Почему дважды Герой Советского Союза Леонид Беда переживал из-за своего роста и едва не сменил фамилию

Жизнь как полет

Советский писатель Николай Бирюков в романе «Чайка», сюжетная линия которого построена на истории жизни партизанки Лизы Чайкиной, писал: «У героев бывает две жизни: одна короткая, обрывающаяся могилой, и вторая жизнь, проходящая через века…» Беларусь бережно хранит память о героях былых времен. В названиях наших переулков, улиц, площадей и проспектов мы увековечили их подвиги. Но часто мы даже не задумываемся, чьи фамилии видим на фасадах домов, чем они заслужили такой почет. Сегодня наш герой — дважды Герой Советского Союза Леонид Беда.

Леонид Беда. 1945, 1976 гг.

Беда, мечты и юность

Наверняка многие задаются вопросом, влияет ли говорящая фамилия Беда на судьбу человека? История жизни фронтовика, легенды авиации поможет если не ответить на вопрос, то задуматься над ним.

Леонид родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка Костанайской области в семье крестьян-хлеборобов Игнатия Яковлевича и Марии Антоновны Беды. В казахстанские степи на освоение земель по царскому указу родители будущего героя переехали из украинского села Подставки, что на Черкасовщине, в 1893 году.

Леониду было 18, когда он стал студентом физмата учительского института в городе Уральске. Скоро его избрали членом комсомольского бюро и поручили организовать парашютный кружок Осоавиахима. 1 июля 1939 года он впервые поднялся в небо. После прыжка с парашютом к Леониду подошел комиссар аэроклуба и посоветовал идти в авиацию.

Леонид Беда (крайний слева) с товарищами по Уральскому аэроклубу. 1940 год.

— Боюсь, по росту не подойду, — ответил сконфуженно Леонид. — Двух сантиметров для летчика не хватает.

— Поступай к нам в аэроклуб, а потом и в школу военных летчиков пойдешь. Направление мы тебе гарантируем, — улыбаясь ответил комиссар.

В 1940 году Леонид, окончив институт, начал работать в 10‑й начальной школе Уральска. Учительствовал недолго. В августе того же года по путевке комсомола Беду направляют в Оренбург, в 1‑ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов им. К. Е. Ворошилова. Рост 166 сантиметров не стал преградой, а чуть позже и вовсе спас от неминуемой гибели.

Леонид Беда в окружении летчиц.

Беда. Пришла война

Известие о начале войны застало Леонида в карауле по охране стоянки самолетов. На состоявшемся 22 июня митинге он сказал: «Сомнений нет в нашей победе, но она сама не придет. Отдадим, дорогие товарищи, все время учебе, чтобы успешно закончить училище и скорее попасть в ряды защитников Родины».

23 августа 1942 года Леонид Беда получает звание сержанта и назначается пилотом в 505‑й (с марта 1943‑го — 75‑й гвардейский) штурмовой авиаполк Сталинградского фронта. Бронированный штурмовик Ил-2, на котором ему предстоит летать, русские звали «летающим танком», а немцы — «черной смертью». Уже в первом боевом вылете Леонид в районе станции Варопоново подбивает фашистский танк из армады фельдмаршала Паулюса. В декабре того же года Леонид Беда получает свою первую награду — орден Красной Звезды.

Бронированный штурмовик Ил-2 в Лиде.
Всего за годы войны Леонид Беда на штурмовике Ил-2 совершил 214 боевых вылетов! Сегодня сын героя Леонид Леонидович Беда расскажет о некоторых из известных ему боевых эпизодах с участием отца.

А беда на вечный срок задержалася…

Слова из песни Владимира Высоцкого «Беда» идеально вписываются в судьбу Леонида Беды. Он навечно закрепил в истории боевой авиации и Беларуси свою фамилию, которая, к слову, корнями уходит во времена раннего христианства. Наши предки наряду с крестильным давали ребенку и второе — мирское имя, прозвище. По народным верованиям, ребенок с именем Беда будет счастливым, так как его будет охранять магическое имя-оберег. В большинстве случаев подобные имена-прозвища вытеснили имена крестильные. Сын героя отмечает, что некоторые соратники отца, свидетели его боевых дел, считали, что его оберегала фамилия. Но это далеко не так. На самом деле он и водимые им в бой летчики достигли высот боевого мастерства благодаря ежедневному и кропотливому труду перед каждым вылетом. Это выполнение расчетов и тренировки, в том числе с воздушными стрелками.

