Заслуженная артистка Беларуси Светлана Суховей отмечает юбилей

Жизнь как вспышка


Сегодня отмечает юбилей заслуженная артистка Республики Беларусь, популярная актриса Театра-студии киноактера Светлана Суховей. Выпускница легендарной вгиковской мастерской Игоря Таланкина сыграла в кино более 50 ролей — в фильмах «Бабье царство», «Сыновья уходят в бой», «Командир счастливой «Щуки», «Веселый калейдоскоп», «Фронт без флангов», «Память земли», «Любить по-русски — 2», «Автошкола», «Ой, ма-моч-ки!» и многих других. А еще были роли в спектаклях любимого театра «Фантазии по Гоголю», «Мы идем смотреть «Чапаева», «Заноза», «Щелкунчик», «Волки и овцы»…

Широта интересов

С 1989 года Светлана Суховей — бессменный председатель Белорусской гильдии актеров кино. Многое удалось сделать ей и в качестве депутата Палаты представителей Национального собрания, являясь заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу.

Напомним, дебют Светланы Суховей в кино состоялся в пятилетнем возрасте в легендарной картине Льва Голуба «Девочка ищет отца». Съемки проходили в Мозыре.

— Я случайно туда попала — местных детишек взяли для массовки, — вспоминает актриса. — А потом, в 1967 году, было участие в массовой сцене фильма «Бабье царство», который снимал на «Мосфильме» Алексей Салтыков по сценарию Юрия Нагибина. Режиссеру пришлось вырезать кадры со мной, потому что я на все смотрела восторженными глазами: на то, как работают операторы, как рядом что-то поджигали, бежали с автоматами… Эта восторженность не отвечала накалу сцены угона девушек в Германию. Мягко говоря, я находилась не в образе. Но самое удивительное, что после этого Алексей Салтыков предложил мне одну из главных ролей в этой картине — роль Дуняши.

Театр в ее жизни появился тоже рано. Светлана участвовала в постановках школьного театра в Серпухове, куда семья переехали вслед за отцом-военным. Среди ролей был даже Незнайка!

Картина Репина «Не ждали»

«Похищение Елены».
— До ВГИКа судьба трижды приводила меня в кино. Вместе с тем мне очень легко давалась математика, и хотелось ею заниматься. Все наше окружение, в том числе друзья моего отца, когда узнали, что я хочу поступать во ВГИК, пришли в ужас. Звонили мне и говорили: «Света, ты сошла с ума! Поступай в Бауманку, ты будешь прекрасным инженером, а если захочешь, будешь играть где-нибудь в народном театре для души». Но я поступила во ВГИК сразу на второй курс белорусского набора.

Кстати, когда наш курс приехал на «Беларусьфильм», оказалось, что нас не очень-то там и ждали. Хотя во ВГИКе мы были избалованы вниманием. Существовало какое-то странное положение вещей: ассистенты режиссеров в то время считали за честь найти на роль артиста из Москвы, Ленинграда или Литвы… И тянулось это очень долго: в главных ролях нас не снимали, хотя пробы у некоторых были прекрасные. Когда мы участвовали в озвучке драмы Элема Климова «Иди и смотри», он сказал, что белорусские артисты работают с душой, видимо, потому, что их в отличие от московских коллег редко снимают. Помню, когда Валерий Рубинчик готовился к съемкам картины «Культпоход в театр», встретив меня, вскричал: «Вот! Такая актриса мне нужна!» Но в итоге снял Марину Шиманскую. Не признавать и не замечать своих — давняя наша традиция. И сознание режиссеров, ассистентов очень трудно изменить. Хотя ни один фильм или сериал наши актеры не испортили, а наоборот — украсили. Когда успешно проходила пробу и мечтала о роли взахлеб, всегда утверждали не меня. Так сложилось, что я больше снималась в других республиках, чем в Беларуси. Всегда шучу: то, что меня мало снимали в белорусском кино, не моя беда, а беда наших режиссеров.

Поэтому для многих моих коллег настоящей отдушиной стал Театр-студия киноактера. Многие актеры раскрылись там по-новому. А Владимир Грицевский и Александр Беспалый еще и проявили себя в режиссуре.

— Светлана Ивановна, женская дружба все-таки существует? Можете назвать Елену Драпеко, Наталью Варлей, Веру Полякову своими подругами?

— Да, конечно. С Еленой Драпеко дружим, начиная с картины «Мужество». Мы два Скорпиона, обе родили дочерей в один год и назвали их Настями. Всю жизнь наши судьбы переплетаются. Елена — депутат Госдумы, а я поработала в Палате представителей.

С Натальей Варлей дружим с нашей юности, со съемок в фильме «Черные сухари». Очень теплый, чуткий, справедливый человек. Всегда меня удивляет. Однажды, когда я приехала к ней гости в Москву, она огорошила меня с порога: «Светлана, не пугайся. Я поступила в Литинститут, стала депутатом горсовета. И я беременна…» Наташа написала потрясающую книгу воспоминаний «Канатоходка», в 2019 году приезжала поздравлять нашу гильдию с 30-летием. Надеюсь, увидимся с ней на предстоящем «Лістападзе».


А Вера Полякова — мой заместитель по гильдии. Я видела ее своей преемницей, но сейчас она стала директором ТЮЗа. Придется подождать. Вера — одна из самых ярких наших актрис, отличный организатор. Она симпатична мне повышенным чувством справедливости и ответственности. Эта черта нас роднит.

«Задача — соответствовать»

— Светлана Ивановна, каким вам запомнился Владимир Высоцкий на съемочной площадке фильма «Сыновья уходят в бой»?

— Мне было всего 16 лет, я смотрела на него снизу вверх. На площадке он больше общался с режиссером картины Виктором Туровым, Алесем Адамовичем, по роману которого она снималась, и, конечно же, с Мариной Влади. Нелепо было лезть к нему на глаза. Разумеется, я понимала, что общаюсь с выдающимся человеком, но и до Высоцкого в моей жизни стали появляться выдающиеся актеры: Римма Маркова, Нина Сазонова, Виталий Соломин, Ефим Копелян… Всех и не перечислишь. Такие глыбы!


Несомненно, слава Высоцкого тогда гремела на всю необъятную страну, Владимир Семенович уже пережил клиническую смерть, шел 1969 год, все в группе слушали его песни. Многие удивлялись, что он не застал войну, но так прочувствовал в своих песнях ее трагедию. Мы вежливо общались, даже есть совместная фотография. Во время учебы во ВГИКе ходили с однокурсниками на его спектакль в Театр на Таганке. Когда позже узнали о его смерти, как раз находились с Виктором Туровым в Москве на Международном кинофестивале. Для нас это был шок. Я всегда с почтением относилась к своим великим коллегам и понимала, что уж если мне повезло оказаться рядом с ними, то у меня одна задача — соответствовать.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!

К юбилею Светланы Суховей телеканал «Беларусь 3» сегодня подготовил выпуск программы «Кадры жыцця» (повтор — в субботнем эфире).

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter