переживаний, наоборот - ощущение небывалой легкости и свободы. Его никто не замечал, люди в форме смотрели как будто сквозь него. И только один, самый главный, вдруг посмотрел прямо в глаза. Больше он не терял этот визуальный контакт, а тот, главный, все время повторял: "Ты молод, еще многое предстоит сделать. Ты не должен здесь оставаться". Звал обратно, на землю.

- Особого действия его слова на меня не произвели, - рассказывает Саша. - Я был абсолютно спокоен и равнодушен. Вроде как размышлял, стоит возвращаться или нет, и в какой-то момент у меня даже возникло острое нежелание возвращаться. Но потом как бы нехотя я все же мысленно, без слов, согласился. И оказался в светящемся широком коридоре. Вокруг витали белые хлопья облаков. Какая-то сила подхватила и понесла меня вверх.

Очнулся Александр в больничной палате реанимационного отделения 2-й Минской клинической больницы спустя две недели после аварии. Сперва ему было тяжело даже думать. От собственных мыслей уставал, как от тяжелой работы.

- Я мог вспомнить лишь пару минут того дня, - делится Александр, - не помнил и аварии, зато небесный город в памяти сохранился отлично. Не мог разговаривать, не воспринимал речь, улавливал только интонацию.

Постепенно Саша пошел на поправку.

То, что их объединяет

В своих видениях и воспоминаниях Александр не одинок. Очень многие люди, побывавшие в состоянии комы или пережившие клиническую смерть, рассказывают о похожих вещах. Нередко в их рассказах фигурируют какие-то доброжелательные создания. Это могут быть умершие родственники и друзья или просто существо из света - добрый, любящий дух, которого никогда раньше не видел. Это существо без помощи слов просит человека оценить свою жизнь, моментально воспроизводя перед ним главные ее события. Человек приближается к чему-то вроде стены или линии и осознает, что это граница между земной и загробной жизнью. Однако перейти эту границу ему не удается. Он чувствует, что должен вернуться назад, что время его смерти еще не пришло. Однако этого может и не случиться...

40-летней Ирине Викторовне, страдающей легочной эмболией - закупоркой кровеносных сосудов в легких, - была сделана срочная операция. Врачам пришлось приложить героические усилия, чтобы вернуть женщину к жизни. Сама Ирина рассказывает вот какую историю: "Мой дух воспарил. Я была спокойна. Чувствовала себя великолепно. Я видела, как доктор нажимает на мою грудную клетку, и удивлялась. Зачем так стараться? Я совершенно, в полной мере счастлива".

Она видела свое тело на кровати, но ощущала себя отделенной от него. Было безразлично, что подошел человек в белом халате и сделал укол в сердце, впрочем, как и то, что медсестра, подходя к кровати, в спешке задела стойку, на которой были укреплены бутыли с раствором для внутривенного вливания.

- Мне было видно, как стойка упала на постель, - продолжает Ирина, - а одна из бутылей задела мое лицо. Но это было неважно, я была свободна от боли. Затем у меня появилось странное чувство, что где-то рядом мой брат, умерший 10 лет назад.

Она даже ощущала его присутствие и была готова обернуться, поискать его, когда вдруг услышала восклицание доктора: "Дышите, Ира, дышите!" Возвращаться не хотелось. Но нахлынула жгучая боль в грудной клетке и подсознательно она поняла, что вернулась в свое тело.

Интересно, что все увиденное Ириной происходило на самом деле. Мистика? Вряд ли кто-нибудь возьмется объяснить подобные видения.

По науке жизнь заканчивается там, где наступает смерть. У ученых и врачей на сей счет свои мысли и объяснения. По их мнению, такие рассказы больных могут быть проявлением одной из форм токсического психоза - помутнения сознания вследствие ядов, образующихся в процессе умирания. Период клинической смерти воспринимается ими как сон. У умирающего человека дольше всего сохраняются слуховые восприятия. Поэтому при умирании и оживлении больной слышит "голоса". Врачи должны аккуратно подбирать слова при проведении реанимационных процедур, поскольку умирающий еще некоторое время так или иначе их слышит.

С научной точки зрения "раздвоение" личности, когда человеку кажется, что существует он и его реальный двойник, - феномен, называемый деперсонализацией. Проявляется он при различного рода психических заболеваниях. Есть свое объяснение и "движению по тоннелю навстречу яркому свету". С позиции физиологии это объясняется так: когда части зрительной доли коры больших полушарий мозга уже страдают от нехватки кислорода, полюса обеих затылочных долей, имеющие двойное кровоснабжение, продолжают еще некоторое время функционировать. В результате поле зрения резко сужается и остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, "трубное" зрение.

И, наконец, почему перед глазами некоторых умирающих с молниеносной скоростью проносятся картины всей прожитой жизни? Известно, что участки мозга угасают не одновременно. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга, а заканчивается более древними. При оживлении восстановление этих функций протекает в обратном порядке: сначала оживают более древние участки коры головного мозга, а затем уже новые.

В жизнь после смерти, как и в правдивость рассказов своих пациентов, многие медики просто не верят: одни называют это галлюцинациями, другие - вымыслом. Между тем подобные истории люди рассказывали и рассказывают. Одну их них в своем произведении "Смерть Ивана Ильича" описал и Лев Толстой: "Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, еще сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры, засветилось что-то. С ним сделалось то, что бывало с ним в вагоне железной дороги, когда думаешь, что едешь вперед, а едешь назад, и вдруг узнаешь настоящее направление... В это самое время Иван Ильич провалился, увидал свет, и ему открылось, что жизнь его была не то, что надо, но что это еще можно поправить... Жалко их, надо сделать, чтобы им не больно было. Избавить их и самому избавиться от их страданий. "Как хорошо и как просто", - подумал он... Он искал своего привычного страха смерти и не находил его... Вместо смерти был свет".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter