Жизнь и смерть «отца тигров»

При обследовании подбитых «тигров» была выдвинута версия, что в головной машине сгорел не кто иной, как конструктор танка, пожелавший лично оценить их работу в бою, Фердинанд Порше...

В 1954 году после успешной сдачи вступительных экзаменов  я был зачислен слушателем Военной академии бронетанковых и механизированных войск Советской армии. Хотя мы и прибыли из разных военных округов, но многие знали друг друга еще со времен войны. Слушателями академии нашего курса были и пять Героев Советского Союза. Среди них — Александр Оськин.

О майоре Оськине было известно, что он, будучи командиром танка, воевал на 1-м Украинском фронте. В августе 1944 года на подступах к городу Сташув (Польша) он получил приказ: действовать в засаде в возможном направлении атак противника. Экипаж Т-34 выбрал выгодную огневую позицию и, замаскировавшись, приступил к беспрерывному наблюдению в готовности к немедленному открытию огня. 

12 августа наводчик орудия заметил колонну немецких танков. Огромные, еще не известные ему вражеские машины двигались мимо засады на расстоянии прямого выстрела, подставляя свои борта. 

— Огонь! – скомандовал младший лейтенант Оськин. Последовательно, начиная  с головного, экипаж поджег три «королевских тигра». Оставшиеся стали поворачивать назад. 

После боя при обследовании подбитых «тигров», остатков документов экипажей, технических формуляров была выдвинута версия, что в головной машине сгорел не кто иной, как конструктор танка, пожелавший лично оценить работу своих «тигров» в бою, Фердинанд Порше. В этой истории более всего удивительно то, что Порше в Советском Союзе знали давно, еще с довоенной поры… 

Фердинанд Порше получил инженерное образование. В 1898 году его принимают в конструкторское бюро на венский автомобильный завод «Лонер». Затем он сотрудничает с фирмами «Австро-Даймлер», «Даймлер-Бенц» и «Штейр». В молодости Фердинанд был неплохим спортсменом-автогонщиком. 

В 1909 году он стартует в ралли «Пробег имени принца Генриха» за рулем спортивного «Австро-Даймлера» собственной конструкции. На следующий год он разработал и собрал новую модель, развивавшую скорость 140 км/час. По существовавшим тогда правилам соревнований вместе с сидевшим за рулем водителем должен был выступать и механик. Таким механиком у Порше был восемнадцатилетний хорват Иосиф Броз – по прошествии многих лет… президент Югославии. 

В 1931 году 56-летний Порше открывает собственное конструкторское бюро. Завоеванный авторитет сыграл свою роль и в получении престижных заказов. 

В конце 20-х годов в Советском Союзе были приняты решения о строительстве автозаводов в Москве и в Горьком (Нижний Новгород). 

7 октября 1931 года был введен в строй Московский автозавод (АМО), а 1 января 1932 года начал действовать Горьковский автозавод, рассчитанный на 100 тысяч автомобилей в год. Но для огромной страны этого было явно недостаточно. Одним из способов скорейшего достижения желаемого являлось приглашение на службу крупных иностранных специалистов. Таковым в автомобилестроении считали и Порше. 

В 1932 году его приглашают принять участие в оказании помощи Советскому государству. В информационных материалах по истории фирмы «Порше» содержатся кое-какие подробности состоявшегося визита: «Порше… принял от России приглашение и совершил по этой стране большую ознакомительную поездку, включая все центры советского автомобилестроения тех лет. Ему разрешили посетить любые заводы, к которым он проявил интерес, и познакомиться со всеми конструкциями автомобилей, самолетов и тракторов. По-видимому, ни один европеец не имел такого шанса заглянуть в русскую промышленность, какой представился Фердинанду Порше. По окончании этой поездки, уже в Москве, русские предложили ему пост главного национального конструктора, пост, который давал обширную власть и привилегии. Он должен был перевезти в Москву свою семью. Выполнялись любые его пожелания. Но Фердинанд Порше отказался». Как отмечал в мемуарах его сын Ферри Порше, отца смущал языковой барьер. Однако существовали для отказа и другие, более серьезные причины. Советское правительство (вот тут-то и раскрывается главная причина) согласно было выполнять все прихоти Порше при одном условии: если он перевезет в Россию свое конструкторское бюро и порвет все связи с западным миром. 

— Для меня, — как заметил позднее Порше, — это было  равносильно поездке на Луну. 

После возвращения из необычного турне Порше стал главным конструктором фирмы, занимавшейся авиамоторами, гоночными автомобилями, танками, тракторами, ветряками. В 1934 году он направляет в Министерство транспорта Германии предложение о производстве так называемого народного автомобиля («фольксвагена»). Пришедший к власти Гитлер увидел в его идее выгодный пропагандистский ход. Но выросший за полтора года завод начал выпуск не «народного автомобиля», а машины для возрождения вермахта. 

С началом гитлеровской агрессии против СССР Порше просят оценить производственные возможности захваченных советских заводов, которые он посетил восемь лет назад. К чести конструктора, он не согласился сообщить о том, что ему доверительно раскрывали люди Страны Советов. Но одновременно доктор  и профессор Порше не отказался от участия в производстве «оружия смерти». 

В ноябре 1941 года Порше и другие инженеры-конструкторы танков и автомобилей, промышленники, военнослужащие Министерства вооружения и боеприпасов посетили танковую армию Гудериана, воевавшую на советско-германском фронте. Своей целью они ставили ознакомиться на месте с боевой машиной Красной армии – Т-34 и решить, как снова добиться технического превосходства над русскими в области танкостроения. 

Через два месяца после поездки Порше и Андерс лично докладывают Гитлеру разработанные проекты конструкций танков «тигр» и «пантера». А уже в марте 1942 года фирма Круппа и профессор Порше получили указание на проектирование 100-тонного танка «мышонок». 

Самоходное орудие «фердинанд», сконструированное на базе танка «тигр» с электродвигателем профессора Порше, представлялось автором фашистской элите в 1943 году. Фюрер был в восторге от всех этих машин. Но ни «королевские тигры», ни «пантеры», ни «фердинанды», ни три «мышонка», которые успели склепать гитлеровцы, не помогли Германии и ее сателлитам. 

…Параллельно с Нюрнбергским процессом над главарями Третьего рейха судили и тех, кто помогал выполнять преступные планы фашизма против человечества. Осудили и Порше. Отсидев 22 месяца в тюрьме, он вернулся в Штутгарт. 

Весть о том, что его любимое детище – «фольксваген» — начали выпускать в Вольфсбурге, он встретил с огромным удовлетворением и дал обет: снимать шляпу перед каждой машиной. До самой смерти он свято выполнял взятое на себя обязательство. Выйдя на прогулку и встретив «фольксваген», старик Порше останавливался, снимал головной убор и прижимал его к груди. Так и стоял создатель многопрофильной техники, пока не исчезал из вида автомобиль. 

А сгорел тогда, 12 августа 1944 года, в «королевском тигре», очевидно, один из представителей фирмы «Порше», имевший удостоверение, что он является конструктором этой фирмы. Таких, работавших у нее на различных участках, было предостаточно. 

Александр Оськин в 1957 году закончил академию и продолжал служить в Советской армии. В ноябре 1971 года в звании полковника он уволился в запас, после чего еще длительное время работал преподавателем…  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter