Галине Адамович – 50. Вместе с известным режиссером-документалистом вспоминаем ее самые знаковые работы
19.10.2019 10:49:14
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Галина Адамович — заметная фигура в белорусском документальном кино. Многочисленные премии и почти три десятка фильмов, по которым учатся будущие режиссеры. Она точно знает, за какие ниточки нужно потянуть, чтобы задеть за живое. В ее картинах — трогательные и пронзительные истории о судьбе страны и человеческих судьбах. Ее герои плачут, смеются, поют и путешествуют сквозь мечты и воспоминания — а вместе с ними и зрители разных стран, где работы Галины Адамович получают награды международных кинофестивалей. Мировое признание белорусской школы документального кино как одной из ведущих в мире — это в том числе и ее заслуга.
Сегодня титулованному режиссеру-документалисту — 50. Мы поздравляем Галину Валентиновну с красивой юбилейной датой и вместе с именинницей вспоминаем ее самые знаковые работы.
«Боже мой», 2005 г.
Ошибиться в выборе темы или героя — самое страшное в документальном кино. При этом я работаю только с теми, кто соглашается сниматься. Человек должен хотеть участвовать в кино, принимать камеру рядом, должен пускать нас в свое пространство и делить личные моменты с камерой. Если герой не хочет сотрудничать, его надо менять.
С Юлитой Кармазой — наверное, единственной в мире женщиной-скульптором, работающей с цементом, — мне очень повезло. Когда мы познакомились, ей было уже 84. Юлита жила с сыном Николасом и коровой Жибутей в деревеньке Пелегринда на границе Беларуси и Литвы. Она делала скульптуры Христа, Богоматери и устанавливала их на перекрестках дорог, на деревенском кладбище…
Сначала мне просто очень хотелось снять в том регионе, в те годы костел в Гервятах был еще мало известен. И я все ездила, ездила туда, но никак не могла найти героя. А потом мне рассказали о Юлите. Я приехала к ней и сказала, что хочу снять кино. Она радостно ответила: «Дамовiмся! Беларусь пра мяне яшчэ не чула». И я как-то сразу поняла: у нас все получится. Позже я узнала, что Юлита была очень известна в Литве. На одном из фестивалей в Вильнюсе спустя много лет после окончания съемок (героиня к тому времени уже умерла) местные этнографы не могли поверить: «Как, вы видели Юлиту Кармазу? Снимали ее?!»
«Заведенка», 2006 г.
Я родилась и выросла в Минске, поэтому деревня для меня всегда была местом почти сказочным. После успеха фильма «Боже мой» мне захотелось снять следующую картину на Полесье. Но поскольку региона не знала, точно так же садилась в машину, ехала по деревням и приставала к людям: «Есть у вас тут кто необычный?» И вот в деревне Старина мне рассказали, что есть у них семья Слуцких: 12 детей, глава семьи — колхозный бригадир. Но самое главное: осенью в семье намечалась большая полесская свадьба!
Полешуки — люди особые, с ними не просто работать. Они привыкли рассчитывать только на себя и настороженно относиться к чужакам. И, возможно, это
будет интересно: расположить к себе героев будущего фильма помогла ваша газета. Как раз во время наших съемок в Старине в «СБ» вышел большой материал о фильме «Боже мой», и вся деревня его прочитала. Так я стала для них не просто каким-то «режиссером из столицы», а режиссером, о котором написала газета.
Помню, как приставала на киностудии к редактору Владимиру Морозу: «Как назвать то, когда люди живут по-старому, вот как заведено?» И он вдруг сказал: «Так завядзёнка!» И это странное белорусское слово стало очень точным названием фильма.
«Инокиня», 2011 г.
Пожалуй, это одна из самых важных для меня лент. Знаю людей, чью жизнь она поменяла кардинально. И при этом вызвала огромную волну зрительского интереса. Может быть потому, что картина вышла как раз в тот момент, когда интерес к православию был особенный. «Инокиня» получила много наград, до сих пор мы показываем ее в кинозалах и на фестивалях.
Хотя работа для меня шла очень тяжело. Лента делалась в студии Свято-Елисаветинского монастыря. И единственный раз в моей профессиональной жизни героиня фильма — инокиня — могла зайти в монтажную и вмешаться в процесс работы. Поэтому что-то приходилось менять, что-то перемонтировать. До сих пор не знаю, пошло ли это на пользу картине. Хотя… Однажды мы показывали «Инокиню» в Киеве. И после фильма ко мне подошла женщина, которая была уверена, что я могу лечить рак: мол, я могу все, если сделала такое сильное кино.
«Лебеди», 2018 г.
«Лебеди» — рабочий позывной «скорой помощи» в Светлогорске. И насколько «Инокиня» попала в фестивальную струю, настолько «Лебеди» оказались
вне нее. Получилась странная история: с одной стороны, картину не берут западные фестивали, видимо, для них фильм не открывает ничего нового о нашей стране. С другой стороны, не жалуют «Лебедей» и российские фестивали, где в последнее время акценты смещаются в сторону патриотической темы. При этом фильм почему-то очень тепло принимают в Сибири: на фестивале в Новосибирске «Встречи в Сибири» картине дали Гран-при, сейчас зовут с показами в Тюмень, Омск…
Хотя съемки опять же были не самыми легкими. Зима, будни врачей провинциальной «скорой помощи»… Но снимали мы здесь не потому, что хотели показать неблагополучный регион. Просто почувствовали, что в Минске работать будет сложно, и когда нужно было принимать решение о локации, уехали в родной город оператора фильма Николая Скороходова.
Скажу честно: я не была готова к тому ужасу, который увидела. Меня поразила безграмотность населения: многие не соблюдают элементарные нормы гигиены, не знают свои диагнозы, не помнят, какие таблетки пьют… Удивило и абсолютное неуважение к работе врачей «скорой помощи». Каждый день мы ездили с бригадами на вызовы. У нас было несколько смен по 17 часов, у врачей — по 12. И только когда медики поняли, что мы работаем с ними на равных, что мы не приехали что-то быстро «урвать», они начали нам доверять.
Сегодня титулованному режиссеру-документалисту — 50. Мы поздравляем Галину Валентиновну с красивой юбилейной датой и вместе с именинницей вспоминаем ее самые знаковые работы.
«Боже мой», 2005 г.
Ошибиться в выборе темы или героя — самое страшное в документальном кино. При этом я работаю только с теми, кто соглашается сниматься. Человек должен хотеть участвовать в кино, принимать камеру рядом, должен пускать нас в свое пространство и делить личные моменты с камерой. Если герой не хочет сотрудничать, его надо менять.
С Юлитой Кармазой — наверное, единственной в мире женщиной-скульптором, работающей с цементом, — мне очень повезло. Когда мы познакомились, ей было уже 84. Юлита жила с сыном Николасом и коровой Жибутей в деревеньке Пелегринда на границе Беларуси и Литвы. Она делала скульптуры Христа, Богоматери и устанавливала их на перекрестках дорог, на деревенском кладбище…
Сначала мне просто очень хотелось снять в том регионе, в те годы костел в Гервятах был еще мало известен. И я все ездила, ездила туда, но никак не могла найти героя. А потом мне рассказали о Юлите. Я приехала к ней и сказала, что хочу снять кино. Она радостно ответила: «Дамовiмся! Беларусь пра мяне яшчэ не чула». И я как-то сразу поняла: у нас все получится. Позже я узнала, что Юлита была очень известна в Литве. На одном из фестивалей в Вильнюсе спустя много лет после окончания съемок (героиня к тому времени уже умерла) местные этнографы не могли поверить: «Как, вы видели Юлиту Кармазу? Снимали ее?!»
«Заведенка», 2006 г.
Я родилась и выросла в Минске, поэтому деревня для меня всегда была местом почти сказочным. После успеха фильма «Боже мой» мне захотелось снять следующую картину на Полесье. Но поскольку региона не знала, точно так же садилась в машину, ехала по деревням и приставала к людям: «Есть у вас тут кто необычный?» И вот в деревне Старина мне рассказали, что есть у них семья Слуцких: 12 детей, глава семьи — колхозный бригадир. Но самое главное: осенью в семье намечалась большая полесская свадьба!
Полешуки — люди особые, с ними не просто работать. Они привыкли рассчитывать только на себя и настороженно относиться к чужакам. И, возможно, это
Помню, как приставала на киностудии к редактору Владимиру Морозу: «Как назвать то, когда люди живут по-старому, вот как заведено?» И он вдруг сказал: «Так завядзёнка!» И это странное белорусское слово стало очень точным названием фильма.
«Инокиня», 2011 г.
Пожалуй, это одна из самых важных для меня лент. Знаю людей, чью жизнь она поменяла кардинально. И при этом вызвала огромную волну зрительского интереса. Может быть потому, что картина вышла как раз в тот момент, когда интерес к православию был особенный. «Инокиня» получила много наград, до сих пор мы показываем ее в кинозалах и на фестивалях.
Хотя работа для меня шла очень тяжело. Лента делалась в студии Свято-Елисаветинского монастыря. И единственный раз в моей профессиональной жизни героиня фильма — инокиня — могла зайти в монтажную и вмешаться в процесс работы. Поэтому что-то приходилось менять, что-то перемонтировать. До сих пор не знаю, пошло ли это на пользу картине. Хотя… Однажды мы показывали «Инокиню» в Киеве. И после фильма ко мне подошла женщина, которая была уверена, что я могу лечить рак: мол, я могу все, если сделала такое сильное кино.
«Лебеди», 2018 г.
«Лебеди» — рабочий позывной «скорой помощи» в Светлогорске. И насколько «Инокиня» попала в фестивальную струю, настолько «Лебеди» оказались
Хотя съемки опять же были не самыми легкими. Зима, будни врачей провинциальной «скорой помощи»… Но снимали мы здесь не потому, что хотели показать неблагополучный регион. Просто почувствовали, что в Минске работать будет сложно, и когда нужно было принимать решение о локации, уехали в родной город оператора фильма Николая Скороходова.
Скажу честно: я не была готова к тому ужасу, который увидела. Меня поразила безграмотность населения: многие не соблюдают элементарные нормы гигиены, не знают свои диагнозы, не помнят, какие таблетки пьют… Удивило и абсолютное неуважение к работе врачей «скорой помощи». Каждый день мы ездили с бригадами на вызовы. У нас было несколько смен по 17 часов, у врачей — по 12. И только когда медики поняли, что мы работаем с ними на равных, что мы не приехали что-то быстро «урвать», они начали нам доверять.
Сейчас я заканчиваю работу над новым фильмом «Хороших девочек не бьют», посвященным теме домашнего насилия. Но взялась за нее не потому, что она хайповая. А потому что познакомилась с женщинами, чьи истории меня совершенно поразили.leonovich@sb.by