— Удивительная история случилась с отцом 14 сентября 1942 года под Сталинградом у станции Гумрак, когда при атаке железнодорожного узла на первом заходе вместо сброса бомб отец ошибочно пустил неуправляемые реактивные снаряды. Он уже начал отход вместе с группой, когда обнаружил, что бомбы находятся на борту. Отец принял решение вернуться и выполнить боевую задачу. Фашисты открыли с земли шквальный огонь. Несмотря на повреждения самолета, отец прицельно сбросил бомбы и взял курс на свой аэродром, но вскоре обнаружил, что четыре «мессершмитта» взяли его в «клещи» и стали по очереди в упор расстреливать. Отец был ранен в левый бок, руку и голову. Кровь залила левый глаз. У самолета было перебито управление, работали только триммер руля высоты и руль направления. Он продолжал полет, впереди показалась линия фронта. Наши зенитчики открыли яростный огонь по группе из четырех «мессеров» — и тех как ветром сдуло. Садиться отцу пришлось на брюхо самолета: стойки шасси при выпуске отделились и упали за пару километров до аэродрома.
Механики насчитали в штурмовике 380 пробоин от снарядов и крупнокалиберных пуль, не считая осколочных. Отец попал в госпиталь с двадцатью легкими ранениями, но через месяц вернулся в строй.

Когда важен каждый сантиметр

— Леонид, ваш отец комплексовал из-за роста? Какой, кстати, он был?

— 166 сантиметров. И он по этому поводу не переживал. Тем более была история, когда рост его спас. Дело было над Луганщиной, когда снаряд прошел через фонарь кабины и разорвал верх летного шлема. Был бы он хоть на сантиметр выше, то из полета не вернулся бы.
В Киевском музее истории Великой Отечественной войны я видел листовку, посвященную отцу. На ней изображен самолет, а в кабине почти не видно маленького летчика.
Вытаращенные глаза фашистских летчиков смотрят на его самолет и говорят, что в самолете нет пилота. Они и не стреляют, считая, что самолет без управления сам упадет. А вообще, отец в кабине подкладывал подушку, чтобы увеличить обзор. Еще он шутил, что не принял участие в Параде Победы на Красной площади из-за роста. На самом деле он должен был участвовать в воздушной части парада. Если бы не сильный дождь в этот день, Леонид Беда, ведущий группу из восьми дважды Героев Советского Союза, показал бы всему миру новый штурмовик Ил-10. К сожалению, воздушная часть парада была отменена.

Нам Беда не беда

Леонид Леонидович Беда, с которым мы встретились на улице имени его отца, а точнее, у дома № 5, на фасаде которого висит мемориальная доска, также посвятил свою жизнь небу. И он также служил летчиком-штурмовиком. Разве что летал уже на более современных самолетах. Но столько же лет, как и прославленный отец, — 36.

Леонид Леонидович Беда.

— Необычная фамилия нашей семье благоволила, — улыбаясь рассказывает Леонид. — Когда я служил (вышел в запас в 2009 году. — Прим. авт.) и потом работал в гражданской авиации, то мои коллеги часто шутили: если с утра поздоровался с Бедой, день будет удачным.

— Я читал, что многие летчики считали вашего отца счастливчиком и стремились к нему в эскадрилью?

— Да, это так. Потерь в эскадрилье отца было крайне мало. Например, в 1944 году был период, когда почти за полгода эскадрилья, совершив около 160 боевых вылетов, не потеряла ни одного летчика. Многие считали фамилию Беды чудесным оберегом. И стремились попасть служить к нему. Была такая история. Однажды отца вызвали в контрразведку, где рассказали о том, что взятые в плен немецкие зенитчики на допросе признались: у русских появилась фантастическая эскадрилья. Летают в ней бестелесные демоны, и стрелять по ним бесполезно, потому что пуля сквозь них проходит. Командует ими какой-то дьявол с мистической фамилией Беда. И у этих демонов такая тактика, что когда по ним кто-то стреляет, то они все начинают бить этого зенитчика, пока не уничтожат. И это действительно было так. Пленные признались, что по самолетам с белыми полосами они даже боялись стрелять. (Белые полосы нанесли по приказу генерала Черняховского, когда случился казус с обстрелом собственных войск. В этом обвинили 75‑й гвардейский штурмовой авиаполк, но по сей день идут споры. Однако за несколько месяцев боевых действий парк самолетов полка был заменен почти полностью, так что самолеты с полосами в основном остались лишь в эскадрилье Беды, которая имела мало потерь. — Прим. авт.). Когда на них орали командиры, зенитчики намеренно стреляли так, чтобы не попасть в самолеты группы Беды.

— По еще одной истории с вашим отцом можно смело снимать боевик.

— Это было 7 апреля 1944‑го при освобождении Крыма. Отец (а это был его 110‑й вылет) повел эскадрилью в атаку на вражеский аэродром у города Джанкой. Уже в ходе первой атаки на самолете отца была повреждена маслосистема двигателя: он остался без охлаждения и мог заклинить в любой момент. Но отец был ведущим группы и не вышел из боевого порядка, а продолжал атаки на подбитом самолете. Вскоре двигатель остановился, пришлось садиться в поле. И сразу к его самолету от аэродрома и ближайшей деревни помчались фашистские мотоциклисты и бронетранспортер. Отец со своим воздушным стрелком Семеном Романовым подожгли самолет и приготовились к бою с фашистами. Шансов выжить, а в плен они не собирались сдаваться, у них не было. Вдруг раздались выстрелы, запылал бронетранспортер, мотоциклисты начали разворачиваться — это пришла на помощь командиру его эскадрилья. Молодой летчик Анатолий Береснев, выполнявший, к слову, свой первый боевой вылет, посадил Ил-2 и на глазах у фашистов забрал на борт отца и его стрелка.

Быть Беде!

За годы войны Леонид Игнатьевич Беда на штурмовике Ил-2 совершил 214 боевых вылетов. Первый был под Сталинградом, последний — под Кенигсбергом.
Кроме двух Золотых Звезд Героя Советского Союза, за свои заслуги перед страной он был награжден орденом Ленина, орденом Александра Невского, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, множеством медалей. Фамилия Беда гремела не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. И тем не менее он не единожды думал о том, чтобы сменить ее. Сын героя рассказывает:

— Да, это так. В 1949‑м вопрос уже был почти решен, когда он собирался взять фамилию моей мамы Клары Андреевны Шестаковой. Но все же в последний момент передумал. Как мне потом объяснял, из-за Михаила Калинина, который в 1945 году запретил ему менять фамилию. Дело было в Кремле на награждении второй Золотой Звездой. Вручая ее, Михаил Иванович спросил:

— Это правда, Леонид, что вы собираетесь фамилию поменять?

— Да, есть такие мысли.

— А какую вы хотите? Иванов, Петров, Сидоров? Какую вы хотите?

— Я еще не решил.

— Ну вот смотрите, у нас фамилий  Иванов, Петров, Сидоров десятки тысяч. А Беда у нас одна. Вы прославили эту фамилию, я вам запрещаю ее менять.

То есть отец выполнил волю «всесоюзного старосты», тогда Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

— А вы, Леонид Леонидович, никогда не думали сменить фамилию?

— Даже мысли не было. Более того, я бы с удовольствием жил в квартире № 13 в доме № 13 по улице Леонида Беды.

И нет Беды

В БССР (в город Лиду) из Северной группы войск Леонида Беду перевели в 1963 году, где он принял должность командира 1‑й гвардейской истребительно-бомбардировочной авиационной Сталинградской ордена Ленина дважды Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии. Той самой дивизии, в составе которой он воевал. В феврале 1972‑го Беда был назначен на должность командующего 26‑й воздушной армией.

— До последнего дня жизни, — рассказывает сын героя, — отец был действующим летчиком. Например, в его летной книжке за 1968 — 1969 годы указано более 140 часов налета на самолетах Су-7Б и МиГ-17. В 1971 году отец был удостоен звания «Заслуженный военный летчик СССР». При всей сложности своей службы он был хорошим мужем и отцом, любил рыбалку, охоту, ходить за грибами. Никогда я не слышал от отца нецензурной брани, и никогда он физически не наказывал ни меня, ни брата, но вот в углу постоять пришлось…

В редакции газеты «Кустанайская правда» Леонид Беда с сыном Леонидом.  1975 год.

26 декабря 1976 года Белоруссия содрогнулась. Леонид Беда погиб в автомобильной катастрофе вместе с Председателем Президиума Верховного Совета БССР Федором Сургановым. Обоих похоронили на Восточном кладбище в Минске. Много самых невероятных слухов ходило об этой аварии, но сын Леонида Беды уверен, что никаких тайных смыслов искать не надо.
— Это было роковое стечение обстоятельств, не более того. Покрытие дороги было ужасным, а погода еще хуже: туман, гололедица, мокрый снег. При таких условиях быстрая езда может иметь катастрофические последствия. А еще и машина, в которой они ехали, отстала от основного кортежа. Добавлю, что сын Федора Сурганова впоследствии внимательно изучил документы и лично убедился, что никакого заговора не было.

В 1977 году в Минске именами Федора Сурганова и Леонида Беды были названы две улицы в Советском районе. Они совсем не случайно примыкают друг к другу...

Улица Леонида Беды на пересечении с улицей Федора Сурганова.

usachev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter