Жизнь как конкурс мотиваций

Об экономике государства

Рутинное на первый взгляд событие. За «круглым столом» дискутировали специалисты весьма отдаленных одна от другой сфер. С одной стороны, высокие должностные лица Комитета госконтроля во главе с Председателем Зеноном Ломатем. С другой — ученые, директора научных центров и академических институтов. Здесь главенствовал председатель президиума НАН Михаил Мясникович. Говорили о миллиграммах и тоннах, о процентах и миллиардах: об импортозамещении. Рутина?


Экономическое здоровье государства в чем–то следует законам социальным и даже биологическим. Если мотивация человека сильна (семья, научный труд, чемпионат), он и нужную форму держит, и добивается своего. Пожинает плоды и наслаждается жизнью. Если мотивации нет — работает кое–как, опускается по социальной лестнице. Более мотивированные его оттесняют. Жизнь не в радость.


Разве не так с государствами? Среди них тоже есть здоровые и не очень. Какой мы хотим видеть Беларусь? За «круглым столом» речь шла об этом. Если бы жизнь страны следовала прогнозам аналитиков–скептиков, ее экономика давно должна была зачахнуть. Но происходит обратное. Хватит лишь одного примера: МТЗ. Наша небольшая страна, сохранив тракторостроительную школу и мощности, уверенно держится в тройке мировых лидеров. Впрочем, собрались не о достижениях говорить. Есть причины для беспокойства.


Как заметил З.Ломать, в 2006 году по программе импортозамещения было произведено продукции на 2,1 млрд. долларов, а в 2007–м — только на 1,5 млрд. Доля этой продукции в общем объеме снизилась с 5,8 процента до 3,5... Сбой или тенденция, чем грозит?


Мы должны как можно больше производить того, что пока импортируем. Покупая чужое, мы зарплату «платим» иностранным рабочим. Рискуем национальной безопасностью. Речь не о том, чтобы заменить японские автомобили. Но — энергию, продукты, сельхозтехнику, удобрения, лекарства, технологические компоненты...


Обсуждались сферы наукоемкие и продукты высокотехнологичные. В каждой области есть предложения, позволяющие на 30 — 60 процентов (иногда и более того) заменить импорт.


...На стеклозаводе «Неман», использующем алмазный инструмент, «наш» составляет 60 процентов, а на Борисовском хрустальном — только 2. Консервантов для силоса мы ввозим на миллиарды рублей, хотя можем делать свои втрое дешевле. Выращивая хороший овес, хлопья «Геркулес» закупаем аж в Сибири. Оттуда идет и газ. Средний кпд промышленных печей — 5 — 15 процентов, хотя современная норма — 30. А ведь печи потребляют львиную долю газа, только в системе Минпрома их 450 штук!


Но при чем тут госконтроль? Ответ прозвучал в словах заместителя директора Института биоорганической химии НАН Елены Калиниченко. Здесь созданы уникальные средства молекулярной диагностики и лечения (например, рака крови). Им нет аналогов в странах СНГ. Но мы со своими уникальными препаратами не зарабатываем на этих рынках: мы их почти потеряли. Причина? Продукт нужно регистрировать, скажем, в России. Это не дело ученых. А производителю, заводу медпрепаратов, это почему–то неинтересно. Уже несколько лет.


Как сказал Михаил Мясникович, «всякий научный труд по определению импортозамещающий, иначе это профанация!» Но наш научный продукт не всегда порождает промышленный. Кому–то выгоднее иметь дело с импортным: препаратами, лекарствами, техникой...


На рынках нам противостоят не страны как таковые, а частные производители и посредники, чья мотивация сильна: прибыль. Стремясь завоевать наш рынок, они и средства используют сильные: лоббирование, иногда и подкуп. Не потому ли сопротивляются иные чиновники нашим инновациям, что имеют серьезную «мотивацию»? Или, напротив, вовсе ее не имеют. Патриотизм, очевидно, мотивация недостаточная. «У кого есть идеи и наработки — изложите! Кто и что мешает их реализовать — назовите! Примем решения. И впредь обещаем помощь!» — заверил З.Ломать.


«Рутинное» импортозамещение предполагает напряжение умов и сил. А это и есть путь к процветанию. Хорошая мотивация!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter